Во время пандемии 2020 г. ЦБ РФ временно разрешил российским банкам упрощенную идентификацию новых клиентов, что позволило проводить ипотечные сделки дистанционно. Клиенты могли открывать счета для оформления ипотеки без личного присутствия в офисе. Однако затем послабления не продлили, что повлияло на процесс онлайн-кредитования.
По данным Росреестра, доля ипотеки, зарегистрированной онлайн, в нашей стране по итогам прошлого года превысила 37%, что в четыре раза выше показателей на конец 2019 года. Резкий рост спроса на цифровые учетно-регистрационные действия, связанные с ипотекой, обусловлен первой волной пандемии. При этом срок регистрации сделок сократился практически вдвое.
Дистанционная сделка с недвижимостью предусматривает проведение процесса на 100% в цифровом формате. Документы могут подписываться в электронном виде усиленной квалифицированной электронной подписью. Посещать для этого офис банка или МФЦ нет необходимости.
По словам Анатолия Печатникова, цифровизация ипотеки и перевод ее в онлайн-формат – один из ключевых вопросов, который требует решения в период новой волны пандемии. Особенно это актуально в условиях повышенного спроса на жилищное кредитование: по итогам 9 месяцев нынешнего года спрос населения на ипотеку вырос на 42%, до 4 трлн рублей.
«Во время первой волны пандемии ВТБ совершил прорыв на жилищном рынке России и первым запустил онлайн-выдачу ипотеки. Благодаря нашей стратегии по цифровизации мы превратили сложный и долгий оффлайн-процесс в дистанционную сделку с моментальным подписанием документов. За год мы трансформировали свои сервисы так, что сегодня каждая вторая заявка на ипотеку уже поступает через цифровые каналы. Сделки с электронной регистрацией недвижимости, не посещая банк или МФЦ, проводят 60% клиентов, а рефинансируют ипотеку таким способом уже почти 100% наших заемщиков. Однако для тех, кто пока не является клиентом ВТБ, но хочет взять кредит у нас, вопрос остается открытым. Мы считаем, что для банков не должно быть барьеров для удаленной идентификации клиентов и проведения сделок. За этой технологией – будущее, и банки готовы обеспечить такой сервис, соблюдая все требования безопасности. Однако откладывать решение этого вопроса нельзя – пандемия пока не закончена, и ее «волны» не должны мешать клиентам решать свои жилищные вопросы», – подчеркнул зампред ВТБ (ПАО).
Топ-менеджер заявил, что первый шаг в этом направлении – создание дополнительных способов удаленной идентификации клиентов.
«Для онлайн-сделок с недвижимостью важно реализовать и механизм признания электронного согласия клиента, в том числе для обращения в Бюро кредитных историй. Удаленная идентификация личности должна обязательно быть безопасной и исключать факты любого мошенничества. Аналогичный механизм можно предусмотреть и для дистанционного открытия счетов эскроу. Разработку наиболее эффективных цифровых инструментов для этого может провести только регулятор. Со своей стороны, мы готовы оказать всю необходимую помощь и поделиться успешным опытом проведения таких сделок, чтобы наша экспертиза помогла игрокам рынка реализовать новую технологию», – добавил Анатолий Печатников.
Региону не удалось переломить негативный тренд — сокращение ускорилось
Хотя такое жилье требует серьезных финансовых вложений и предусматривает ограничения в эксплуатации
От действий мошенника пострадали жители нескольких регионов России
Автор инициативы предложил сделать обязательным процесс регистрации по фото в паспорте