Юлия Свитковская, основатель и руководитель компании HR-trend, постоянно искала возможности, которые позволяли расширить зону компетенции, принимала их как вызов и не понимала, как можно не разобраться в каких-то вопросах, если ты этим увлечен.

В рамках тесно

— Юлия, у вас есть опыт работы по найму или вы сразу решили работать на себя?

— Мой профессиональный пусть в сфере HR начался с работы по найму, и я прошла его весь, начиная с самых простых рядовых позиций. Я работала в небольшой компании менеджером по персоналу, потом инспектором по кадрам и постепенно, шаг за шагом, осваивала весь спектр возможностей, которые есть в сфере управления персоналом. Раньше на этом рынке была довольно узкая специализация: ты мог быть менеджером по подбору персонала или инспектором по кадрам и в этом направлении развиваться. Мне всегда было не интересно вписываться в какие-то рамки. В новой должности я очень быстро разбиралась во всех нюансах, вникая в каждую деталь, находила какие-то лазейки, которые повышали эффективность работы блока. Весь мой карьерный путь был связан с расширением функциональных обязанностей, зоны ответственности. Я постоянно искала возможности, которые позволяли расширить зону компетенции, освоить все блоки управления персоналом, принимала их как вызов и стремилась решать новые поставленные задачи, настраивать процессы управления персоналом.

В компании «Аптечная сеть 36,6», где я работала директором по персоналу бизнес-единицы, было много аптек в разных филиалах, сложных задач в области рекрутинга, кадрового администрирования, обучения людей, много внимания уделялось аттестации персонала. Тема рекрутинга в фармацевтике крайне сложная, так как фармацевтов на рынке всегда не хватает, и приходилось постоянно искать новые способы привлечения, повышения квалификации и мотивации персонала, что позволяло мне расти как профессионалу.

После «36,6» я получила предложение работать в компании ЗАО «Дистрибьюторская менеджмент система» («ДМС») — это официальный дистрибьютор компании Procter & Gamble Company. Там я получила возможность реализовать весь накопленный за время работы по найму опыт уже в больших масштабах. В компании было 16 филиалов, в которых работало 1200 человек. В крупных филиалах были руководители отделов по персоналу, которые находились у меня в подчинении. Это был колоссальный рост не только в плане управления персоналом, но и понимания бизнеса, возможность выстраивать новые и корректировать существующие процессы, ориентированные только на бизнес показатели и необходимые для дальнейшего развития.

В «ДМС» я отработала 5 лет, входила в совет директоров компании и в состав много-функциональной команды. На этой должности я также получила возможность посмотреть на свою профессию не только с точки зрения управления персоналом, но и понимания этого вида бизнеса. Мне приходилось анализировать и оцифровывать каждое новое изменение, доказывать его необходимость и оценивать эффективность бизнес-процессов. Было очень интересно работать, всегда новые проекты и идеи, постоянное развитие, возможности остановиться не было. Я тогда начала путь постоянного обучения, много читала, потому что должна была вникать в работу всех подразделений, и именно благодаря этому я сформировалась как профессионал.

— Почему в такой ситуации ушли в свой бизнес? Стало тесно работать в рамках наемного менеджера?

— Так сложились обстоятельства, что у меня должен был появиться второй сын. За несколько недель до этого замечательного момента меня буквально выдворили в декретный отпуск, так как забеспокоился руководитель — я никак не могла оставить дела и выйти из привычного ритма работы Так у меня появилось время наслаждаться своим прекрасным положением. Это был второй ребенок, и так как я уже была достаточно взрослой мамой, поэтому сразу для себя решила, что буду находиться в декретном отпуске три года, чтобы прочувствовать радость материнства и посвятить себя ребенку. Однако я также понимала, что за это время попросту потеряю квалификацию и зачахну как профессионал. Поэтому решила: у меня есть друзья, я сейчас всех оповещу, что свободна от командировок и рабочих задач, и они могут ко мне обращаться за консультациями по управлению персоналом, по анализу и настройке бизнес-процессов, систем мотивации. Уже на следующий день мне сказали, что есть человек, у которого много вакансий в компании, и он ждет встречи со мной. И я в интересном положении поехала на первые в моей жизни переговоры. Волновалась жутко, так как не понимала, какой из меня переговорщик, а уж тем более продажник, сколько может стоить такая работа. В итоге получила заказ на несколько вакансий, которые закрыла сама за несколько дней, получив первый гонорар.

