Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Целями действий купечества были не только обогащение и приумножение своего капитала, но и проявлялось стремление к просветительству и благотворительности. Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей – о любви к ближнему. Свое выражение это получило в раздаче милостыни. Идея этой милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми средствами духовно-нравственной педагогики1. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. Древнерусские благотворители стремились совершать добрые дела не только ради повышения уровня общественного благосостояния, но и чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования.
Начало развития частной благотворительности
Благотворительность это неотъемлемая часть общества, она необходима для объединения людей и обеспечения общими усилиями помощь тем, кто в ней реально нуждается. Во время правления Александра I частная благотворительность получает особое развитие. Большей частью благотворительностью занимались женщины, в первую очередь, императрицы. Так, жена Александра I – императрица Елизавета Алексеевна – создала общества: Императорское Человеколюбивое и Женское Патриотическое. На счету Императорского Человеколюбивого общества находились богадельни, ночлежные приюты, народные столовые, больницы и т. д.
При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали большие суммы на основание учебных обществ и заведений. Всего в Российской Империи к 1902 г. функционировало 11 040 благотворительных учреждений, 19 108 приходских попечительских советов. В 1913 г. в России действовало 1 300 монастырей и еще больше храмов, которые содержали больницы, богадельни, приюты.
В благотворительности сохранялась древнерусская традиция, которая всегда определяла качество благотворительности не практической целесообразностью, а мерой вложенной в нее души. Это очень важный аспект в изучении истории предпринимательской деятельности, потому что часто говорят о купеческой примитивности и доминирующем стремлении к обогащению, хотя это не единственные их отличительные черты. Действительно необходимо рассматривать такую тему как менталитет жителей того времени. Нужно упомянуть, что менталитет является высшим, по сравнению с социальной психологией, уровнем характеристики личностей и общества, при этом, конечно, находится с ней в неразрывной связи. Соответственно изучение социальной психологии и менталитета позволяет нам более полноценно рассуждать об особенностях развития регионального купечества и экономики края.
Предприниматели занимали особое место в благотворительности. Предприниматели из купечества, будучи ограничены в политической, государственной деятельности (дворянство относилось к ним презрительно), избрало для себя «благотворение» в качестве мировоззренческого, социальнонравственного поведения. Они занимались благотворительностью исходя из религиозных соображений, так как это считались выполнением какого-то свыше данного долга.
Конечно, не следует идеализировать благотворительную деятельность промышленной элиты. Но многие промышленники начинали понимать, что без профессионального обучения и заботы о рабочих невозможно увеличить производительность труда, получать прибыль. Поэтому на основе благотворительных сборов начали открываться бесплатные школы, коммерческие и ремесленные училища.
С конца XVIII в. открываются и другие проявления благотворительности в виде меценатства – покровительства искусству, наукам, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т. д., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. В России меценатство чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл. Именно благодаря купцам- промышленникам в течение XIX в. были созданы сотни музеев.
Со второй половины XIX в. все крупнейшие российские предприниматели занимались благотворительностью и меценатством. Благотворительность была характерной чертой и для западносибирского купечества.
Благотворительность можно рассматривать, как типичное явление общественной жизни региона, которое касалось многих её сторон.
Необходимость делиться своим богатством с нуждающимися внедрялась в сознание купцов вместе с основными догматами православия.
Стоит заметить, что еще одной причиной благотворительности можно назвать тщеславие купцов. За наиболее крупные пожертвования правительство награждало орденами, жаловало чинами и званиями, купцы- жертвователи имели возможность занимать почетные должности в городском самоуправлении. Нельзя исключать давление на купцов со стороны местной администрации, которая хотела показать перед правительством свою общеполезную деятельность и понуждала купцов делать большие пожертвования на какие-либо крупные проекты, обещая взамен свою поддержку при хлопотах о наградах и званиях. Часто такая инициатива исходила от местных священников и руководителей епархии, и они находили поддержку своих начинаний у местного купечества.
Особое внимание при характеристике благотворительности следует обратить на личные качества купцов, их семейное положение, характер их жён и т.д. Часто несколько купцов при примерно равных капиталах и доходах с них сильно отличались друг от друга в размерах благотворительности. Например, положительно влияли на размеры пожертвований добродушие купца, его любовь к общественному признанию своих заслуг. Больше других жертвовали вдовцы и семьи, где не было детей, не было прямых наследников. А меньше других жертвовали люди болезненно скупые или наоборот, склонные к бездумной трате больших средств ради удовлетворения личных потребностей (отдых, развлечения и прочее). Как правило, в коммерции дела обстояли гораздо лучше у первых и хуже у вторых, то есть успех в деле был прямо пропорционален щедрости и благотворительности.
