Коллекционер и галерист Григорий Гапонов об инвестициях в искусство, трендах и моде на художников, а также бесценных знаниях коллекционера.
Григорий Гапонов, являясь много лет успешным коллекционером и галеристом, поделился своим опытом инвестирования в искусство с Infopro54.
«Цена — вещь условная»
— Григорий, в наше непростое время многие люди задумываются о том, как лучше всего сберечь свой капитал. И все чаще в качестве инвестиций рассматривают предметы искусства. Насколько это актуально сейчас?
— Искусство всегда было инвестиционным инструментом, как и недвижимость. Что у нас в России больше всего распространено? Купить квартиру, чтобы она досталась детям. В советское время многие еще стремились покупать дефицитные ювелирные изделия с бриллиантами, реже антиквариат, даже хрусталь. Задача искусства в этом плане заключается в том, чтобы не столько приумножить капитал, сколько сохранить его. Например, та же недвижимость за последнее время сильно обесценилась: строятся новые дома с более комфортными и качественными квартирами, на фоне которых старые постройки сильно теряют в цене. А знаковые вещи всегда остаются востребованными — художник конца 19 века уже больше никогда не напишет картин. В этом плане инвестиции в искусство надежнее, чем какая-либо квартира.
Но не стоит забывать, что говоря о предметах высокой категории именно для вложения средств, мы ориентируемся, прежде всего, на тех людей, у которых есть в наличии «живые» деньги — и в достаточном количестве. Речь не идет об активах, потому что их тоже сейчас сложно продать, а именно о наличности. Наступили времена, когда деньги стали дорогими, а вещи дешевыми. Пройдет немного времени, и все изменится, но пока так.
— Удачное ли сейчас время для инвестиций в искусство?
— Особенность нашего времени в том, что сейчас арт-рынок замер и цены на антиквариат значительно снизились, в некоторых случаях почти в 2 раза. С одной стороны, любой кризис предоставляет уникальные возможности, с другой — арт-дилеры находятся в ожидании и стараются не продавать свои качественные вещи. Знаковые предметы встречаются на рынке редко, но если они появляются по привлекательной цене, то их быстро покупают. Представьте, если в 2000 году коллекционер покупал Айвазовского за 300 тысяч долларов, то сейчас эта картина стоит около 140 тысяч. Разве он будет ее продавать без крайней надобности?
Несмотря на такой своеобразный застой, снижение цены сохраняется. И если что-то и покупать сейчас в качестве инвестиций, то только первые имена, это касается как живописи, так и прикладного искусства, только знаковые вещи: Айвазовский, Шишкин, Левитан, