За срыв экспорта зерна — персональная ответственность

Новосибирск может отгружать в месяц 50-65 тыс зерна на экспорт. Замминистра пообещал на 100% удовлетворить заявку сельхозпроизводителей Сибири под согласованные объемы.

Будет больше

— Сегодня созданы все условия для экспорта 45 млн тонн российского зерна, в том числе из Сибири. На протяжении трех месяцев работает не только федеральный, но и региональные штабы, чтобы выстроить отношения с аграриями разных субъектов федерации, — заявил на выездном заседании оперативного штаба Минсельхоза РФ первый замминистра Джамбулат Хатуов. — Наш сегодняшний экспертный разговор определит федеральную ответственность за достижение поставленных задач. Кроме того, министром сельского хозяйства РФ поставлена задача разделить персональную ответственность с региональными властями за то, чтобы сибирское зерно в полном объеме было размещено на внутреннем и внешних рынках и аграрии получили за него достойную цену.

Он подчеркнул, что участники совещания собрались не упрекать друг друга, а совместно разработать комплекс мер, чтобы аграрии получили выручку за выращенный урожай и смогли приготовиться к посевной 2018 года. На мировом рынке складываются благоприятные условия для закупа российского зерна. Производство в основных странах-конкурентах упало, цены выросли, по сравнению с прошлым годом, и перед Россией открываются новые, ранее недоступные рынки.

— Коллеги, вас никто не упрекает — до недавнего времени вы занимались только поставками на внутренний рынок, но если бы вы правильно и системно организовали процесс, если бы выполнили наши рекомендации, то вы могли бы получить цену экспортного паритета (продажа на линейном элеваторе на экспорт под вагоноотправку) на уровне 6893 руб за тонну. По факту вы имеете 4920 руб. Наша задача объединить усилия и выйти на цены, которые удовлетворяют интересам участников рынка, — подчеркнул Хатуов.

Директор департамента экономики и господдержки АПК минсельхоза РФ Анатолий Куценко отметил, что сегодня в Новосибирской области цена пшеницы четвертого класса с содержанием белка 12%, протеина — 12,5%, которая может отправляться на экспорт составляет 5300-5500 без НДС. Потенциал закупки по таким ценам в регионе есть.

— Мы видим, что фактические закупки по Новосибирску составляют около 50 тыс тонн ежемесячно, но мы понимаем, что отгрузки с элеваторов будут ограничены их техническими возможностями, так как они никогда в этом режиме не работали. Самое большое падение по отправке вагонов в Сибири, и в частности в Новосибирской области, мы наблюдаем в выходные и праздничные дни, а это влияет на ритмичность подачи вагонов, — констатировал он.

Не хватает вагонов

Начальник департамента по социально-экономическому развитию села Томской области Ирина Черданцева заявила, что первый местный экспортер сельхозпродукции ООО «Сиббиопродукт» заключил договор на экспорт в Литву 20 тыс тонн гороха, но не может найти вагоны для поставки — их не будет до мая 2018 года. По пропуску арендованных в Белоруссии вагонов компания не может получить согласование в ОАО РЖД.

Министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин отметил, что из региона необходимо вывести на экспорт 1-1,2 млн тонн зерна. Сегодня география поставок из области такова: 180 тыс тонн идет в Санкт-Петербург, Москву и Пермь, около 200 тыс — в Новороссийск, 20 тыс в Азербайджан, 150 тыс распределяется внутри Сибири, 100 тыс — в другие регионы России, и 150- 200 тыс тонн — то, что можно вывезти в КНР или в Монголию.

— Все наши беды кроются в том, что мы завершаем уборку последними в РФ и в тот момент, когда мы созреваем для вывоза зерна за пределы области, все зерновые вагоны уходят за Урал. С августа мы ощущаем полнейший срыв всех поставок, которые были, — заявил Пронькин. — Мы с августа не можем получить полный объем необходимых вагонов. Нет не только зерновозов, но и качество крытых вагонов не соответствуют нормативам и техническим характеристикам для поставки в международные сухопорты, прежде всего в КНР. Из-за этого у нас срываются контрактные обязательства с партнерами. Крайне необходимо восстановить ритмичность поставок жд транспорта для выполнения тех заявок, которые есть.

Василий Пронькин также обратился к федеральному министерству с просьбой наложить мораторий на повышение стоимости аренды вагонов. Каждый месяц она растет на 200-300 рублей.

— Мы находимся дальше всех от Новороссийска и повышение съедает всю прибыль которую могли бы получить аграрии. Я обращаюсь к операторам: нужно установить норму содержания вагонов на дороге тогда это обеспечит планирование и ритмичность работы элеваторов и не будет бойни за тарифы по вагонам, которая сегодня идет, — заявил он.

Председатель ассоциации «Новосибирские элеваторы» Александр Тепляков заявил, что ни разу за 25 лет работы на рынке зерна не сталкивался с такой проблемой с подвижным составом. О возможности ее возникновения ассоциация предупреждала неоднократно, предлагала создать рабочую группу, чтобы отслеживать ситуацию ежемесячно, но не была услышана.

— Мы можем жаловаться на то, что медленно загружаем, но когда на дороге находится 700-600 вагонов никакого реального сдвига в транспортировке зерна быть не может, — констатировал он. — По Китаю это «отдельная песня». Мы можем кратно увеличивать поставки, но на сегодняшний день я должен по заявке до 10 декабря выгрузить на экспорт овес и гречиху, а у меня нет понимания будут ли вагоны. Мы сделали заявки за два месяца, работаем с 7-8 поставщиками, они нам сообщают, что вагоны на подходе, но потом им кто-то предлагает на 200-300 рублей за тонну больше и они уходят, так как это частники и они заинтересованы в получении большей прибыли, а государственного регулирования этой системы нет.

Поздно спохватились

Начальник оперативного управления Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО РЖД Сергей Савутенков заявил, что в ноябре 2017 года по Сибири принято заявок на перевозку 3945 вагонов, за первую декаду заявки составили 1111 вагонов, из них 1056 погружено.

— При этом на 13 октября, на ЗСЖД (Новосибирска, Омская, Кемеровская, Томская область, Алтайский край) находится 822 порожних зерновоза, из них 281 вагон простаивает на путях необщего пользования более 2 суток, 221 вагон — от 2 до 5 дней, 36 — от 5 до 10 дней, 24 вагона — более 10 суток. В выходные дни среднесуточная погрузка в ноябре в рабочие дни составляет 128 вагонов в сутки. В выходные 50. В Новосибирске в рабочие дни грузят 20 вагонов в выходные 5, — заявил он. — По станции Болотная каждый вагон простаивает под погрузкой 9,5 суток, по станции Клещиха — 8 суток. Ни один из грузоотправителей Новосибирской области не обеспечивает погрузку менее чем за трое суток, при том, что в договорах нормативы на погрузку зерновозов составляют часы.

Да урегулировании этой ситуации он предложил создать единый центр ответственности, который в ежедневном режиме мог бы решать вопросы, как со стороны РЖД по обеспечению работы в круглосуточном режиме, выделению дополнительных локомотивов, планированию штата на станции при необходимости увеличения погрузки, так и по работе путей необщего пользования и сокращения времени простоя вагонов. Тогда железная дорога сможет формировать ускоренные зерновые поезда, которые сократят сроки доставки груза до Новороссийска на 5-7 суток.

— Мы заинтересованы и готовы к перевозке зерна, в том числе, в повышенных объемах, в из Новосибирской области и других регионов Сибири, — подчеркнул Сергей Савутенков

Директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» (крупнейший оператор) Игорь Павенский пояснил, что в ноябре запланировано 1208 вагоноотправок или около 70 тыс тонн, из них 527 уже осуществлены. По структуре перевозок в первую очередь вагоны сегодня идут в Санкт-Петербург для обеспечения питерских и московских хлебопекарных предприятий. Это около 50 тыс тон в месяц или 700 вагонов, включая Оренбург.

— Есть направление внутри округа на Восточную Сибирь и по мере высвобождения вагонов мы будем принимать заявки, которые идут на Монголию. Что касается экспортных перевозок на Новороссийск, то мы будем рассматривать возможность их удовлетворения по мере появления заявок, —подчеркнул он. — Хочу еще раз обратить внимание участников рынка, что железная дорога — это очень жесткое планирование. Если грузоотправитель решил возить грузы в подвижном составе наших коллег-операторов и нам о своих планов на начало сезона ничего не сообщал, мы технологически не способны в течение небольшого времени резко начать работать с клиентом. К примеру, по Сибири в ноябре у нас отправка 70 тыс тонн, при том, что другие операторы, которые ранее возили 85-90 тыс тонн, сейчас снизили объемы до 40 тыс тонн. Чтобы решить задачу по вывозу зерна из Сибири, нам нужно чтобы остальные операторы тоже присутствовали на этом полигоне и обеспечивали выполнение данной задачи, а не переориентировались на более интересные, короткие направления.

Замгендиректора компании по развитию Урала и Сибири Сергалей Мизинбаев добавил, что массовая погрузка и предъявление «зернового» груза началась только в ноябре.

— Мы разработали технологию закольцевания маршрутов — это единственный способ меньшим количество вагонов вывезти большее количество грузов, в том числе обеспечить внутреннее потребление: птицефабрики и свинофермы. У нас получается в среднем три оборота в месяц внутри ЗСЖД, поэтому тут есть перспектива по выполнению перевозки предъявленных грузов, — констатировал он. — Что касается простоев, то если раньше вина в этом была в основном РЖД из-за дефицита локомотивов, то сейчас это больше вина технических возможностей грузоотправителей. Нужно предпринять меры, в том числе в плане организации работы в выходные дни. Еще одна проблема — смена грузопотоков. Если у нас заявлены направления внутри региона, то при приезде вагонов клиент не может от этого отказаться и заявиться на другое направление, — это категорически не приемлемо.

Он предложил для обеспечения вывоза всех заявленных объемов увеличить дальность планирования, желательно за несколько месяцев. Кроме того, по словам Мизинбаева, совместно с грузоотправителями должны работать органы сертификации и контроля, так как простои в выходные дни происходят из-за того, что не выходят сотрудники этих ведомств.