Именно тогда я приняла решение создать HR-агентство полного цикла в бутиковом формате: только для друзей, чтобы по несколько часов в день заниматься любимой деятельностью без отрыва от воспитания сыновей.

Партнёрство только в виде проектов

— Как решили вопрос с офисом? Или первое время работали в формате хоум-офиса?

— На вырученные от первого заказа деньги я решила арендовать офис. На тот момент это был крайне дорогой для меня вариант, и можно было выбрать менее центральное место, но я действовала по принципу: у красивых все должно быть красиво. Я встретилась с собственницей офиса, с которой у меня сразу же возникло взаимопонимание, и заключила договор. Мне вообще в жизни везет на хороших и искренних людей: большинство встреч дает начало долгим дружеским отношениям. Благодаря и этому в том числе, получаю возможность двигаться вперед.

После заключения договора аренды наняла первого сотрудника — менеджера. Катя была родом из Новокузнецка, когда я ушла рожать второго сына Семена, она две недели сидела в офисе одна — даже не приходилось думать, справится или нет, у нас один за другим появлялись новые заявки на подбор персонала, было нескучно. Катя долго работала менеджером по персоналу, стала ключевым сотрудником компании. Это был 2012 год.

Постепенно по рекомендациям стали появляться один за другим новые клиенты. Для размещения рекламы я использовала, пожалуй, все бесплатные ресурсы, которые только были, ну кроме забора, наверно Кроме того, был сразу сайт-визитка. У моей сестры, а она достаточно известный в бизнес-сообществе маркетолог, был знакомый дизайнер, она позвонила ей и сказала: сейчас к тебе приедет клиентка — не думай, что она не в себе, а просто выслушай и сделай, как просит. А накануне встречи я поехала в ИКЕА и увидела там саше сухоцветов тех оттенков и цветов, которые я хотела бы видеть в своей корпоративной палитре. Я купила саше, сразу высыпала их в вазу и с этой вазой поехала к дизайнеру подбирать цвета для визиток и сайта.

До сих пор эта ваза стоит у меня в офисе. Тексты все всегда мне помогала писать сестра, под гору пирожных и нескольких кружек чая появлялась новая страница на сайте или предложение для клиентов.

Название компании, кстати, тоже появилось достаточно спонтанно. Я сидела в ожидании какой-то процедуры в приемной и листала журнал, где была размещена информация о московском агентстве полного цикла Event-тренд и очень яркая и красивая собственница бизнеса. Я подумала, а почему бы тоже не взять аналогичные название, символизирующее, что компания всегда предлагает новые тенденции, инновации, значит мы в тренде — HR-trend? Вновь позвонила сестре, она же маркетолог, точно плохую идею не поддержит, она решила не спорить с беременной и сказала: «ОК».

— Сколько составили вложения на первом этапе?

— Около 100 тыс: это техника и мебель. Они окупились быстро, хотят в тот момент я об этом совсем не думала, и у меня не было ни одного бизнес-плана.

Я до сих пор запускаю новые виды деятельности, не считая. Если вижу, что есть спрос, то беру и делаю. Накачиваю мышцу техникой быстрых решений и действий. Если вижу, что подвисает, значит, откладываю в сторону и анализирую, почему отрицательный результат.

— Вы развиваете свой бизнес самостоятельно или предпочитаете работать с партнерами? На каких условиях?

— Предпочитаю принимать все решения самостоятельно, а в партнерстве реализовывать только какие-то краткосрочные проекты. Например, мы поняли, что организация мероприятий — это не наша компетенция, но у меня есть классный партнер, который делает это великолепно, и потому мы организуем какие-то мероприятия вместе, усиливая друг друга. Я ничего не понимаю в том, как поддерживать сайт, и не хочу в этом разбираться, это мне не интересно. Но у меня есть партнер, который знает, что нужно делать на сто шагов вперед, он полностью изучил нашу тему, оценил, что представлено на европейском рынке, и сейчас реализует для нас, и я рекомендую его всем как замечательного профессионала. Трудно поверить, но я просто говорю, что хотела бы видеть, а он предлагает что-то в несколько раз круче и реализует. Я не разбираюсь в маркетинге, контекстной рекламе, дизайне, но у меня есть рядом профессионалы, которым я доверяю уже много лет, и которые могут грамотно решить все вопросы в этой сфере, получив не ТЗ на три страницы, а аудио-сообщение в месенджер. В итоге мы работаем вместе, но каждый в свое удовольствие, без напряга и не делим, кто сделал меньше, а кто больше. Мне ближе вот такой вариант партнерства, когда люди близкие по духу и ценностям рядом.

