В Новосибирской области прямые выборы глав муниципальных образований будут отменены. Исключение сделают только для Новосибирска и Кольцово.
10 апреля в Законодательном Собрании Новосибирской области прошли депутатские слушания, касающиеся проекта закона о местном самоуправлении Новосибирской области. Этим проектом правительство Новосибирской области предлагает депутатам перейти на модель выборов, по которой муниципальные депутаты будут назначать глав районов и поселений по представлению специальной конкурсной комиссии. Предполагается, что прямые выборы глав сохранятся только в Новосибирске и Кольцово, а главу Карасука горсовет будет избирать из своего состава. Мы побеседовали на эту тему с председателем комитета Законодательного собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Юрием Николаевичем Шпаковым и и.о. председателя муниципальных образований Новосибирской области, главой Карасукского района Александром Павловичем Гофман.
— Юрий Николаевич, можете вкратце пояснить суть законопроекта?
Шпаков: Коротко суть внесенного губернатором Новосибирской области проекта закона сводится к тому, что в дополнение к существующим способам избрания глав муниципальных образований в соответствии с федеральным законом (Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — А.Б.) предлагается в качестве предпочтительного способа избрание главы муниципального образования решением представительного органа, проще говоря, совета на определенном уровне депутатов по предложению конкурсной комиссии. Конкурсная комиссия будет формироваться на разных уровнях по-разному, но в любом случае, с участием самих депутатов, а на уровне сельского поселения также с участием главы муниципального района. В свою очередь избрание главы муниципального района будет определяться представительным органом и представителями губернатора на паритетной основе.
— В обществе неоднозначная реакция на эту проблему. Вы можете развеять сомнения?
Шпаков: Проведение депутатских слушаний — это нормальный процесс, который предполагает обсуждение различных точек зрения, их донесение до депутатского корпуса. Депутатские слушания — это не единственное мероприятие, которое было проведено в преддверии принятия этого закона. В течение месяца работали две рабочие группы при губернаторе и в Заксобрании, которые изучали мнение граждан. И хочу вам сказать, что три четверти представительных органов районов и поселений, а также руководители глав муниципальных образований высказались за этот способ избрания. Поэтому если говорить о мнении людей и их представителей, то скорее надо опираться не на отдельные мнения, прозвучавшие на депутатских слушаниях, а на тот большой массив исследования, который нами был получен.
— Юрий Николаевич, Вы также на депутатских слушаниях упомянули, что по этой системе у избранного главы будет двойная ответственность: перед населением и перед теми, кто непосредственно этого главу выбрал.
Шпаков: Без сомнения, это так. Я думаю, что даже наши оппоненты не будут с этим спорить. Посудите сами, когда будет выбираться глава, скажем, муниципального района, по предложению конкурсной комиссии, состоящей наполовину из депутатов представительного органа этого района и наполовину из представителей губернатора, то депутаты этого органа берут на себя значительную долю ответственности за окончательное принятие решения. То же самое относится и к губернатору Новосибирской области. Невозможно уже будет сказать, что к этому процессу мы не имели отношения. Именно они будут принимать решение. Более того, и Законодательное собрание Новосибирской области, если примет этот закон, также будет ответственно за выборы на каждом уровне. Как раз это является одним из важных мотивов, которые позволяют тем, кто поддерживают этот закон, говорить о возможном улучшении ситуации в плане управления на местах.
— А нельзя сказать, что это повышает зависимость главы от тех, кто его выбрал?
Шпаков: В том числе и повышает зависимость, безусловно. Но в рамках государственного и муниципального управления. Мы должны оперировать терминами, связанными с исполнением полномочий. И если глава, избранный по новой системе, будет выходить за рамки полномочий или не исполнять эти полномочия в должном объеме, то он и будет нести эту ответственность или, как вы сказали, будет в большей степени зависим. Ну и поделом.
— Вопрос к Александру Павловичу: насколько глава района независим в своих решениях? Перед кем ответственности больше: перед жителями муниципального образования или перед вертикалью власти?
