«Вагонов до сих пор нет и ничего не происходит»

Инфраструктура не позволяет вывезти сибирское зерно — рынок стоит, цены падают.

— Как таковые системные экспортные поставки зерна из Новосибирской области так и не налажены. Да, АО «Объединенная зерновая корпорация» (ОЗК) закупила у крестьян области около 100 тыс тонн и сейчас пытается вывезти их на экспорт. У прочих игроков — «Новосибирская продовольственная корпорация» (НПК), небольших зернотрейдеров — поставки в Китай, Монголию срываются, так как нет ни квот, ни вагонов. Рынок стоит, цены падают — инфраструктура не позволяет вывезти зерно из Сибири, — констатировал председатель совета директоров ОАО «Половиновский элеватор», депутат Заксобрания Денис Субботин.

Он отметил, что ОЗК закупал в области зерно 4 класса с определенными характеристиками в Карасуке и Багане, где платил за него 6930 руб за тонну. А простое зерно как стоило около 6000 руб на мелькомбинате и около 5000 в Карасукском и Краснозерском районах области, так и стоит. Но общую картину на рынке региона ОЗК скорректировал.

По его оценкам, в 2018 году зерно нового урожая захлестнет рынок.

Выполнить все договоренности по зерну не удалось

— Мы постоянно поднимаем этот вопрос. В середине февраля член аграрного комитета регионального парламента Глеб Поповцев озвучивал его на заседании Совета Федерации, но подвижек не видно. На 1 июля 2017 года РФ вышла с зерновым балансом 21 млн тонн, на 1 июля 2018, по экспертным прогнозам, он составит около 29 млн тонн. При этом озимые в основных зернопроизводящих регионах страны дали хорошую всхожесть, а значит урожай с большой долей вероятности снова перевалит за 100 млн тонн, то есть вагоны будут работать в европейской части России. До Сибири они не доедут, — прогнозирует Субботин.

Аграрии предупреждают о новом зерновом кризисе осенью 2018 года

В такой ситуации, по его мнению, говорить о диверсификации посевов бессмысленно. Не важно, чем крестьяне будут засевать поля: зерном, масличными культурами и т.д. вывозить этот урожай будет не на чем, а хранить негде.

— Согласно постановлению Правительства РФ, зерно с элеваторов Сибири должно быть вывезено до мая 2018 года — около 500 тыс тонн. Но, пока не понятно куда оно уйдет? Если зерно «выбросят» на сибирский рынок, то это еще больше обвалит цены. Если оно будет вывозится из региона, то с рынка будут изъяты вагоны, которых не хватает местным компаниям и зернотрейдерам, — говорит собеседник Infopro54.

Гендиректор «Новосибирской продовольственной корпорации», глава общественного совета минсельхоза области Александр Тепляков заявил, что на сегодняшний день из региона на экспорт вывезено всего 10-15% от заявленных объемов. Местные трейдеры по-прежнему сидят без вагонов-зерновозов.

Более 20 тысяч тонн зерна отправлено из Новосибирской области поездами-экспрессами

— Никто ничего не делает — новосибирским аграриям по факту предложили «выскребаться» из ситуации самостоятельно, — добавил он.

В интервью журналу «Председатель» в феврале Александр Тепляков сообщал, что владельцы вагонов предлагают зернотрейдерам тарифы — до 4-5 тысяч рублей на тонну. При этом Тепляков подчеркнул, что поисками вагонов под зерно занимается не Минтранс РФ, а федеральный и региональные минсельхозы.

— «НПК» в нынешнем сезоне вывезет в Манчжурию около 50 тысяч тонн зерна — пшеницы, ячменя и овса. Что-то отгрузим в Монголию. Но это — капля в море, и не делает рыночную погоду. Более или менее свободно мы отгружаем в Китай лишь рапс. Значит, это недоработка государства, а не бизнеса, — отметил Тепляков в интервью изданию.

Зерно в Китай повезут контейнерами

Президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» (СТЭЛС) Сергей Максимов согласился, что проблемы с зерновозами существуют, так как этот подвижной состав используется сезонно — осень-зима, а остальное время простаивает или переориентируется на другие грузы. Кроме того, в центральной части России сегодня сложились более конкурентные цены

— СТЭЛС выступал с предложением о сокращении транспортно-логистических издержек за счет перевозки зерна в контейнерах. Но возникла проблема: серьезно сэкономить на логистике можно только при организации доставки до конечного покупателя, а не до портов Новороссийска. Для этого зернотрейдер должен либо озвучивать покупателя, но он боится, что сельхозпроизводитель заключит договоры на прямую, либо сам организовывать транспортную перевозку. Пока зернотрейдеры на это не соглашаются —переговорный процесс идет, но он очень долгий, — пояснил Максимов.

Собеседники Infopro54 также прокомментировали планы правительства области о создании регионального оператора.

— Региональный оператор не может работать без вагонов, а значит нужны средства на их покупку или приобретение в лизинг. При этом в портах отгрузки Новороссийска не хватает мощностей: они уже перевалили за 30 млн тонн — это фантастический результат. Так что не думаю, что появление регионального оператора изменит ситуацию, — говорит Денис Субботин. — Административными методами ее скорректировать тоже нельзя. Надавить на РЖД невозможно, так как подвижной состав принадлежит не железной дороге, а АО «Русагротранс» и маленьким компаниям, которые работают там, где выгодно — на «коротком плече». Нужны системные решения.

По оценкам Сергея Максимова, в создании регионального оператора много нюансов. Это не только покупка подвижного состава, но и выстраивание системы перевозок, логистики, а это очень сложный процесс.

Вопрос о создании в Новосибирской области регионального оператора по перевозке зерна обсуждался в начале марта на выездном совещании врио губернатора Андрея Травникова в Татарский район.

По состоянию на 5 марта в Минсельхоз РФ ОАО «РЖД» поступило 417 заявок на льготные перевозки зерна, согласовано к вывозу по льготному тарифу 868,1 тыс. тонн зерна на общую сумму субсидий 821,1 млн руб. (12 672 вагонов). Из них 99,7 тыс тонн из Новосибирской области. Лимиты субсидий по перевозкам из региона выбраны на 100%, отмечается на сайте ведомства. 6 марта на совещании первый замминистра Джамбулат Хатуов указал на необходимость скорректировать лимиты регионов на льготные перевозки и подтвердил выделение дополнительных объемов на вывоз излишков зерновых запасов из Новосибирской и Омской областей. Он также рекомендовал ОЗК активизировать вывоз зерна из этих регионов с учетом добавленных лимитов. Участники совещания решили провести дополнительные консультации по ситуации на зерновом рынке Оренбургской, Курганской, Новосибирской и Омской областей, говорится в сообщении Минсельхоза РФ.

Фото: официальная группа Минсельхоза России ВКонтакте

Юлия Данилова

tkrasnova

Recent Posts

Житель Новосибирска угрожает расправой своей семье

Соседи вызвали полицейских, но дебошира отпустили через два часа.

5 часов ago