Взгляд со стороны

— Как сформировался комплекс услуг, который сейчас предлагает ваша компания?

— Я изначально решила и в этом ключе всегда двигаюсь, что компания будет работать по принципу одного окна, когда клиент получает весь комплекс услуг в сфере управления персоналом. Мы первые в Западной Сибири заявили об аутсорсинге HR-функций. Мы мотивированно доказали, что в компании с численностью сотрудников до 200 человек при условии, что служба персонала занимается только трудоустройством и увольнением людей, собственник может передать функции кадровой службы на аутсорсинг. Экономически так будет выгоднее выстроить процесс, не потеряв в качестве. Сложно решиться и передать на аутсорсинг, если HR-отдел занимается профессиональным развитием сотрудников, внутренними коммуникациями, построением бренда.

Практика показала, что востребованы оказались все направления работы. Кто-то из клиентов заключил с нами договор на полный комплекс услуг, с кем-то мы работаем по подбору, обучению и развитию персонала, для кого-то выполняем точечные, но постоянные заказы. Лично для меня очень важен тот факт, что практически все клиенты, которые пришли к нам пять лет, четыре года назад, по-прежнему работают с нами, мы доверяем друг другу. В большинстве компаний, даже в тех, где есть директора по персоналу, я выступаю в роли HR-советника для собственника и директора, с которым можно в любой момент обсудить сложившуюся ситуацию, совместно найти оптимальное решение и получить помощь в его реализации, и все стратегические вопросы и бюджеты на персонал.

— Почему?

— Я могу посмотреть на ситуацию со стороны, плюс постоянно мониторю то, что происходит на рынке, анализирую тенденции, могу оцифровать любой процесс и обоснованно доказать целесообразность изменений. Штатные HR-службы поглощает оперативная занятость и поддержание процессов, у них не всегда есть возможность посмотреть, куда может прийти компания через 3-5 лет с сегодняшним персоналом, если будут продолжать двигаться в выбранном ключе.

Все тренинги, направленные на управление персоналом и работу с сотрудниками, я провожу в компаниях сама. Иногда приглашаю бизнес-тренеров для решения разовых задач, управленческие тренинги или тренинги по продажам и сервису. Довольно часто собственники включают меня в состав рабочих групп при реализации определенного проекта. Так проще выстраивать коммуникации между отделами компании, которые реализуют проект.

— Сколько сейчас человек работает в вашей компании?

— 10 человек. Есть задачи, над реализацией которых менеджеры работают дистанционно, на фрилансе. Опыт меня научил, что лишних людей в команде быть не должно. Продуктивность персонала на первом месте. Но тут складывается достаточно интересная ситуация. Например, я могу посчитать сотрудника неэффективным и попрощаться с ним, но потом его охотно нанимают в штат крупные компании, приятно, что так высоко оцениваются знания, которые мы даем в компании.

— С чем это связано?

— Рекрутер в моей компании ведет более 20 разноплановых вакансий — в самых различных сферах бизнеса. Он изучает все каналы взаимодействия с клиентами, методики проведения интервью и оценки кандидатов, мониторит рынок труда, ищет каналы привлечения кандидатов и всегда должен отслеживать тенденции. С таким багажом навыков и знаний мои экс-рекрутеры смотрятся очень выигрышно на рынке труда.

Первоначально я делала ставку на молодые кадры. Принимала выпускников после института и инвестировала в них знания, время и деньги. Сейчас кадрами у меня занимается исполнительный директор, который курирует оперативную деятельность компании. Мы пересмотрели профиль своего кандидата, теперь он старше, чем выпускник. Я погружена в стратегическое развитие, развиваю региональный отдел продаж. Никогда отдела продаж не было. Сейчас мне хочется поработать над тем, как наиболее эффективно продвигать услуги компании именно комплексными решениями.

— Своих сотрудников тоже обучаете?

— Обязательно. Я им говорю о выгодах, которые они приобретают, когда обучение расценивается как инвестиция. Форм обучения достаточно много: это корпоративные и открытые тренинги, мастер-классы проходят еженедельно, на них мы приглашаем топ-менеджеров клиентов и коллег. Для моих сотрудников это возможность глубже понять сложности, которые возникают в данной отрасли и в данной компании, а также варианты их решения.

— У вас есть опыт создания новых направлений на HR-рынке?

— Да — это удаленная оценка качества обслуживания с созданием сети тайных покупателей. Я не имела даже представления об этом направлении. Моя подруга Анна в Нижнем Новгороде работала с этим сервисом в консалтинговом бизнесе и предложила мне попробовать, отметив, что это небольшой, но стабильный источник дохода. Я решила: почему бы нет, наняла менеджера и запустила новое направление. Оно оказалось достаточно не управляемой субстанцией без технологичной поддержки и стопроцентной автоматизации, и неоднократно я собиралась его продать, даже вела переговоры с потенциальным покупателем. Но к нам постоянно сыпались заявки на организацию новых визитов, в итоге я нашла партнера, который будет помогать в развитии этого проекта, закрывая всю «боль» с автоматизацией.

Новым направлением в Новосибирске был аутсорсинг HR-функций. Собственники бизнеса разрабатывали стратегии развития с консультантами, а потом все стали обращаться ко мне, у нас есть опыт реализации проектов по продажам, маркетингу, логистики. Думаю, что моя уникальность в этой нише состояла в том, что я всегда найду решение и буду полностью нести ответственность за результат, либо найду нужного специалиста, который также гарантирует заказчику нужный результат.

Вне конкуренции

— Не боитесь, что ваши сотрудники, узнав методики и клиентов, уйдут от вас и откроют собственный бизнес, составят вам конкуренцию?

— Когда я только начинала бизнес, у меня были подобные фобии, но сейчас я от них избавилась. Это реально очень сложно — создать компанию с репутацией, собрать команду. Кроме того, в HR-бизнесе, да наверно, как и в любом другом, очень большую роль играют связи, которые годами формируются с клиентами и собственниками. Не каждому под силу выстроить такие отношения, и не каждый способен сохранить эти отношения. На это необходимы очень серьезные силы и глубокие знания.

Считаю, что в компанию вложено очень много меня как личности, поэтому это повторить невозможно. Конечно, я вижу, что на HR-рынке появляются новые компании, бывшие директора по персоналу открывают консалтинговые агентства, свои школы. Считаю, что все имеют право на существование, и периодически я взаимодействую с коллегами, не оценивая их бизнес и опыт, а просто потому что они приятные люди.

— То есть конкуренция на HR-рынке сейчас достаточно жесткая?

— Не знаю. За 5 лет работы я ни разу не проводила мониторинг конкурентов. Попытка всегда была, начиналась с записи в ежедневник, а потом не было времени на это. Возможно, это неправильно, так как нужно понимать, какие цены предлагаются на рынке за различные услуги, какая система мотивации применяется у сотрудников, но руки никогда до этого не доходили. Я всегда шла своим путем. Если кому-то не подходила стоимость, которую я запрашивала за работу, либо сами услуги, то он просто искал другого партнера. Всем угодить невозможно, и я не ставила перед собой цель понравиться всем. За пять лет работы у нас даже появился список компаний, с которыми мы не работаем — можем себе это позволить, даже несмотря на то, что речь идет о достаточно серьезных с финансовой точки зрения проектах. Но они либо их собственники требовали слишком много внимания за меньшие деньги, выбивая из колеи все процессы, и доводили до слез моих сотрудников, либо это неприятные в общении люди, которые застряли где-то в прошлом. Как я уже говорила, все нужно делать легко и в кайф, тогда работа приносит удовольствие, и я учу этому своих сотрудников — работать с азартом. А подобные ситуации научили меня, что нужно уметь отказывать и отказываться.

— Как сегодня привлекаете клиентов?

— Прежде всего — это сайт компании. На сайте размещена только информация о компании. Есть моя страница в социальных сетях и страница компании. У меня несколько тысяч подписчиков. Часть из них становятся сначала читателями, кандидатами, клиентами. Иногда в деловых изданиях и порталах. Рекламу мы не размещаем нигде.

