Универсальный язык искусства

Превратить хобби в бизнес и начать на нем зарабатывать или сразу же открыть собственную галерею без увлечения искусством? Как заработать на художественных произведениях и возможно ли это вообще на очередной волне кризиса? О ситуации с отечественным и зарубежным арт-рынками и о том, с чего стоит начинать желающим войти в этот бизнес рассказал ведущий коллекционер Сибири Григорий Гапонов.

Культурная Сибирь

— Несмотря на свои внушительные, по российским меркам, размеры, Новосибирск все же остается провинциальным городом. Каковы в нем перспективы развития арт-бизнеса или профессионального коллекционирования?

— В принципе в Новосибирске вполне возможно развивать этот бизнес, и здесь всегда были люди, которые этим занимались. Но весь арт-рынок и большинство коллекционеров сосредоточены в Москве. Это сказывается на масштабе местного рынка и, соответственно, его ресурсах. Чтобы иметь профессиональную значимость, необходимо владеть галерей в Москве или хотя бы открыть там свое представительство. Потому что пульс рынка можно ощутить только там. Причем даже не в Питере, они тоже считаются в этом плане провинцией, а именно в столице. На мой взгляд, отдельно от Москвы существовать здесь не имеет никакого смысла. Нужно постоянно выезжать в антикварные салоны и различные арт-ярмарки, общаться с дилерами из разных городов и стран, быть в курсе событий и новых цен. А без всего этого, если вы будете сидеть только в Новосибирске, все новости и изменения на арт-рынке получите с большим опозданием, потерявшими свою актуальность. И никакой интернет в этом не поможет.

Многие коллекционеры со всей страны едут в Москву продавать и покупать предметы искусства, потому что там по определению самый большой арт-рынок в стране.

В целом арт-рынок в Новосибирске находится в зачаточном состоянии. Если смотреть в мировом масштабе, то это состояние касается всего арт-рынка России. Пока не понятно, в какую сторону он движется, но хочется верить, что со временем он пойдет в рост.

— Что нужно для того, чтобы выйти на московский арт-рынок?

— Чтобы выходить в Москву, нужно в первую очередь обладать опытом и знаниями, а не деньгами, как бы странно это ни звучало. Конечно, в коллекции должны быть значимые вещи, но это не означает, что нужно быть долларовым миллионером.

Что касается вхождения в этот бизнес, то здесь можно пойти разными путями: стать арт-дилером, коллекционером или и тем, и другим одновременно. Коллекционеры — это те, кто коллекционирует произведения искусства, собирает их, так сказать, по зову сердца. Конечно, они тоже продают и покупают, и всегда это делали. Они еще любят обмениваться предметами из своей коллекции, потому что она развивается, и меняются приоритеты. Арт-дилеры, в свою очередь, — это люди, которые занимаются только продажей. Среди них есть и те, кто принципиально ничего не коллекционирует, занимаясь исключительно перепродажей. Сейчас распространен третий тип — сочетание арт-дилера и коллекционера. Я себя как раз к нему и отношу. Коллекционирую, одновременно занимаясь продажей и покупками. Вообще я считаю, что в этом деле должны быть две составляющие: культурная миссия и коммерческая успешность. Это две стороны одной медали. Невозможно в чистом виде заниматься коллекционированием и быть в стороне от коммерции. Это могут позволить себе только очень состоятельные люди, которым уже ничего не нужно продавать. Хотя практика показывает, что и они время от времени выставляют на аукционы предметы из своих коллекций. С другой стороны, бизнес в чистом виде тоже может закончиться провалом. В этом деле должен быть некий баланс — между духовным и материальным. Поэтому нужно любить то, чем ты занимаешься. Это очень важно.

«Вкус, везение, 5 тысяч долларов. И, конечно же, знания»

 — Хорошо, много денег для начала своего арт-бизнеса не надо, но с чего-то же нужно начинать?

— Сейчас очень популярно современное искусство, зачастую молодые люди в нем хорошо ориентируются. Для того чтобы начать свой бизнес в этом направлении достаточно 5 тысяч долларов. Потом с них можно раскрутиться. У каждого своя стратегия: кто-то полагается на интуицию, кто-то — на свои знания, изучая тенденции в современном искусстве и в целом на арт-рынке и пытаясь угадать мейнстрим. Каждый старается по-своему решить этот вопрос. Есть реальные прецеденты, когда люди покупали по одной цене, а продавали спустя время уже совсем по другой. Последний пример, конечно, не относится к современному искусству, да и масштабы у него другие, но все же это показательное событие, — Модильяни. В 2003 году работа была куплена за 26,9 млн долларов, а продана в 2018 году за 157 млн долларов. Такие случаи не редкость. В современном искусстве можно купить работу за 5 тысяч рублей, смотришь, а через 2 года она уже стоит 30 тысяч. Масштаб другой, но прибыль ощутимая.

В Москве у 90% квартир пустые стены. С одной стороны, это говорит об отсутствии культуры потребления искусства у людей, а с другой — о большом потенциале современного искусства.

Для получения знаний о тонкостях ведения арт-бизнеса сейчас настоящее раздолье — столько образовательных учреждений, которые учат тому, что такое арт-рынки и как на них заработать, что стать успешным в этом уже не так сложно.

А вот чтобы заработать авторитет в этом бизнесе, необходимо время. Для галериста, например, важно проводить знаковые или просто интересные выставки. Они должны вызывать общественный резонанс и привлекать к себе внимание, возбуждая интерес; нести в себе какие-то открытия, пусть это даже будут даже неизвестные никому молодые художники.

— Новые коллекционеры считаются конкурентами или коллегами по бизнесу?

— Чем больше коллекционеров и арт-дилеров, больше галерей и музеев, тем все это лучше для арт-рынка. Потому что тогда он развивается, становится полноценным, и здесь уже нет такой острой конкуренции. Ведь, как правило, каждый занимается своими художниками — если речь идет о галереях. А арт-дилеры и вовсе могут не пересекаться.

«У мирового арт-рынка никакой корреляции с нами нет»

 — Что сейчас происходит с арт-рынком в Новосибирске?

— Сейчас никаких новых галерей не открывается, нет особых событий. Все в застывшем состоянии. Понятно, что сказывается экономический кризис и пока не самое лучшее время для того, чтобы пробовать что-то новое. Но вопреки всему, художественная жизнь теплится в Новосибирске и идет своим чередом.

— Что можно сказать про другие аналогичные российские города, например: Красноярск, Екатеринбург, Владивосток?

— Думаю, что примерно по стране все одинаково. Конечно, в каждом городе есть свои энтузиасты, но в целом ситуация точно такая же. При этом в Москве галеристы и арт-дилеры тоже сетуют на кризис и застой. Цены на искусство там давно упали, но пока это падение приостановилось. Есть люди, которые готовы продавать по этим ценам, а есть те, кто решил попридержать свои коллекции до лучших времен, если это было куплено не на последние деньги. Так, если в 2000-х Айвазовского брали за 300 тысяч долларов, то сейчас за него предлагают всего 150 тысяч. Многие надеются, что рынок восстановится, и не продают по бросовым ценам.

— Где же тогда развивается арт-рынок? И развивается ли он вообще?

— Если считается, что Россия занимает 2% от мирового арт-рынка, то понятно, что остальная его часть сосредоточена зарубежом. Сейчас активно развивается в этом плане Китай, также есть всем известные мировые эпицентры: Пекин, Нью-Йорк, Лондон. Наметилась еще одна тенденция — глобализация. Это когда брендовые транснациональные галереи продают своих художников в масштабах всей планеты. При этом местные национальные рынки начинают падать. Поэтому в Европе все устремились в азиатские регионы. Не зря швейцарский арт-базель обосновался в Гонконге. Мы к этому имеем мало отношения. И это наглядно видно по статистическим данным: когда у нас в 2014 году наблюдалось падение, у них был активный рост. Поэтому у мирового арт-рынка никакой корреляции с нами нет.

Все сделки сосредоточены в этих самых мировых эпицентрах, и на первое место постепенно выходит Китай. Это связано не только с экономикой, но и с государственной политикой. У них, например, есть государственная программа «в каждую семью по картине». Пропагандируется искусство, граждан поощряют в их стремлении покупать художественные произведения, чаще посещать музеи и галереи. Все логично: если ты хочешь быть первой экономикой в мире, нужно быть первым и на арт-рынке. Потому что там, где развивается культура, там развивается экономика. Это аксиома. Поэтому сейчас в Китае открывается множество музеев, своих аукционных домов и галерей.

Фото предоставлено Григорием Гапоновым

Интервью подготовила Мария Лисица

tkrasnova

Recent Posts

В твороге «Алтайской буренки» обнаружили «мясной клей»

Этот фермент также выявили в сосисках, которые ранее продавались в магазинах Новосибирска

2 часа ago