Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» (СГУПС)
В связи с кризисными явлениями и нестабильностью в настоящее время как в России, так и в мире в целом, вклад предпринимателей необходим и имеет большое значение. Именно сейчас происходит спад рыночного взаимодействия, что приводит к дефициту ресурсов разных видов. Предпринимательская деятельность является тем механизмом, который способен восстановить экономику с помощью нововведений, импортозамещения в сфере науки и образования. При этом у России есть достаточно большой опыт в плане меценатской и благотворительной деятельности в образовательной сфере. Как следует из результатов исследований, в частности Бурова В.Ю., Золотницкой В.С., Коряковой М.С., Духавневой А.В., конец XIX века характеризовался значительным подъемом меценатской деятельности предпринимателей, которые внесли большой вклад в развитие народного образования в дореволюционной России.
В этой связи работа посвящена выявлению вклада предпринимателей в развитие народного образования в дореволюционной России и выработке на этой основе рекомендация для современного социально ответственного предпринимательства в данной сфере. Задачами являются: систематизация особенностей предпринимательской деятельности, этапности ее развития в дореволюционной России; анализ благотворительной практики в сфере народного образования дореволюционной России; систематизация направлений развития социальной ответственности бизнеса в сфере образования современной России с учетом опыта предпринимателей в дореволюционной России.
Объектов исследования выступает предпринимательская деятельность дореволюционной России. Предмет исследования – особенности меценатской и благотворительной деятельности в сфере образования.
Методология исследования строится на использовании общенаучных методов познания явлений, процессов и закономерностей в их взаимосвязи и развитии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Общеизвестно, что «предпринимательство» вошло в научную практику благодаря Ричарду Кантильону, который в «Эссе о природе торговли вообще» (середина XVIII в.) отнес к категории предпринимателей тех, кто вел свою деятельность и подвергал себя риску не получения дохода, т.е. тех, у кого отсутствовали постоянные выплаты в виде жалованья (наемные работники) или ренты (собственники земли) [1].
Как правило, в качестве цели предпринимательской деятельности ставится получение прибыли с необходимым приростом во время ее осуществления. Данного принципиального критерия предпринимательства придерживался в частности Артур Х. Коэл, обозначая его как меру успеха и отмечая естественное стремление предпринимателя к максимизации прибыли [2, 3]. Джордж Л.С. Шэкл, рассматривая прибыль в контексте предпринимательской деятельности, справедливо отмечает условия риска, в рамках которых данная деятельность осуществляется и в случае успеха которой предприниматель получает прибыль [4].
В понимании Голубева А.В. предпринимательство следует рассматривать не просто с позиции типа хозяйствования, а как более сложную, фундаментальную категорию, которая обладает не только экономическим, но и социальным посылом, заложенным историей развития самого человека. Так, согласно его определению предпринимательство представляет собой «порождение многовековой, обдуманной, целенаправленной практики приспособления человека и человечества к окружающему миру, социальный институт, рычаг цивилизованного регулирования изначально данных от природы человеку потребностей в осмыслении и удовлетворении своих интересов и потребностей» [5, с.43]. Социальный процесс и сущность предпринимательства затрагивают также Айленд Р., Хитт М., и Сирмон Д., указывая на зависимость последнего от первого через тенденции и возможности объединения людей и ресурсов для реализации рыночных перспектив [6, 7]. Ручкина Г.Ф. полагает, что экономические отношения как основа предпринимательства формируют общество и определяют политическую идеологию [8]. Матвеева Н.С., основываясь на принципиальной роли государства как формирователя предпринимательской среды, отмечает зависимость сущности, содержания, функций и прочих характеристик предпринимательства от общественно- экономического строя и поставленных перед государством задач [9]. Крупанин А.А., трактуя предпринимательство по критерию прибыльности, включает в свою авторскую трактовку законодательные и этические ограничения [10].