Я еще активно участвую в различных конференциях, форумах, бизнес-завтраках в качестве спикера, это тоже возможность новых деловых знакомств.

— Какова география работы вашей компании?

— Подбор персонала мы ведем по всей России. Есть вакансии, которые сложно закрыть дистанционно – необходимо находиться на месте, поэтому мы рекомендуем заказчику местное агентство для проведения финального интервью. Наши клиенты — не только новосибирские компании, но представительства компаний Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Владивостока. Если они потом открывают филиалы или меняют сотрудников в других городах, то работают только с нами.

— Есть ли сегменты рынка, которые вам наиболее интересны?

— Мне интересны производственные, медицинские компании, компании сферы услуг и дистрибьюторский бизнес. Не работаю с крупными федеральными компаниями и банками, так как опыт показал, что там нужно открыть сто дверей, чтобы подписать договор, и при этом тебе его так перекроят, что условия работы будут просто для того, чтобы наработаться. Я предпочитаю работать с людьми, которые сами принимают решения, а их бизнес является рабочим, а не неповоротливой махиной.

— С какими сложностями вы сталкивались в процессе развития своего бизнеса?

— С одной стороны, моей компании уже 5 лет, с другой: я создала ее как будто вчера. Я по-прежнему с особой страстью думаю о бизнесе с утра до вечера: как улучшить компанию, что усовершенствовать в бизнес-процессах, с кем еще встретиться и поделиться опытом, много учусь и много общаюсь с бизнесменами. С другой — долгое время я пыталась со всем справиться сама, а сейчас пришла к выводу, абсолютно осознано и без надрыва, что нельзя совмещать оперативное и стратегическое управление, поэтому приняла решение об их разделении.

Были сложности как в любом наверно бизнесе, когда клиенты плохо оплачивали счета или не платили вообще, случая два или три наверно есть таких точно. А когда твой бизнес на самоокупаемости и важен каждый рубль, то это конечно влияло сильно на планы. Консультанты, которых я нанимала для себя, чтобы развивать бизнес, оказывались некомпетентными, и я теряла деньги и время. Была ситуация, когда я увольняла всех сотрудников в один день, и на утро приходила и делала всю работу сама, а параллельно нанимала, учила новых людей. Меня это не пугало и не пугает сейчас. Я не боюсь, потому что все знакомо и я все умею, и, безусловно, пару раз возникала мысль так все и оставить — компания одного человека, но, как говорит мой маленький сын, это так скучно. Есть мечта, есть цели, и нужно к ним идти, силы даются на дело, предавать свою мечту нельзя.

Все делается не зря, в результате, выстраивая бизнес как по кирпичику, могу с большой уверенностью сказать, что я много приобрела тех знаний и навыков, которые в роли HR директора я бы никогда не получила при всем желании, и с такими сложностями вряд ли пришлось столкнуться, а это есть главная для меня ценность. Поэтому хоть завтра переехав в любой город-миллионник, смогу запустить аналогичный бизнес с нуля, и он будет полноценно работать с первого дня. У меня всегда есть надежные люди рядом, с которыми я не боюсь ни терять, ни начинать – это моя подруга, сестра и моя семья, их поддержка всегда безусловна и бесценна.

— Планируете продавать франшизу?

— Подобные предложения мне поступали, и уже даже готов договор и бизнес-план по франшизе, но пока на реализацию этого проекта у меня не хватает времени. Я понимаю, что не могу продать франшизу под моим брендом и просто пустить дело на самотек. Я перфекционист: компания в другом городе должна быть не хуже моей, там должна быть такая же атмосфера, отношение к клиентам и кандидатам, а это сложно тиражировать. Поэтому тем, кто заявлял о готовности купить франшизу, я предложила открываться и работать самим, просто передала технологии, обучила, поддерживала некоторое время, но не готова была в тот момент предоставить имя.

—Есть планы по открытию другого вида бизнеса?

— Есть, но пока эту тему я бы не хотела афишировать.

Гибкость в подходах

— Как сейчас меняется HR-рынок в регионах Сибири, в России в целом?

— Если посмотреть на ситуацию с точки зрения, что предлагается для кандидатов, то многие консультанты ушли в тему профориентации. Но лично мне становится смешно, когда человек в 40-45 лет хочет определить свое предназначение и понять, куда ему двигаться, что поменять в жизни. У таких кандидатов самые большие проблемы, так как возрастной ценз уже не позволяет устроиться на интересные позиции. Связи есть не у всех, также как силы и средства для запуска собственного дела. Как результат, люди не могут найти работу по 1-2 года, профориентация тут вовсе не поможет.