Представитель группы компаний «Содружество» отметил, что в Сибири закуплено 120 тыс тон зерна, в том числе масличных культур. Ежемесячно ГК вывозит из округа 15-17 тыс тонн и до июня 2018 года планирует докупить в округе 100 тыс тонн.

Потенциально самым крупным игроком на рынке Сибири может стать ОАО «Объединенная зерновая компания». Замгендиректора ОЗК Дмитрий Юрьев пояснил, что первоначально компания была готова до нового года закупить в Новосибирской области порядка 200 тыс тонн зерновых и около 50 тыс тонн в Омской области.

— В рамках селектора мы уже провели закупку 10 тыс тонн, но на ноябрь нам оператор не подтвердил поставку вагонов, поэтому мы приостановили работу. Готовы ее возобновить и на декабрь ставим вывоз из Новосибирска 35,7 млн тонн. Этот вопрос уже проработан с элеваторами, расположенными в четырех районах области, где работает около 100 местных сельхозпроизводителей. В декабре мы уже готовы с ними рассчитаться за зерно, — добавил он.

На заявленные ранее 200 тыс тонн ОЗК готова выйти в марте 2018 года, при наличии технической возможности погрузочных мощностей по элеваторам, и ежемесячно вывозить по 50 тыс тонн.

— В части касающейся ж\д оператора нам потребуется порядка 750 вагонов, чтобы обеспечить перевалку 50 тыс тонн зерна в месяц. Заявки мы подали, — пояснил Юрьев.

Джамбулат Хатуов предупредил РЖД что в ближайшее время у компании могут появиться заявки на 1000-1200 вагонов к тем, которые уже заявлены региональными операторами. Он также подчеркнул, что если операторы не смогут перевезти все заявленное зерно, то в 2018 году на этом рынке может появиться оператор, представляющий интересы государства, который будет обслуживать не только Сибирь.

— Прогнозы ОЗК близки к нашим возможностям 50-65 тыс тонн — это цифра близкая к реальности. Если представленные планы будут реализованы в течение 4 месяцев, то это работа, которая всех устраивает. Основное пожелание с точки зрения подвижных составов — на тех станциях, которые обеспечивают погрузку вагонов необходимо присутствие мощных тягловых локомотивов, чтобы не 4-8 вагонов вытаскивать, а нормально загружать, тогда мы обеспечим ритмичную работу, — прокомментировал депутат Заксобрания Новосибирской области Юрий Зозуля.

Системная работа

По итогам совещания Джамбулат Хатуов в очередной раз подчеркнул, что урожай, который Россия получила в 2017 году, не предел. К 2030 году он должен составить около 150 млн тонн, а значит всем участникам рынка нужно учиться работать в новых условиях.

— Нам необходимо наращивать внутреннее потребление производимого сырья: в округе нужно продолжать реализовывать инвестпроекты в сфере животноводства, в сфере переработки сырья, чтобы направлять на экспорт продукцию с более высокой добавленной стоимостью, — отметил замминистра. — В Новосибирской области задержалось оздоровление элеваторных мощностей, необходимо решать вопрос с технической обеспеченностью хозяйств, в том числе зерносушильными комплексами. Мы не можем сразу удовлетворить все потребности, но регионам возвращены полномочия по определению инвестпроектов, претендующих на льготные кредиты. Уверен, что они должны максимально работать на развитие растениеводства и перерабатывающих мощностей.

На ближайшую пятилетку ведомство поставило задачу обеспечить вывоз на экспорт из Сибири до 25 млн тонн в год (на внутренний и внешний рынок). Для этого необходимо составить четкую «дорожную карту», которую будут соблюдать все участники процесса.

— В ближайшее время мы проведем совет директоров ОАО ОЗК, где поставим вопрос об объемах закупок. В недельный срок всем экспортерам поручено предоставить в региональные и федеральные штабы информацию о заключенных контрактах с аграриями на объемы поставок зерна, предоставить графики, заключённые или принятые к исполнению операторами вагонов. На основании этого мы проинформируем вице-премьера правительства РФ о необходимом количестве вагонов с разбивкой по месяцам, — резюмировал Хатуов. — Исходя из этого уполномоченный орган проведет работу с операторами вагонов и обеспечит 100% заявку Сибири под те объемы о которых мы говорим. Мы также берем на себя обязательства, что Россельхознадзор будет работать в круглосуточном режиме, а региональные власти обеспечат круглосуточную погрузку элеваторов. Ставьте веб- камеры на погрузочных площадках и смотрите кто у вас как работает. Операторы обязаны соблюдать платежную дисциплину, кроме того, министерство проверит заключенные ми регионов. Очень серьезный разговор у нас состоится по поводу простоя ж\д вагонов.

Через месяц замминистра назначил очередную встречу, где будут рассмотрены результаты проделанной работы и пообещал, что эта работа будет системной.

Фото: Юлия Данилова

tkrasnova

Recent Posts

Похититель забыл мобильный в автомобиле жертвы в Новосибирске

Мужчина вернулся на место преступления и был задержан полицейскими.

1 час ago