ФАС: «субподрядчики, у которых головные организации закупают комплектующие, повысили стоимость продукции».
— С течением времени количество формальных нарушений сошло на нет, мы уже не слышим о том, что какое-либо из предприятий срывает государственный оборонный заказ (ГОЗ). Это связано, прежде всего, с тем, что существенно ужесточены меры ответственности, вплоть до дисквалификации руководителей оборонных предприятий. Но появились другие угрозы, среди которых безудержный рост цен на оборонную продукцию, — рассказал журналистам в пресс-центре ТАСС в Новосибирске заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Даниил Фесюк.
Представитель ФАС пояснил, что основной причиной этой динамики стало своеобразное «разделение труда» в процессе выполнения заказа — некоторые комплектующие оборонные предприятия закупают у различных подрядных организаций, именно они увеличили стоимость своей продукции.
— С июля 2015 года вступили в силу поправки в закон об оборонном заказе, которые существенно изменили систему контроля за его выполнением. Сегодня мы сосредоточены на том, чтобы ни в коем случае не включались в стоимость оборонного заказа те работы и услуги, которые не ориентированные на его выполнение. Кроме того, контролируем соответствие цен, указанных исполнителем, с рыночными. За превышение, а факты такие уже имеются, законом предусмотрены штрафы до одного миллиона рублей, — рассказал Даниил Фесюк.
Заместитель руководителя ФАС также отметил, что существенно изменились принципы, в соответствии с которыми ведомство проводило проверки. В частности, «гостевые визиты» были заменены «точечными» и ориентированными на конкретные правонарушения.
— В работе у федеральной антимонопольной службы сегодня находится девять дел, все они в стадии расследования, поэтому назвать фигурантов я не могу. Мы также пока не можем говорить о каких-то сверхдостижениях антимонопольной службы, именно по новым направлениям контроля за исполнением ГОЗ, потому что закон вступил в силу только с июля 2015 года. Соответственно все дополнительные меры ответственности и составы правонарушений будут распространяться только на те факты, которые произошли после вступления закона в силу, — констатировал Фесюк.
Тем не менее, замглавы ФАС России подчеркнул, что все необходимые административные регламенты подготовлены и в следующем году, совместно с прокуратурой, контроль по новым нормативам, в том числе в рамках исполнения гособоронзаказа, будет усилен.
— Я не исключаю, что случаи завышения цен на комплектующие имеют место быть, но, на мой взгляд, ФАС РФ рассматривает ситуацию процедурно, а нужно посмотреть на нее комплексно, — рассуждает депутат Заксобрания, генеральный директор ОАО «Новосибирский механический завод «Искра» (работает в рамках ГОЗ — ред.) Анатолий Вандакуров. — Во-первых, например, мы работаем в рамках № 223-ФЗ, то есть делаем закупки в зависимости от количества участников и предложенной ими цены, которая сформировалась в ходе публичных торгов. Во-вторых, предприятию не выгодно покупать дорогие комплектующие — мы зарабатываем на цене переработки, поэтому заинтересованы в том, чтобы покупать комплектующие дешевле, получать больше прибыли и направлять ее, в том числе на социальные проекты. В-третьих, цена комплектующих зависит от повышения тарифов на газ, электроэнергию, инфраструктуру и в целом от обесценивания рубля.
Вандакуров привел пример: в 2015 году мэрия Новосибирска отменила для 60 местных промпредприятий льготу по налогу на землю в размере 30 %. Эти расходы производители были вынуждены заложить в стоимость продукции.
— Кадастровая стоимость на землю постоянно изменяется и не в сторону уменьшения, а этот вопрос регулирует государство, которое, с одной стороны, повышает тарифы ежегодно на 7—10 %, а с другой удивляется росту цен на продукцию и услуги. Еще один момент: у нас региональный коэффициент по выплате зарплаты 1,25, а в контрактах по исполнению ГОЗ заложен 1,2 и как компенсировать эту разницу не понятно. Так что нужно разбираться детально в каждой ситуации, не думаю, что кто-то из руководителей предприятий, исполняющих гособоронзаказ, в том числе подрядных и субподрядных организаций, специально идет на увеличение цены выпускаемой ими продукции, — резюмирует Анатолий Вандакуров.
По итогам девяти месяцев 2015 года объем производства оборонной продукции в Новосибирской области оценивался в 42 млрд рублей (объем всей выпущенной продукции — 319 млрд) и составлял 65 % от годового плана, сообщал вице-губернатор области Сергей Семка в ходе пресс- конференции в октябре.
— Темп роста производства оборонных предприятий составил 104 % в сопоставимых ценах и порядка 117 % в действующих ценах. Производственные лидеры — Филиал ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. Чкалова» (производит бомбардировщики Су-34), ОАО «НИИ Измерительных приборов — Новосибирский завод имени Коминтерна» (выпускает узлы и агрегаты для ЗРК С-300), АО «Швабе — Оборона и Защита» (средства наблюдения, прицелы и другую оптику) и ОАО «Новосибирский завод искусственного волокна» (боеприпасы), — сообщал прессе чиновник. По его словам, в целом в выполнении гособоронзаказа задействовано порядка двадцати оборонных предприятий региона.
Если темпы роста объема госзаказов у оборонных предприятий сохранятся, то объемы их производства будут увеличиваться более чем на1,26 млрд руб ежегодно, отмечал Семка.
В июне этого года губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий заявлял, что гособоронзаказ отрасли ВПК региона за 2014 год составил 57,1 млрд рублей, и в его исполнении принимали участие 39 предприятий. По прогнозам министерства финансов области, в 2015 году объем госзаказов должен был увеличиться на 14 % и составить примерно 65 млрд рублей.
Фото: actualcomment.ru
Уже несколько лет общественники безуспешно обивают пороги местных властей
Его обвиняют в получении взяток на общую сумму более 69 миллионов рублей
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»