«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Понимание российской истории конца XIX – начала XX веков невозможно без знания процессов, происходивших в социально- экономической сфере в этот период.
Предпринимательство – это исключительная совокупность самостоятельности, ответственности, инноваций, а также устойчивости. Сибирское купечество, как своеобразная модель сибирского предпринимательства, владея рядом региональных отличительных черт, сопряженных с историческим формированием региона, особенностью общественного состава населения, во многом предопределяло тенденции в экономической, социальной и культурной жизни региона. При этом в этот период в развития предпринимательства хорошо себя показали не только мужчины, но и женщины. Это было в основном связано тем, что глава семьи после своей смерти передает все свое имущество и управление делами жене. Похожую картину можно встретить у такой предпринимательской личности как купчиха Е.И. Мельникова.
Актуальность данной работы заключается в том, что для изучения истории предпринимательства необходимо рассмотрение отдельных личностей, которые внесли вклад в развитие предпринимательства транспортной системы, а точнее речного пароходства под контролем сибирской женщины и ее путь к успеху.
В глазах современников Е.И. Мельникову считали успешной и всегда видевшей цель женщину, но другие отмечали ее сложный характер и грубость в отношении собственных рабочих. Ни смотря на все, Евдокия Ивановна является одной из наиболее известных представительниц из числа женщин на Алтае. Она была не просто светской женщиной с купцом- супругом на содержании, а той, которая достойно продолжала семейный бизнес после смерти мужа — купца Виссариона Мельникова. В 1893 году она воссоздала в Барнауле пароходную компанию — 1-ую в Западной Сибири, которая была под распоряжением ее сына Александра. Пароходство Е.И. Мельниковой быстро приобрело репутацию одного из крупных на реке Оби, в 1908 г. насчитывало 6 пароходов и 8 барж грузоподъемностью в 250 тыс. пудов. На предприятии Е. И. Мельниковой работало 456 рабочих и матросов, 76 служащих. Можно отметить, что основным видом деятельности пароходства была перевозка грузов, в основном зерна.
Она стала создателем большого пароходства в Западной Сибири, у которой основная контора располагалась в Томске, а её отделения– в Барнауле, Бийске, Новониколаевске, Усть-Чарыше и Камне. Проблематика данной темы заключается в том, что в России она не нашла более углубленной и развернутой разработки, оставаясь «открытой» для определенных исследований. Изучение участия женщины в сфере предпринимательства в такой части России, как Западная Сибирь, дает возможность заметить, как региональные характерные черты влияли на социально-правовой статус купчих, отметить социальную значимость и место в предпринимательской сфере пореформенной Сибири.
Для начала стоит отметить, что правовой статус женщин-начальников купеческих семей имел некоторые особенности. Женщины, которые можно считать «главами купеческой семьи» — так же, как и мужчины, могли осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках определенной гильдии, в которой они принадлежат. Однако был интересный момент, если такая женщина продолжала выбирать гильдейское свидетельство на свое имя, после того как вышла замуж, то она не имела права включать мужа в свою семью и, соответственно, в имение. Следует сказать, что воспитание в семьях купцов стала одним из тех шагов, к становлению и развитию женского предпринимательства. Обучения и воспитывая девушек из купеческих семей их одновременно готовили к коммерческой сфере. Возможно, их не учили музыке или танцам, но они знали необходимые основы торговли и экономики.
В 1893 г. Мельникова Е. И. в Барнауле организовала свою пароходную компанию, а во главе поставила своего сына Александра, которому было на тот момент 23 года. Стоит отметить, что при отсутствии железных и нормальных дорог, реки на юге Сибири в конце XIX в. были едва ли не единственным способом связать производственные и сельскохозяйственные центры с рынками в одну нить. Пароходство Мельниковой было создано в 1893 г. с главной конторой в Барнауле и отделениями в Бийске, Камне-на-Оби, Нивониколаевксе, Усть- Чарыше. В 1893 г. купчиха Барнаула Е. И. Мельникова заказала на тюменском заводе «Гуллера и Пирса» небольшой пароход, получивший наименование «Кормилец».
Свое появление Мельниковы готовили тщательно, поэтому главным аргументом создания было отсутствие легкопассажирского движения в регионе. Так, пароходы с большими баржами двигались, например, от Тюмени до Томска 12-16 суток, а обратно с пассажирами 13-17 дней. Изза особенностей речной системы суда с баржами могли пройти от Томска через Барнаул до Бийска только в начале навигации, в остальное время пассажиры пользовались сухопутным трактом. Потребность народа к более быстрому передвижении в Томской губернии беспокоила местные власти. Поэтому появление легко-пассажирского пароходства не только устраивало общество, но и местную власть.
Соответственно речная компания Мельниковой решала определенные проблемы региона и находилась под некоторым покровительством и поддержкой властей. Пароходы в водной линии Томск— Барнаул—Бийск в весной в большую воду спускались только с баржами, в оставшиеся время лета был в основном сухопутный маршрут. При этом данный край являлся одним из самых плодородных в Зап. Сибири, и потребность в практичном и недорогом сообщении ощущалась давно, но старожилы—пароходчики не решались отправиться в новое направление. Итак, в процессе развития легкопассажирского судоходства в Зап. Сибири водные линии Томск — Тобольск — Тюмень, а также Томск—Барнаул—Бийск стала принадлежать компании Мельниковых.
Развивая со временем пароходное дело, компания обладала во Западной Сибири не маленьким количеством крупных пароходов американского типа. В течение 22-х лет Е. И. Мельниковой пришлось немало потрудиться, чтобы устранить различные препятствия и продолжить путь легко- пассажирских пароходов. Так в процессе своей деятельности она стала владелицей в Западной Сибири самой большой пассажирской пароходной компании.
Она обустроила пароходы по лучшим образцам того времени. Для удобства нахождения пассажирам в пароходе, Е.И. Мельникова отдала назначение на установление парового отопления, были оборудованы отдельные каюты, электрическое освещение и вентиляторы. При этом, на каждом пароходе присутствует первоклассный буфет. На всех пароходах есть умывальники, в каютах первого класса имеется даже пианино и библиотеки, которые пополнялись постоянно свежими газетами и журналами. Для купания пассажиров присутствовали ванны и душевые.
Когда происходило формирование маслоделия в Сибири, компания Е. И. Мельниковой первая построило на крупных причалах базы с целью сохранения вывозного масла из ключевых товаров Западно-Сибирского края. Сделав шаг к наиболее подходящему пароходному сообщению промышленности края, также повысив товарный обмен, компания Мельниковых постепенно повышало собственную флотилию линией
приобретения также сооружения новейших пароходов. Кроме того, пароходство было вынуждено создавать баржи для буксировочных сообщений.
Создав правильную экспресс — судоходную компанию и обеспечив удобное сообщение с новой территорией, при умеренных фрахтовых ценах, пароходство Е. И. Мельниковой смогло перевозить все виды грузов, а также большое количество переселенцев. В нач. XX в. одним из крупнейших компаний в Сибири, можно было считать пароходство Е.И. Мельниковой, но в процессе политической обстановки России на количественный и качественный состав грузопассажирского флота Обь-Иртыша оказали влияние русскояпонская и первая мировая войны, так как в период Транссибирской магистрали, которая была переведена на перевозку исключительно боевых грузов.
Речной транспорт целиком возлег на плечи перевозок гражданских грузов и пассажиров, чем незамедлительно воспользовались пароходные компании. В данные моменты Евдокия Ивановна повышала состав своего флота и умудрялась извлекать выгоду из перевозок, которые не имела возможность железная дорога. Более того, пароходство приложило все усилия, чтобы добросовестно и аккуратно осуществить важное государственное дело, порученное пароходству Е. И. Мельниковой. В погоне за прибылью частные судовладельцы и судоходные компании эксплуатировали судовые команды и грузчиков, работающих в портах; они увеличивали рабочее время, платили низкие ставки, не заботились об условиях труда, не внедряли механизацию трудоемких процессов.
Когда в 1907 г. революционные настроения дошли до рабочих пароходной компании Мельниковой и устроили забастовку, в ней приняло участие где-то половину всех ее рабочих (в пароходной кампании купчихи работало около 500 человек, а на забастовку ушли 200 человек). Е.И. Мельникова повысила заработную плату на 10%, но не позволила создать профсоюзы. А через 3 года зарплату сократили на 30%. За суровость, доходившую вплоть до безжалостности, недоброжелатели Евдокии Ивановны сопоставляли ее с помещицей Салтычихой и именовали Мельничихой. Евдокия Ивановна оценила роль рекламы раньше других конкурентов. В пароходах проводились различные развлекательные и зрелищные мероприятия, размещались рекламные материалы в газетах и журналах, выпускались юбилейные буклеты, плакаты, открытки с видами ее пароходов. Издавались справочники с тарифами, ценами на билеты и описаниями линий эксплуатации различных судов. Мельникова Е.И. увеличила границы своей деятельности, с 1911 г. с помощью пароходства Е. И. Мельниковой почта перевозилась из Барнаула в Бийск, а также благодаря ей была открыта первая начальная школа в Затоне, который управлял Тихонов Николай.
Данные поступки дали Е.И. Мельниковой заинтересовать еще наибольшее число пассажиров также еще наиболее повысить собственное положение. Помимо водного сообщения, пароходное предпринимательство Евдокии Ивановны, также реализовывала транспортирование грузов между Томском — Новониколаевском—Камнем—Барнаулом— Бийском. Груз принимается к перевозке по воде, а зимой на конных повозках, кроме того, он берет на себя хранение товаров, для чего имеет каменные склады на всех пристанях, выполняет различные комиссионные заказы товаров-отправителей и товарополучателей. В целом оборот предприятия составлял около 1 млн. рублей (1914). Внешне все выглядело солидно. Однако компания строила корабли на Воткинском заводе с рассрочкой платежа на 5 лет. Из-за неурожаев в Западной Сибири фрахт упал, и, чтобы вовремя расплатиться, средства компании пришлось забрать и продать.