Особенности благотворительности сибирских купцов
Развивающаяся в России благотворительность и меценатство в конце XIX – начале XX вв. не обошли стороной большую часть сибирского купечества. Западносибирское купечество выделяло средства на устройство церквей, богаделен, библиотек, зрелищных представлений, участвовало в общественной деятельности. Для православного купечества являлось характерным стремление получить «спасение души» через активную благотворительную деятельность.
На территориях Томской, Тобольской губерний, Алтайского горного округа существовало множество общественных организаций, занимающихся вопросами благотворительности. Обычно их возглавляли высшие должностные лица городов и губерний. Так как царское правительство не включало в бюджет расходы на социальное обеспечение и развитие культуры, средства на эти цели состояли из добровольных пожертвований. Состоявшийся в марте 1910 г. Всероссийский съезд деятелей по призрению отметил, что лишь 25% всего бюджета этой системы исходило из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% составляли средства частной благотворительности, добровольных пожертвований2.
Если принять во внимание, что в городах Западной Сибири земства практически отсутствовали, объёмы добровольных пожертвований частных лиц превышали даже общероссийские нормы.
Наиболее характерные примеры по объёмам пожертвованных средств и разнообразию сфер их вложения можно наблюдать в Томске. Положительный опыт томского купечества широко распространялся и по другим регионам Западной Сибири, где на первом месте стояли пожертвования на церковные нужды. Ещё в начале XIX в. крупные пожертвования в пользу церкви делал городской голова и самый богатый купец города М.А. Мыльников. За это и за постройку в Томске «собственным иждивением» каменной больницы для 32 человек он был награждён золотой медалью для ношения на шее на Владимирской ленте (ленте ордена Св. Владимира).
Показательна для Томска в плане купеческой благотворительности история строительства Троицкого кафедрального собора, которая длилась более полувека. В списке жертвователей на строительство и восстановление собора входило большинство томских купцов. Важную роль в этом играли Ф.С. Толкачёв, П.В. Михайлов, Д.И. Тецков, Н.Е. Филимонов, Я.М. Серебренников, Н.И. Вере-щагин и многие другие. Но и среди них по размерам пожертвования выделяется З.М. Цибульский. По завещанию вдовы Цибульского, Федосьи Емельяновны, после её смерти 150 тыс. рублей должны были пойти на завершение строительства Троицкого собора.
«Сибирская газета» в 1886 г. сообщила об этом событии: «3 апреля исполнитель завещания Ф.Е. Цибульской, И.М. Иваницкий, внёс в Томскую городскую думу облигациями восточного займа 150 000 рублей, пожертвованных покойной на постройку нового в Томске кафедрального собора»3.
Забота о нуждах образования была одной из главных составляющих общественной и культурной деятельности сибирских предпринимателей. Независимо от уровня грамотности, многие предприниматели, активно участвовавшие в общественной жизни, жертвовали деньги на нужды образования и придавали этому большое значение.
Например, в Барнауле купец И.И. Поляков в 1901 г. выделил средства для сооружения здания женской приходской школы. Дворянин винозаводчик И.К. Платонов являлся членом Общества попечения о начальном образовании, попечителем женской и мужской гимназий, участвовал в работе комиссии по открытию в Барнауле сельскохозяйственного института. Братья Ворсины были членами попечительского совета женской гимназии, П. Грязнов – попечителем 17-го мужского училища, М. Морозов – двухклассного смешанного и т. д. Особенно много жертвовал на нужды образования барнаульский купец В.Д. Сухов, член Общества попечения о начальном образовании. Это стало одной из причин присвоения ему звания почетного жителя Барнаула. Среди попечителей учебных заведений были барнаульские купцы Голевы, Е. Ельдештейн, Федуловы и другие.
Купеческая династия Второвых – одна из наиболее известных. Деятельность Второвых постоянно находилась в центре внимания общественности. Основатель династии Второвых, Александр Федорович (1841 – 1911), в двадцатилетнем возрасте в 1861 г. переселился в Сибирь из Костромской губернии. Здесь он удачно женился на дочери купца с богатым приданым. И уже через пять лет, в 1867 г., молодой купец открыл в Иркутске мануфактурную торговлю, а в 1871 г. записался во вторую гильдию. Второв большими партиями закупал товары в Москве и на Нижегородской ярмарке, где его хорошо знали, и сбывал торговцам в Иркутске. Специализируясь на продаже мануфактуры, торговый дом скупал там же сельскохозяйственную продукцию, золото, пшеницу. Как и все сибирские купцы того времени, Второвы занимались ростовщичеством, сдавали деньги предпринимателям под большие проценты. С 1876 г. Александр Федорович числится уже купцом первой гильдии, а в 1895 г. получил звание потомственного почетного гражданина. Фирма Второва открыла магазины и склады в Иркутске, Томске и других городах. Ее валовая прибыль в 1887 – 1888 гг. составляла 1 000 рублей. В 1897 г. отделениями в Сибири стали руководить сыновья Александр и Николай. Они открыли магазины и склады в Барнауле, Бийске, Новониколаевске, Камне, а в 1906 г. купили мануфактурные магазины. Второвы монополизировали до 90% торговли мануфактурой и беспощадно расправлялись с конкурентами.