В последнее время многие авторы, в частности Колесников И.М., Колобова Т.Ю., акцентируют внимание на критерии инновационности в предпринимательстве – «принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты» [11, с.30]. Однако стоит отметит, что еще Шумпетер Й. главным признаком предпринимательства определял инновационную деятельность. Более того, по его мнению, предпринимательским статусом обладает именно инноватор, а не простой субъект рыночной экономики, деятельность которого является привычной и рутинной
Необходимо понимать, что в процессе предпринимательской деятельности создается продукт (товар, работа, услуга), который обладает определенной стоимостью. Результатом данного процесса для предпринимателя является не только получение прибыли, но удовлетворение проделанной работой. В этой связи, по мнению Хизрича Р., предпринимательство является «процессом создания чего-то нового, обладающего стоимостью, а предприниматель – это человек, затрачивающий для этого свое время и силы, берущий на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получающий в награду за свой труд материальные блага и моральное удовлетворение достигнутым» [12, с.20].
Однако прибыль не всегда обозначается в качестве единственного верного критерия в рамках предпринимательской деятельности (например, Багиев Г.Л. [13]). В таком случае внимание акцентируется на самом процессе предпринимательства, его характеристиках и особенностях, в том числе сбытовых, маркетинговых, логистических, управленческих, а в качестве цели обозначается перманентное воспроизводство. Схожей позиции относительно процесса предпринимательства придерживаются Шейн С. и Венкатараман С., включая в него поиск, оценку и анализ возможностей, а также тех людей, которые способны проводить данные действия и реализовывать найденные возможности [14].
Очевидна взаимосвязь материальных благ и морального удовлетворения, получаемых в результате предпринимательской деятельности, так как в ее основе лежит предпринимательская идея и инициатива, реализация которых приводит и к первому, и ко второму из рассматриваемых результатов. Следствием реализованной предпринимательской идеи является прибыль, а ее обладатель (предприниматель), характеризуется инициативой и стремится максимизировать свое вознаграждение.
В целом, на наш взгляд, наиболее успешную систематизацию и логичное объединение различных акцентов сущностных характеристик предпринимательства, осуществили Хафизов Д.Ф., Хисматуллина М.М., Исайчева Е.С. Согласно сформулированному данными авторами определению предпринимательство представляет собой «систему хозяйствования, направленную на более эффективное использование ресурсов на основе рационального соединения факторов производства, творчества и нововведений, обоснованного риска, материальной ответственности за конечные результаты работы, а также на более полное удовлетворение потребностей потребителей, и на их основе – на получение предпринимательского дохода» [15, с. 56].
В соответствии с задачами данного исследования остановимся на развитии предпринимательства в дореволюционной России. Полностью понимая, что предпринимательская деятельность в том или ином виде развивалась еще в Древней Руси, в качестве вехи его развития возьмем 1861 г. – отмена крепостного права. Данный этап экономического развития в целом можно охарактеризовать как промышленный рост и реформы. В результате отмены крепостного права активизировалось развитие фермерских хозяйств, так как крестьяне получили возможность выхода из общин. Для данного периода характерны развитие производительных сил, увеличение торговых потоков, развитие аграрного сектора и промышленного производства. Нужно иметь в виду, что промышленный переворот в России достаточно долгое время сопровождался сохранением крепостного права (со второй четверти XIX века и вплоть до 1861 г.), в связи с чем даже после его отмены, наблюдалось преобладание государственной и государственно- общинной форм собственности. Устоявшиеся интересы коллективизма являлись неким естественным барьером для развития частной собственности и, следовательно, предпринимательской деятельности. Данная тенденция отмечалась даже после отмены крепостного права. Однако, если обратиться к правовой основе предпринимательства того периода, то в первую очередь мы увидим, что существовало право промысловой деятельности, то есть любой желающий мог заниматься промыслом в виду отсутствия (отмены) всяких привилегий. Таким образом, еще с 1803 г. крестьяне могли стать частными собственниками. Почти через десять лет (1812 г.) крестьянам предоставили определенные права для торговой деятельности (оптовой и розничной) [16].