Гофман: Дело в том, что всенародно избранный глава удаляется от должности решением именно совета. У нас есть такой печальный пример — город Обь. Главу города избрали всенародно. Два раза депутаты округа не поставили ему удовлетворительную оценку, и он лишился должности. Одно дело говорить о том, что всенародно избран, а предъявить претензии при этом можно только через районный (поселковый, сельский) совет. Глава отчитывается только перед депутатами, согласно федеральному закону. Эта процедура отлажена, работает, и депутаты этим пользуются. Общаясь с населением, депутаты впитывают от них проблемные вопросы, и реализуют их через свои полномочия. Поэтому говорить, что глава поселения или района неподотчетен перед своими избирателями, перед населением территории, я думаю, это просто лукавство.
— Как будет формироваться список кандидатов, если выборы будут осуществляться комиссией?
Шпаков: Федеральный закон говорит только о том, что порядок формирования, количество членов этой комиссии, сроки — все это определяется самим представительным органом. Эту работу нам предстоит пройти. Я думаю, что некое обсуждение должно пройти с участием органов государственной власти, но окончательное решение за муниципалами.
Вся творческая энергия общественных объединений сейчас должна быть направлена не на ложный тезис о том, что выборы отменяются. Я напоминаю, что в принятии решения участвуют избранные депутаты и представители всенародно избранного губернатора. Представители общественных объединений и граждане-общественники, представители политических партий всю свою энергию должны сейчас сосредоточить на том, чтобы найти тех достойных представителей, которых конкурсная комиссия не сможет проигнорировать. Разве это не есть механизм включения структур гражданского общества в порядок избрания?
Гофман: Я бы тоже согласился с этим доводом. Зачастую когда кандидат на пост главы узнает, что ему нужно сделать, прежде чем начать баллотироваться, а это создать фонд поддержки, встречаться, ездить и т.д., то у многих теряется желание и многие просто отказываются. Мне кажется, с предлагаемой моделью выборов система будет проще. То есть своего кандидата смогут предложить общественные организации, партии, и т. д. И каких-то препятствий здесь уже не будет.
— Можно же сказать, что граждане, поручая депутатам выбор главы муниципального образования, будут в таком случае более ответственно подходить к выбору и самих депутатов?
Шпаков: Вы абсолютно правильно подметили этот нюанс. Надо в этом законе смотреть на его сильные стороны. Надо смотреть на возможности, которые даются и избирателям, и политическим партиям, и структурам гражданского общества в том, чтобы участвовать, а не отвергать этот процесс, чтобы предлагать, а не ругаться по этому поводу. Мне кажется, что этот закон несомненно дает определенные преимущества в плане ответственности и представительного органа, и граждан, и политических сил, которые будут участвовать в выборе нового главы.
— Прямые выборы у нас остаются в Новосибирске и Кольцово. С Новосибирском понятно, это областной центр. А почему Кольцово, а не Искитим или Бердск, например?
Шпаков: Кольцово — наш единственный наукоград. Мы все жители Новосибирской области, и мы все прекрасно знаем специфику этого поселка. Знаем и историю, связанную с главой рабочего поселка Кольцово. С тем авторитетом и с той стойкостью, которую по праву уважают его избиратели. Таких глав мы должны оберегать. Я не могу говорить от лица губернатора и всей рабочей группы, но мне кажется, что нюансы Кольцово были учтены. Прежде всего, что это наукоград со своей спецификой и своими взаимоотношениями, и к этому нужно относиться очень-очень бережно, чтобы не нарушить поступательное развитие этой территории. Для Новосибирской области это очень важно.
— Депутатские слушания прошли, мы услышали мнения и парламентариев, и представителей общественности. Какова дальнейшая судьба этого законопроекта?
Шпаков: Вся процедура стандартная. Далее будет проведено заседание комитета. На нем будет вынесено решение относительно того, рекомендовать или нет этот законопроект на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области. Но на ближайшей сессии мы будем рассматривать этот законопроект в любом случае.
Совокупная стоимость объектов недвижимости в регионе — 13 трлн рублей
Вопрос исключен из повестки дня сороковой сессии депутатов горсовета
В медучреждениях региона создается резервный коечный фонд
Их подозревают в превышении должностных полномочий при заключении госконтрактов
За 2024 год в регионе выдано 191 разрешение на строительство многоквартирных домов
Их тела из дома вынес сосед