Профильные предприятия и водозаборные скважины предлагают объединить в одной компании, чтоб обеспечить контроль над качеством воды.
— В Новосибирской области более 1,5 тыс водозаборных скважин. Большее число из них нужно полностью ремонтировать. При этом ранее скважина в среднем работала более 40 лет, а те, которые строят в последнее время — 2-3 года. В этом году прошло порядка 20-30 аукционов, где сметная стоимость работ изначально была серьезно занижена. В ходе торгов цена упала еще на 45%. Как можно выполнить эту работу при таких условиях? — заявил на заседании, которое провел сенатор Совета Федерации от Новосибирской области Владимир Лаптев, эксперт по строительству водозаборных скважин, куратор проекта «Питьевая вода» ОНФ, коммерческий директор ООО «Строительно-монтажное управление – Водострой» Сергей Муравьев.
Он отметил, что предложил ОНФ проверить качество строительства скважин в районах области.
— Мы обзвонили глав, отправили им письма с предложением пригласить экспертов ОНФ и проверить скважины на посадку фильтровой колонны, так как это дает возможность понять, как выполнена работа и из каких материалов, оценить реальную глубину скважин. Ни один глава на это не пошел, — подчеркнул Муравьев.
Еще одна проблема, по словам эксперта — качество проектирования. Сметы на строительство скважин просто копируются: заменяется шапка, без проведения исследований, анализа проекта, потребностей населенного пункта и потом он выставляется на торги.
— Сейчас мы делаем скважину на 1200 метров в Чистоозерном районе и столкнулись с тем, что группа грунтов в проекте не совпадает, срок строительства — 3 мес, при том, что нормой с советских времен считается 8-12 мес. Как это возможно реализовать? А смета по факту подготовлена на скважину 300 м. И с такими ситуациями мы сталкиваемся постоянно, — заявил он.
Из подпрограммы «Чистая вода» убраны ремонт и реконструкция
Ситуацию со сроком службы скважин Муравьев объяснил очень просто: подрядчик сдает объект муниципалитету у которого нет квалифицированных специалистов, способных его обслуживать — это сказывается на долговечности работы скважин и качестве питьевой воды, которая из них поступает. Кроме того, у муниципалитетов нет денег на регулярную замену картриджей и покупку коагулянтов.
— При бурении скважины, строительстве станции водоочистки очень часто неграмотно формируется техзадание. Большинство заказчиков делает акцент только на содержании в вводе железа и марганца, а необходимо брать анализы на 50 показателей, чтобы сделать воду действительно безопасностей для населения. Причем фильтры ставятся тоже преимущественно стандартные без учета особенностей местности, что нередко приводит к удорожанию проекта, но не достигается нужный эффект по качеству воды, — соглашается эксперт по водоподготовке Антон Куцый.
Члена регионального штаба ОНФ Сергей Аверьяскин, добавил, что сегодня в области 26% жителей не получают чистую питьевую воду. Наиболее сложная ситуация в Чановском, Черепановском, Куйбышевском и Венгеровском районах. Из-за дефицита бюджета вопрос решается по принципу затыкания дыр. При этом средняя стоимость строительства скважины — 20 млн руб. Нередко для выполнения работ заводятся подрядчики из других регионов.
— Сейчас ОНФ готовит предложения главе региона среди которых есть вопрос об изменении подходов к реализации программы «Чистая вода». Мы предлагаем создать в Новосибирске регионального оператора по аналогу с фондом капремонта, который будет профессионально заниматься сервисным обслуживанием инфраструктуры, анализом, контролем, подготовкой технических заданий, то есть всем, что касается работы водозаборов и обеспечения водой жителей области, — сообщил он сенатору и депутатам Законодательного собрания Новосибирской области. — Нужен профессиональный центр, который будет оценивать какой источник водоснабжения подходит для каждой территории области, какой объем воды требуется и как ее нужно очищать.
Он предложил подумать в какой организационно-правовой форме может работать такой оператор.
— Это может быть НКО, а можно создать организацию таким образом, чтобы она не была нагрузкой для бюджета. У регионального правительства тоже есть варианты, рассматривался, к примеру, вариант передачи всего хозяйства МУП «Горводоканал», — пояснил он.
Сергей Муравьев также считает, что централизация хозяйства в руках одной компании позволила бы системно решать вопрос: где бурить скважину и на какую глубину, а где эффективнее будет станция водоочистки, от каких примесей нужно очищать воду, чтобы сделать ее безопасной для населения.
Ко второму чтению в бюджет добавились более 2 млрд рублей из федеральной казны
Зампредседателя комитета по строительству и ЖКХ регионального парламента Дмитрий Козловский отметил, что не против систематизации работы, но не согласился с тем, что для этого необходимо создавать новую организацию
— Штат министерства ЖКХ области и так недавно вырос на 11 человек, а его бюджет на 9 млн в год. Может в рамках закона о передаче полномочий сельских МУПов ЖКХ на уровень районов, который мы сейчас рассматриваем, предусмотреть возможность в каждом районе выделить специалиста, обучить его и мы получим сеть по котролю за объектами водоснабжения? Это будет лучше и дешевле, — поинтересовался он.
Владимир Лаптев заявил, что его практика работы показывает, что для решения проблемы нужно централизовать контроль и вести работу на профессиональном уровне.
— Организация любой дополнительной компании ляжет в тариф на воду. Он в районах и так высокий — очень бы не хотелось, чтобы он повышался дальше. Может поручить эту задачу существующему Фонду модернизации ЖКХ? Создать при нем специализированную комиссию, которая рассматривала бы каждый проект и отправляла на доработку, если он не соответствует требования, — предложил глава Кыштовского района Николай Кузнецов. — Мы сейчас работаем по такому принципу: изучаем два варианта обеспечения водоснабжением населения. Анализируем воду из реки Тара в разные сезоны, смотрим более качественный и выгодный с финансовой точки зрения вариант.
Он обратил внимание еще на одну проблему, которая становится все более актуальной для районов области. Жители сел, не дождавшись чистой воды от власти, бурят скважины сами. О качестве воды в такой ситуации речь, конечно, не идет, так как скважина глубиной всего 22-25 метров, но потом люди отказываются подключаться к водопроводам. Из-за цены тарифы. В Кыштовке это 45 руб за кубометр — дешевле купить в магазине.
Ситуацию с регоператором, о котором говорил Сергей Аверьяскин, прояснил на заседании состоявшегося чуть позже круглого стола министр ЖКХ области Евгений Ким.
— Аверьяскин доложил о том, что мы хотим создать на уровне правительства региона. Это будет одно предприятие, это будет акционерное общество, так как коммунальная услуга не может торговаться и передаваться в иную форму, кроме концессии. Когда пройдет передача полномочий МУП ЖКХ с поселений на районный уровень, с 30 районами поэтапно это предприятие будет заключать концессионное соглашение. Чтобы в итоге это была одна водоснабжающая организация, — заявил министр.
Коммунальные хозяйства в районах принесли бюджету убыток в 1 млрд
Отвечая на вопросы депутатов, Ким заявил, что на базе фонда модернизации ЖКХ такую структуру создать невозможно — это можно сделать только на базе акционерного общества. Главы районнов, которые присутствовали на круглом столе, комментируя слова министра, отметили, что «когда система водоснабжения области будет централизована, возможно у ее руководства появятся средства, а также возможность и желание что-то делать».
Фото: редакции
Юлия Данилова
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется
В течение двух лет в город было доставлено 258 троллейбусов, что дало возможность укомплектовать маршруты…
На момент ДТП она была на 37-й неделе беременности