Этап экономических реформ в рамках периода экономической модернизации под руководством Витте С.Ю. и Столыпина П.А. характеризовался укреплением роли государства в таких отраслях, как оборона, транспорт, связь, металлургическое, горное, производство, а также в нефтедобывающем и сельскохозяйственном секторе. Безусловно, это негативно отражалось на возможностях и скоростях развития предпринимательства. Однако именно в этот период наблюдается активизация потоков в страну иностранного капитала, хотя вкладываются они, конечно, в ценные бумаги. Во многом по этой причине крупные предприятия вытеснили с рынка мелкие и средние предпринимательства, которые лидировали в определенных сферах. С середины 1860-хх. промысловое свидетельство могли получить все, независимо от состояния [16].
Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что преобразования, осуществленные в рамках проводимых реформ, как минимум формально устранили многие барьеры для развития предпринимательской деятельности. При этом нужно понимать, что в отличие от Запада и его опыта, в России предпринимательские ценности не были распространены среди населения. Во многом это связано с тем, что и реформы Петра I и реформы Столыпина осуществлялись по повелению и с посылом о возвеличивании России. Характерной чертой предпринимательства, которая прослеживается и сейчас, является влияние и связь с государством. Конечно, это имело и свои плюсы, так как предоставлялись займы, кредиты, размещались крупные государственные заказы – все это делалось для развития предпринимательства, хотя именно крупного. О вытеснении мелких и средних предприятий мы отмечали ранее. Если обратиться к статистике, то в начале двадцатого столетия только треть продукции промышленного производства обеспечивали единоличные формы предпринимательской деятельности. Соответственно две трети приходилось на акционерные, паевые и другие коллективные формы предпринимательства [17].
Считается, что с 1905-1907 гг. начинается новый этап развития предпринимательства, который характеризовался пересмотром взаимоотношений в системе «предприятие-работники». Предприятия постепенно взяли ориентир на обеспечение своим работникам материального благополучия, социальной защищенности, возможности получения образования. Однако развитие в данном ключе было прервано революцией 1917 г. и последовавшими за ней события. Фактически предпринимательских класс как обладатель частной собственности был повержен и даже попал в социальную и политическую изоляцию.
В целом можно утверждать, что с 1905 г. осуществлялось постепенное формирование предпринимательство, для которого характерны принципы социальной ответственности. Намечалось расширение представлений предпринимателей об этом, не ограничиваясь привычным меценатством и благотворительностью, развитием и системы социальных отношений со своими работниками. Однако до сих пор в представлениях о предпринимательстве того времени с точки зрения социальных аспектов в первую очередь прослеживается ориентир на традиции благотворительности. При этом, прежде всего, меценатство и благотворительность подразумевается в сфере религии, где предприниматели, очевидно, руководствовались религиозными чувствами, и культуры, где мотивы могли варьироваться от любви к прекрасному до понимания возможной ценности работ художников в будущем. Поэтому, на наш взгляд, наряду с религией одной из бескорыстных сфер меценатской и благотворительной деятельности предпринимателей является образование.
В дореволюционной России уровень меценатства и благотворительности характеризовался как один из самых высоких на всю историю. Как отмечал Гавлин М. «никогда ранее поток пожертвований и меценатской деятельности не был таким полноводным, длительным по времени и охватывающим такие широкие слои предпринимателей, как это было в конце 19 – начала 20 в.» [18, с. 10].
В качестве факторов развития меценатства и благотворительности в образовательной сфере России начала XX века следует выделить:
Несмотря на общность факторов для всех меценатов и благотворителей в сфере образования того времени, они формировались из самых разных сословий, характеризовались серьезным разбросом по своему материальному положению, обладали различным культурным уровнем и собственным образованием. Многие благотворители являлись выходцами из крупных промышленных династий, которые уже занимались благотворительностью и меценатством, и они продолжали данные традиции. Но в своем большинстве меценаты, даже, если следовали по проложенной их предками дороге, понимали цель своей деятельности, ставили в зависимость социально- экономическое и культурное развитие России от уровня народного образования и просвещения [19, 20].
Предприниматели играли весьма существенную роль в развитии народного образования дореволюционной России, фактически являясь попечителями данной сферы. Одним из примером здесь может служить Репников А.А., который являлся одним из попечителей женской гимназии в г. Царицын, при этом принимал активное участие в деятельности учреждения. Кроме того, Репников А.А. участвовал в жизни училищного совета, ученой архивной комиссии, спонсировал городские школы. С его помощью на базе краеведческого музея был создан и должным образом оборудован Дом науки и искусства [19].
Конечно, возникает логичный вопрос, почему предприниматели того времени активно примеряли на себя роль меценатов в сфере народного образования? По все вероятности, помимо отмеченных ранее мировоззренческих позиций, предприниматели обладали серьезным интеллектуальным и культурным потенциалом. К купцам и предпринимателям того времени пришло осознание своего места и даже предназначения для развития русского общества, которую они могли реализовать благодаря своему природному и приобретенному потенциалу и финансовым возможностям.
Возвращаясь к конкретным предпринимателям-меценатом того времени, необходимо отметить Блохина В., деятельность которого играло принципиальную роль для Качкарского общества. Он не просто был одним из его основателей, а наиболее активным его участником, который активно сотрудничал со всеми его группами, организованными для решения самых различных вопросов жизнедеятельности данного Общества. Однако особый акцент Блохин В. делал на библиотечного дело, его эффективную работу, и организацию внешкольного образования, которая имела место, например, в Воскресной школе [19]. Он участвовал в комиссии по разработке вопроса о присоединении Ново-Троицкого промыслового училища к школе Общества, заведовал хозяйственной частью в школе и помещениях Общества, занимался заботами о приведении в порядок и меблировкой учительских квартир, принимал участие в переработке устава Общества, часто был ответственным лицом на различных чтениях и лекциях, распорядителем спектаклей, состоял председателем на общем Собрании членов Общества. Все успехи и неприятности Общества В. Блохин принимал как свои собственные: радовался развитию своего любимого детища и тяжело переносил его неудачи [19].
В таблице 1 представлена систематизация вклада некоторых предпринимателей дореволюционной России в развитие народного образования [17, 19, 20].
Таблица 1 – Вклад предпринимателей в развитие народного образования
Предприниматель/ династия | Меценатство и благотворительность в сфере образования |
Династия Прохоровых | создание ремесленной школы для взрослых, открытие вечерне-воскресных классов для работников Прохоровской Трехгорной мануфактуры; представители династии непосредственно участвовали в обучении; основатель династии Тимофей Васильевич еще до создания школы занимался обучением чтению и письму работников, направлял усилия на их интеллектуальный рост; открытие классов оркестровой музыки, устраивались народные спектакли с целью духовно-нравственного просвещения; организация библиотеки для работников фабрики |
Муж и жена Шанявские (Шанявский А.Л., Шанявская Л.А.) | создание Московского городского народного университета, обучаться в котором могли представители всех слоев населения и который стал центром получения высшего образования (конкретный вклад заключался в передаче городу земли и дома (три корпуса) с ежегодной доходностью более 40 тыс. рублей; создание врачебных курсов для женщин (при Военном министерстве); открытие медицинского института для женщин |
Семья Морозовых | организация Пречистенских курсов (Воскресные и вечерние классы для рабочих), которые превратились в один из самых крупных образовательных центров для взрослого населения; поддержка народного университета им. А.Л. Шанявского, в частности строительство и оборудование химической лаборатории; создание библиотеки-читальни, которая являлась бесплатной для всех желающих, благодаря чему стремительно увеличилось число читающего населения (отражение этого – увеличение числа читателей библиотеки за 25 лет в 55 раз!); финансирование поездок рабочих из числа слушателей Пречистенских курсов за рубеж в образовательных целях |
Макушин П.И. | основатель Общества попечения о народном образовании; создание народных библиотек, книжных магазинов и складов, воскресных школ |