Именно тогда компания столкнулась с конкурентами, которые с помощью властей пытались задушить компанию Мельниковых. Если так подумать, то разорение компании было не за горами, но нашлась компания, которая была готова приобрести все права Мельниковского пароходства, включая недвижимость. Судовладелец Фуксман создал компанию, готовую занять место Мельниковых. При частной поддержке крупных судовладельцев (среди них были пайщики Товарпара), банков компания получила отсрочку платежа с выплатой 6% в случае просрочки. Это заставило Мельниковых искать выходы из структурного кризиса, чтобы не быть разоренными или поглощенными в рамках бизнеса. Компания Мельниковых объединяла мелкие судоходные компании и отдельных судовладельцев. В 1913 г. они образовали «Соединенную пароходную компанию» в форме паевого общества. Основной капитал общества составлял 1 575 100 рублей.
Объединенная компания создавалась как противовес конкурентам, но каждый пайщик мог действовать самостоятельно по уставному договору. Основными акционерами были хозяйственные общества: «Пароходство Е.Г. Мельниковой» внесло 570 334 рубля – 36,2% от общего капитала, «Н-ки В.Е. Ельденштейна» имели долю 250 900 рублей — 16 %, «Лобастов Т.Л., Корольков В.С. и К» внесло 54 500 руб. — 3,5 % и т.д. Главным управляющим был сын Евдокии Ивановны, Александр Виссарионович Мельников, женатый на племяннице и наследнице другого крупной пароходовладельце и пайшицы Товар пары Морозовой.
Хотя компании участницы регулировались свободой бизнеса, но вскоре появилась главная контора и отделения по числу. Некоторые пайщики сократили штат своих компаний, чтобы не дублировать деятельность «Соединенной пароходной компании». Итак, данная картина, показывает, что именно генеральный офис начал определять стратегию компании и заключать контракты с клиентами, а затем передавать заказы акционерам как исполнителям. В конце годов жизни Е.И. Мельниковой пароходство перевезло крупное количество сельскохозяйственных орудий.
Данная деятельность отражает большую услугу региону со стороны компании Е. И. Мельниковой для осуществления местных нужд. В 1917 г. Евдокия Ивановна Мельникова скончалась, а перед революцией компания было продана «Западно-Сибирскому товариществу пароходства и торговли» Александром Мельниковым, за 1,6 миллиона рублей. Итак, можно сказать, что Евдокия Ивановна развернула бурную деятельность, организовав пароходную компанию и доверив ее своему 23- летнему сыну Александру. До этого Обь и
Иртыш были пароходами, действовавшие по принципу «пассажиры при грузе», т.е. основным бизнесом была перевозка грузов, которая давала основную прибыль, а пассажиры находились на заднем плане. Е.И. Мельникова своим поступком дала своему региону пароходную компанию, а также возможность перевозить пассажиров, улучшив тем самым уровень местных благ.
Так, пароходство Е. И. Мельниковой называлось легким – пассажирским, и ее суда в основном занимались перевозкой пассажиров, а грузоперевозки были делом второстепенным. В процессе становления компании происходит расширение территориальных возможностей для пароходов, закрепляя и увеличивая статуса Мельниковой выпуском рекламы своего бизнеса. Развитие легкого – пассажирского пароходства Е. И. Мельниковой способствовало созданию устойчивой системы речного транспорта в Обь – Иртышском водном бассейне, что обеспечивало стабильность и некоторое преимущество в получении предварительных заказов от клиентов.
Таким образом, свою лепту в социально-экономическое развитие Западной Сибири внесли не только мужчины-предприниматели, но и женщины-купчихи. Их участие в общественной жизни и активное развитие речного пароходства, несомненно, требуют дальнейшего изучения. Процесс становления предпринимательской деятельности у купчихи Мельниковой Е.И. прослеживается тем, что после смерти своего мужа основала собственное пароходство, которое способствовало в дальнейшем развитию и влиянии компании, увеличение числа и качества пароходов.
В дальнейшем происходит конкуренция, которые с помощью властей пытались оказать давление на Мельниковых. От разорения спас судовладелец Фуксман создал компанию, которая готова была занять место Мельниковых. В процессе этого Мельниковой пришлось искать варианты выхода из структурного кризиса, чтобы не быть разоренной или поглощенной. Мельниковы объединили вокруг себя мелкие судоходные компании и индивидуальных судовладельцев. В 1913 г. они создали «Соединенную пароходную компанию» как противовес конкурентам, но каждый пайщик по уставному договору мог действовать самостоятельно. Но выстоять не смогла, в 1917 г. после смерти Е.И. Мельниковой ее сын А.Е. Мельников продал компанию Товарпару за 1600 тыс. руб. с выдачей акций. Роль компании Мельниковой в Западной Сибири заключается в том, что в регионе Барнаула появляется легко-пассажирское движение, которое до нее отсутствовало. Потребность в более быстром передвижении и сокращении времени передвижения в Томской губернии беспокоила местные власти. Поэтому появление легко-пассажирского пароходства решила эти проблемы. В территориях, которых проплывали пароходы Мельниковой Е.И. способствовали улучшению жизни жителей в транспортировке, перевозки товаров и собственности государства.
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется