В ОПК зафиксировали повышение цен при выполнении госзаказа

ФАС: «субподрядчики, у которых головные организации закупают комплектующие, повысили стоимость продукции».

— С течением времени количество формальных нарушений сошло на нет, мы уже не слышим о том, что какое-либо из предприятий срывает государственный оборонный заказ (ГОЗ). Это связано, прежде всего, с тем, что существенно ужесточены меры ответственности, вплоть до дисквалификации руководителей оборонных предприятий. Но появились другие угрозы, среди которых безудержный рост цен на оборонную продукцию, — рассказал журналистам в пресс-центре ТАСС в Новосибирске заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Даниил Фесюк. 

Представитель ФАС пояснил, что основной причиной этой динамики стало своеобразное «разделение труда» в процессе выполнения заказа — некоторые комплектующие оборонные предприятия закупают у различных подрядных организаций, именно они увеличили стоимость своей продукции. 

— С июля 2015 года вступили в силу поправки в закон об оборонном заказе, которые существенно изменили систему контроля за его выполнением. Сегодня мы сосредоточены на том, чтобы ни в коем случае не включались в стоимость оборонного заказа те работы и услуги, которые не ориентированные на его выполнение. Кроме того, контролируем соответствие цен, указанных исполнителем, с рыночными. За превышение, а факты такие уже имеются, законом предусмотрены штрафы до одного миллиона рублей, — рассказал Даниил Фесюк. 

Заместитель руководителя ФАС также отметил, что существенно изменились принципы, в соответствии с которыми ведомство проводило проверки. В частности, «гостевые визиты» были заменены «точечными» и ориентированными на конкретные правонарушения. 

— В работе у федеральной антимонопольной службы сегодня находится девять дел, все они в стадии расследования, поэтому назвать фигурантов я не могу. Мы также пока не можем говорить о каких-то сверхдостижениях антимонопольной службы, именно по новым направлениям контроля за исполнением ГОЗ, потому что закон вступил в силу только с июля 2015 года. Соответственно все дополнительные меры ответственности и составы правонарушений будут распространяться только на те факты, которые произошли после вступления закона в силу, — констатировал Фесюк. 

Тем не менее, замглавы ФАС России подчеркнул, что все необходимые административные регламенты подготовлены и в следующем году, совместно с прокуратурой, контроль по новым нормативам, в том числе в рамках исполнения гособоронзаказа, будет усилен. 

— Я не исключаю, что случаи завышения цен на комплектующие имеют место быть, но, на мой взгляд, ФАС РФ рассматривает ситуацию процедурно, а нужно посмотреть на нее комплексно, — рассуждает депутат Заксобрания, генеральный директор ОАО «Новосибирский механический завод «Искра» (работает в рамках ГОЗ — ред.) Анатолий Вандакуров. — Во-первых, например, мы работаем в рамках № 223-ФЗ, то есть делаем закупки в зависимости от количества участников и предложенной ими цены, которая сформировалась в ходе публичных торгов. Во-вторых, предприятию не выгодно покупать дорогие комплектующие — мы зарабатываем на цене переработки, поэтому заинтересованы в том, чтобы покупать комплектующие дешевле, получать больше прибыли и направлять ее, в том числе на социальные проекты. В-третьих, цена комплектующих зависит от повышения тарифов на газ, электроэнергию, инфраструктуру и в целом от обесценивания рубля. 

Вандакуров привел пример: в 2015 году мэрия Новосибирска отменила для 60 местных промпредприятий льготу по налогу на землю в размере 30 %. Эти расходы производители были вынуждены заложить в стоимость продукции. 

— Кадастровая стоимость на землю постоянно изменяется и не в сторону уменьшения, а этот вопрос регулирует государство, которое, с одной стороны, повышает тарифы ежегодно на 7—10 %, а с другой удивляется росту цен на продукцию и услуги. Еще один момент: у нас региональный коэффициент по выплате зарплаты 1,25, а в контрактах по исполнению ГОЗ заложен 1,2 и как компенсировать эту разницу не понятно. Так что нужно разбираться детально в каждой ситуации, не думаю, что кто-то из руководителей предприятий, исполняющих гособоронзаказ, в том числе подрядных и субподрядных организаций, специально идет на увеличение цены выпускаемой ими продукции, — резюмирует Анатолий Вандакуров. 

По итогам девяти месяцев 2015 года объем производства оборонной продукции в Новосибирской области оценивался в 42 млрд рублей (объем всей выпущенной продукции — 319 млрд) и составлял 65 % от годового плана, сообщал вице-губернатор области Сергей Семка в ходе пресс- конференции в октябре. 

— Темп роста производства оборонных предприятий составил 104 % в сопоставимых ценах и порядка 117 % в действующих ценах. Производственные лидеры — Филиал ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. Чкалова» (производит бомбардировщики Су-34), ОАО «НИИ Измерительных приборов — Новосибирский завод имени Коминтерна» (выпускает узлы и агрегаты для ЗРК С-300), АО «Швабе — Оборона и Защита» (средства наблюдения, прицелы и другую оптику) и ОАО «Новосибирский завод искусственного волокна» (боеприпасы), — сообщал прессе чиновник. По его словам, в целом в выполнении гособоронзаказа задействовано порядка двадцати оборонных предприятий региона. 

Если темпы роста объема госзаказов у оборонных предприятий сохранятся, то объемы их производства будут увеличиваться более чем на1,26 млрд руб ежегодно, отмечал Семка. 

В июне этого года губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий заявлял, что гособоронзаказ отрасли ВПК региона за 2014 год составил 57,1 млрд рублей, и в его исполнении принимали участие 39 предприятий. По прогнозам министерства финансов области, в 2015 году объем госзаказов должен был увеличиться на 14 % и составить примерно 65 млрд рублей.

Фото: actualcomment.ru

tkrasnova

Recent Posts

Применение золошлаков при строительстве дорог по госзаказу станет обязательным

Соответствующие нормативные акты планируют принять в ближайшие месяцы.

6 часов ago

В Сибири выросло производство мебели

Эксперты ЦБ также отмечают рост интереса к аутентичной продукции мебельщиков.

9 часов ago