Панина С.В. | создание Народного дома (здание было построено специально), в котором взрослые и дети могли обучаться и культурно развиваться; в Народном доме проводились лекции, курсы, организовывались вечерние школы, формировались библиотеки, проводились консультации |
Рассмотрев, каким образом предприниматели в дореволюционной России поддерживали предпринимательство, можно сделать вывод, что фактически речь идет о социальной ответственности предприятий или, как принято говорить в наши дни, социальной ответственности бизнеса. Однако, обращаясь с современной социальной ответственности, то зачастую круг ее «распространения» со стороны предприятий достаточно ограничен – собственники, персонал, иногда местное сообщество и экосистема. Особенно эта проблема актуальна для малых и средних предприятий, для которых внедрение данных принципов все еще проходит избирательно и непоследовательно. Конечно, если затрагивать крупные предприятия, то они развивают свои собственные программы корпоративной социальной ответственности, во многом с целью обеспечения своей репутации и повышения уровня конкурентоспособности в данном контексте.
Социальная ответственность была и до сих порт остается инициативой предприятий на добровольной основе. Во многом внедрение данных принципов и степень их реализации зависит от мировоззрения руководства предприятий. Но нужно помнить, что реализация социальной ответственности не ограничивается приверженности широко распространённым концепциям осознанного потребления, экологичности, гендерного равенства и прочее.
Социальная ответственность бизнеса, как показывает опыт дореволюционных предпринимателей, должна распространяться и на сфере образования как одну из наиболее проблемных и социально значимых сфер общественной жизни наряду с культурой, медициной. Более того, изученный опыт позволяет систематизировать следующие рекомендации для активизации социальной ответственности предприятий в сфере образования:
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, предприниматели и в целом, сама предпринимательская деятельность, оказывает значительное влияние на сферу науки и образования. Выяснив сущность предпринимательства, историю его зарождения и развития, особенности развития в дореволюционной России, мы можем сделать вывод, что на протяжении всей истории большое значение имело развивать благотворительность и народное образование. Строились школы, детские дома, богадельни и др.. Многие предприниматели шли на риски с целью финансировать данные проекты.
Конец XIX века в России характеризовался значительным подъемом меценатской деятельности предпринимателей, которые внесли большой вклад в развитие народного образования: реализация проектов (музеи, школы, библиотеки и т.д.); участие в работе всех групп, которые были созданы с целью решения наиболее разнообразных вопросов насчёт деятельности общества; организация внешкольного образования (например, Воскресная школа).
Изучения опыта благотворительности и меценатства предпринимателей в сфере образования дореволюционной России позволил сформулировать ряд рекомендаций для реализации принципов социальной ответственности бизнеса в данной сфере с учетом современных тенденций развития образования и общества: обеспечение межрегиональной интеграции предприятий, реализующих принципы социальной ответственности в сфере образования; создание площадки (или института) для организации постоянного трехстороннего диалога государство-образовательные учреждения-бизнес с привлечением общественных организаций; создание условий для активизации взаимодействия бизнеса с образовательными учреждения (налоговые льготы и прочие финансовые преференции); создание системы индикаторов, отражающих результативность внедрения принципов социальной ответственности бизнеса в сфере образования.
Жители микрорайона по-прежнему стоят в пробках
В условиях нестабильной экономической ситуации и снижения спроса застройщики вынуждены адаптироваться к новым реалиям рынка
Сумма исковых требований — более 230 млн рублей
Сайты мэрии оказались заражены вирусом, собирающим информацию
Норма вступит в силу 1 марта 2025 года
Предпринимателям предложат принять участие в проектах по обустройству трасс и популярных мест отдыха