В регионе почти 29 % необрабатываемых сельскохозяйственных земель

Больше всего неиспользуемых земель в Кыштовском районе.

Депутаты-аграрии обсудили меры, принимаемые по возвращению необрабатываемых земель в сельскохозяйственный оборот, сообщили в пресс-службе Заксобрания области.

С докладом о ходе работ, проводимых по инвентаризации неиспользуемых земель сельхозназначения и возвращению их в сельскохозяйственный оборот, на заседании комитета регионального парламента по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям выступил врио министра сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко. Он сообщил, что в 2015 году создана автоматизированная информационная система учёта и мониторинга сельскохозяйственных земель Новосибирской области, в 2017 году в систему внесены данные о сельскохозяйственных угодьях по всем 30-ти районам Новосибирской области.

— Всего на сегодня обследованы 3 миллиона 800 тысяч гектаров пашни, — ответил врио министра. — Из них признано неиспользуемыми 1 миллион 100 тысяч гектаров (28,5 процентов). Причём полмиллиона таких «заброшенных» гектаров могут быть возвращены в состояние пашни без особых финансовых вложений. Ещё 200 тысяч гектаров потребуют серьёзных финансовых затрат, оставшиеся 400 тысяч гектаров имеющимися у нас техническими средствами ввести в оборот не представляется возможным.

Менее всего неиспользуемых земель в Кочковском районе — 1,8%, более всего — в Кыштовском — 80,8%.

Всего в 2017 году введено в оборот 50,1 тысяч гектаров. Это больше, чем в 2016 году, когда вели в оборот 40,3 тысяч гектаров. План текущего года – 34,7 тысяч гектаров.

— Имеется действенный механизм воздействия на нерадивых землепользователей: повышение ставки земельного налога в несколько раз, — подчеркнул Евгений Лещенко. — Общая сумма доначисленного земельного налога в 2012-2016 годы составила более трёх миллионов 700 тысяч рублей. Суммы получились не очень значительными, поэтому данному направлению работы уделяется особое внимание.

Заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Глеб Поповцев обратил внимание коллег-депутатов на то, что «возвращение» заросших земельных участков дело очень затратное.

— Чтобы ввести землю в сельхозоборот, которая не работала три-четыре года, надо потратить раз в пять больше солярки, чем обычно, — подчеркнул он. — Я присутствовал на совещании в Совете Федерации. Там озвучивались такие цифры: по стране за 2016 введено было в оборот 120 тысяч гектаров заброшенных земель. Из них 43 ввела Новосибирская область. Мы одни такие передовые? Мы распахали и засеяли заброшенные земли, затратили бешеные деньги на это, и потом получили обвал цен по зерну. Может быть, нет смысла бежать впереди паровоза? Может быть, сделаем сначала анализ того, что мы производим, и потом уже верстать некие планы ввода земель?

Его поддержал депутат Юрий Бугаков:

— А вообще, нам нужно осваивать эти земли? Сегодня девать некуда урожай с уже возделанной земли, а если освоим ещё миллион гектаров, то стоимость зерна будет три рубля килограмм Кто-то эти моменты просчитывает? — поинтересовался Юрий Бугаков.

По мнению Евгения Лещенко, никто никого не заставляет вводить земли в оборот.

— Введённые площади засеваются не только зерновыми. У нас существенно увеличились высокомаржинальные, экспорториентированные сельхозкультуры, площадь под которые растёт более существенно, чем под зерновыми, — Вопрос в правильном использовании имеющихся ресурсов и рациональном размещении посевных площадей. Чтобы каждая культура была востребована на рынке. Именно для этого мы и проводим мониторинг, — заявил врио министра.

— В Воронежской области используются сельхозземли на 102 процента, — сообщил заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин. — Там даже овраги распахали и засеяли. У нас земля используется на 70 процентов. Может быть, это говорит о том, что у нас пахать землю невыгодно, неинтересно? Основной ресурс на селе не земля, основной ресурс– это люди. Поэтому предлагаю: людям, которые ковыряют эту землю, особенно в Багане, Карасуке, просто в ноги поклониться! За то, что они там ещё работают а не перебрались в город и не сели на социальные пособия. А сегодня надо думать, как сделать так, чтобы работать и жить на земле было интересно и выгодно. А проверки и штрафы вообще убрать!

Председатель комитета Олег Подойма признал, что мониторинг состояния сельхозугодий — дело полезное.

— Мы понимаем, что это необходимо для того, чтобы поставить под контроль характер использования земли, и рациональность применения мер господдержки. Не хотелось бы только, чтобы этот контроль стал дополнительным обременением для крестьянина, — высказался Олег Подойма.

По мнению председателя комитета, не стоит бояться земельных площадей, которые возвращаются в оборот.

— Мы видим, что у нас есть рынки сбыта, это 50 миллионов тонн зерна, которые проданы в этом году за рубеж. Надо выстраивать механизм, который позволит формировать правильную цену для аграриев Новосибирской области. Этот механизм может включать в себя, в частности, льготный железнодорожный тариф для вывозки, регулирование объёмов хранения, правильную работу по товарным интервенциям, всё это должно способствовать на территории становлению справедливой цены. На сегодня пшеницу покупают уже 9 тысяч рублей за тонну, что свидетельствует — выращивание пшеницы в наших условиях может быть рентабельным.

Фото: баз- pixabay.com, автор- monikazoran, др- пресс-служба Заксобрания

tkrasnova

Recent Posts