Мой алгоритм работы с кандидатом за пять лет выстроен и отточен: я встречаюсь с человеком, определяю его знания и навыки, понимаю потенциал и вектор развития, готовлю интересное резюме и помогаю на всех этапах прохождения интервью. У меня много связей и деловых контактов, и я щедра на рекомендации, если понимаю, что этот человек пригодится в компании.

С точки зрения компаний, услуга подбора и оценки персонала достаточно востребована, и много компаний, которые наконец-то стали обучение оценивать не как расходы на персонал, а как инвестиции. Технологичных решений много, и практически любой процесс в HR сейчас можно автоматизировать и оценить, в конечном счете, но не все компании на это активно реагируют. К большому сожалению, целевые показатели в HR службах редко внедрены в компаниях, а значит, собственник несет потери даже там, где не предполагает.

В связи с тем, что экономическая ситуация изменилась, мы достаточно гибко подошли к формированию пакета услуг. Например, услуга по подбору «менеджера по продажам» достаточно дорогая, в среднем от 45 000 рублей за подбор одного менеджера, так как там есть определенные гарантийные обязательства. Стартапы и компании малого бизнеса зачастую позволить себе это не могут. Но если я вижу, что это классная компания, интересный собственник, то я всегда предлагаю варианты совместной работы. Например, мы помогаем сформулировать требования к сотруднику, размещаем объявления, назначаем собеседование и консультируем, на что работодатель должен обратить внимание, а он проводит встречу, то есть оказываем содействие в подборе персонала. Если будущий работодатель не умеет оценивать и проводить интервью, то я могу научить.

— А интерес со стороны соискателей и работодателей на услуги HR-специалистов растет?

— Я его оцениваю на «5+». Во-первых, потому что к нам в регион, наконец, начала приходить культура пользования услугой. Собственник понимает, что он занимается своим бизнесом, а моя задача найти для него нужных людей, и он не тратит время и деньги на самостоятельный поиск. Во-вторых, в компаниях идет оптимизация бизнес-процессов и выстраивание эффективных моделей. Это приводит к тому, что бухгалтерия, it, кадровая служба уходят на аутсорсинг.

Если говорить о вопросах, которые возникают у клиентов, то больше стало вопросов по аудиту внутренних HR-служб, локальных нормативных документов, самих процессов, которые происходят в компании. Например, возникает вопрос, почему в компании не приходят кандидаты, либо почему увольняются сотрудники. Есть запросы на проведение выходных интервью, когда работодатель хочет экологично расстаться с сотрудниками.

С кандидатами тоже специфичная ситуация. Сейчас активно со всех сторон идет пропаганда: занимайся своим делом, работай 2-3 часа в день, не работай в найме. Что будет при таком подходе дальше — не знаю. Кто будет печь хлеб, шить одежду, подметать двор и т.д., если все пойдут заниматься своим делом, и при этом большую часть времени путешествовать?

Если же молодежь соглашается идти работать по найму, то только в стабильную компанию с четко оговоренным днем выплаты зарплаты и временем работы, чтобы у них была возможность заниматься своим делом. При этом дисциплина кандидатов просто ужасная: на собеседования не приходят, на звонки не отвечают, даже когда получают интересные предложения.

Привлекать людей становится все сложнее, так как квалифицированных кадров очень мало. Настоящие профессионалы все при деле, и компании с ними не расстаются. У меня есть «золотой фонд», в нем находятся резюме и контакты людей, с которыми я знакома лично и которые никогда не ищут работу в публичных источниках. На данном направлении наиболее эффективно работает рекомендательный рекрутинг, который дает возможность выходить напрямую на лучшие кадры и делать им предложения.

— Чем вообще продиктованы тенденции, складывающиеся на HR-рынке?

— Сейчас каждый без исключения человек хочет определить для себя, в чем смысл его работы. Многие задаются вопросом: зачем работать в компании, когда можно сидеть дома и делать «букеты из конфет», зарабатывая те же деньги, но в более комфортных условиях. Либо работать в компании курьером, водителем, чтобы не быть привязанным к одному работодателю. Этот тренд свободы и самозанятости входит в разрез с желанием работать по найму.

Одновременно формируется встречная тенденция. Если посмотреть на позицию менеджера по подбору персонала, который работает внутри компании, то каждый его день похож на предыдущий. Но он может в любое время прийти в такую компанию как наша, предоставляющая HR-аутсорсинг, и сможет постоянно расти горизонтально, повышать свою квалификацию, разбираться в бизнесе и бизнес-процессах клиентов.

Слушайте только себя

— Чтобы вы посоветовали тем, кто только планирует начать свой бизнес?

— Слушать только себя. Когда я начинала свой бизнес, все — близкие, друзья и родные — говорили: ты сошла с ума! Скоро начнется новый кризис, пойдут сокращения, а тут ты подбором персонала собралась заниматься. Но я шла вперед, выслушивала мнение других, и все делала по-своему, всегда работая много и усердно. Считаю, что если у человека есть силы и энергия, то он должен брать и делать, реализовывать свои идеи и ноу-хау, ошибаться и исправлять ошибки, его не должен останавливать страх, что что-то не получится, кто-то осудит, не нужно ни на кого смотреть, не нужно себя с кем-то сравнивать, просто нужно действовать. Никогда не воспринимать отрицательные результаты как проблему, это всего лишь новая задача, которую нужно решить и пройти.

— Планируете передать свой бизнес детям? Они проявляют к нему интерес?

— Два года назад я сказала старшему сыну: пойдешь в институт, выучишься на факультете менеджмент организаций, и я передам тебе свой бизнес, а сама буду отдыхать и наблюдать со стороны, как ты им руководишь. Он заявил, что сразу продаст компанию, столько внимания он не готов отдавать, как я, этому делу. Я дала ему возможность выбрать свой путь, мы, родители, не давили на него в выборе института, так как задача родителей поддерживать детей, чтобы они понимали, что могут в любой момент обратиться за поддержкой, что они будут услышаны.

Сейчас сын учится в институте, я делюсь с ним своими победами, успехами, рассказываю о неудачах и анализирую их причины вслух. Он уже по-другому оценивает ситуацию, сопереживает, даже дает дельные советы. Оказывает посильную поддержку — присматривает за младшим братом, которому сейчас 4 года, если это необходимо.

— Вы занимаетесь и общественной деятельностью….

— Да, три года назад я создала клуб директоров по персоналу, чтобы объединить коллег и практиков в управлении персоналом. Это профессиональное сообщество, где проходит обсуждение тенденций и трендов, куда я приглашаю профессиональных тренеров, мы проводим бизнес-завтраки, встречи и всегда поддерживаем друг друга на профессиональном поприще. Сегодня в клуб входит около 25 человек.

— А на хобби время остается при таком графике?

— Я занимаюсь йогой, вокалом, сейчас решила пойти на парные танцы и ищу партнера. Еще не определилась с танцем, но уже вписала занятия в график. Очень бы хотелось добавить в него регулярные занятия спортом, но пока не получается.

Очень много читаю: книги по менеджменту, уже в меньшей степени — по управлению персоналом. Недавно открыла для себя очень перспективную тему: мне стало интересно договариваться и организовывать для себя один день в компании, как стажировка, проводить время с собственниками, разговаривать о том, как они реализовывали свой потенциал и идеи в бизнесе, в работе с топ-менеджерами, как выстраивали взаимоотношения с коллективом. Это очень интересный живой опыт, который нельзя почерпнуть ни в каких книгах и не на каких тренингах, обнажается весь тернистый путь бизнесмена. Есть мечта поехать на подобную стажировку в несколько компаний Америки, Европы.

У меня большой личный план обучения и развития во многих сферах, и я понимаю, что чем больше учишься, чем больше область знания, тем, кажется, больше и область незнания.

— А сами не планируете написать книгу?

— Меня часто спрашивают об этом…. Точно понимаю, что нет! Опытом, знаниями я делюсь в своих статьях, постах, на тренингах, при личных встречах, когда об этом просят. О личной жизни я бы, наверно, хотела рассказать только своим сыновьям, чтобы показать своим примером, что все возможно, мы сами творцы своей судьбы и не имеет значения, в каких условиях ты родился и жил, ты всегда можешь сделать себя сам вопреки всему.

Фото: из личных авхивов

tkrasnova

Recent Posts