Для дореволюционного новониколаевского купечества также было характерным стремление помогать бедным в виде бесплатной раздачи муки и масла, одежды и обуви и других благотворительных акций. Особенно много благотворительной деятельностью на рубеже веков занимались такие новониколаевские купцы, как Н. Мезенцев, Е. Жернаков, Д. Маштаков, И. Поляков, Т. Тайманов, Т. Крестов, Н. Пастухов.
В 1887 г. в Колывани купец К. Кривцов на свои средства построил левый придел в соборе А. Невского4. В 1887 г. там же купец Е. Жернаков построил и оборудовал церковно-приходскую школу и пожертвовал 1 тыс. рублей на облачения и церковную утварь.
В 1895 г. купец П. Кайманов в с. Ояшинском на свои деньги построил церковь.
Особенно заметной благотворительной деятельностью в Новониколаевске отличался председатель местной старообрядческой общины купец И. Поляков. Он пожертвовал значительные средства на постройку храма и школы, постоянно организовывал сбор средств на благотворительные нужды5.
Под влиянием купечества благотворительной деятельностью занимались и представители сибирской интеллигенции. Так, статский советник инженерпутеец Г. Будагов в 1897 г. построил и оборудовал на свои средства школу, где обучалось 140 детей6.
Исторические примеры, приведенные выше, являются наглядным пособием как важно сохранять и поддерживать рвение к благотворительной деятельности, ведь благодаря этому произошел огромнейший вклад в историю нашей страны. Многими результатами этой деятельности пользуемся мы сами и по сей день. Хочется сказать о важности сохранения памяти о выдающихся предпринимателях — общественных деятелях прошлого. Если не забывать о прошедших этапах в истории предпринимательства, мы сможем учиться, брать пример и перенимать опыт прошлых столетий, уверенней идти по своей дороге и помнить об ошибках и успехе других людей. Благодаря истории люди помнят о важности совершения добрых дел, необходимости благотворительности, помощи близким.
Поэтому не менее важна тема привлечения современных предпринимателей к участию в благотворительной и общественной деятельности. Одна из мер привлечения – объяснить какая выгода в участии в подобных акциях. Как минимум, благотворительность это привлечение активной аудитории. Люди, которым интересны социальные проекты это большая и подвижная аудитория, с ней полезно работать, однако многие предприниматели пока что с этой аудиторией не научились разговаривать. Когда появляются новые социальные проекты бизнеса, это приводит новых пользователей, что хорошо для маркетинга и выручки в долгосрочной перспективе.
Далее приведен пример о выгоде участия в благотворительности. Если предприниматель рассказывает о том, что, с средств полученных от продажи товаров, идет процент на помощь нуждающимся, это привлекает людей готовых, но еще пока не знающих как помогать другим. В дальнейшем при выборе альтернативных товаров, с большей вероятностью выберут продавца связанного с добрыми делами, ведь это влияет в том числе на его репутацию. Если компания ассоциируется с чем-то хорошим, возникает институт доверия. Необходимо доносить информацию о важности благотворительности, опираясь на историю предпринимательства, чтобы в современном мире предприниматели могли опираться на опыт других людей и внедрять основные знания об этом сейчас.
Для Западной Сибири рассматриваемого периода было характерным отсутствие земств, поэтому все мероприятия по благотворительности, в том числе и по благоустройству населённых пунктов, осуществлялись за счёт добровольных пожертвований состоятельных людей, в меньшей степени, эти расходы финансировались из государственного бюджета.
Участие представителей купечества в местном самоуправлении способствовало развитию благотворительности и меценатства. Величина пожертвований на благотворительные нужды зависела от величины доходов, общественного положения, вероисповедания, образования и национальности купцов. Историческая заслуга в преобразовании края принадлежит передовым представителям купечества, что позволяет увидеть высокий потенциал их влияния на динамику преобразования хозяйственной и культурной жизни региона.
В мероприятии приняли участие около 200 представителей крупных и средних компаний, малого бизнеса, а также…
Жители микрорайона по-прежнему стоят в пробках
В условиях нестабильной экономической ситуации и снижения спроса застройщики вынуждены адаптироваться к новым реалиям рынка
Сумма исковых требований — более 230 млн рублей
Сайты мэрии оказались заражены вирусом, собирающим информацию
Норма вступит в силу 1 марта 2025 года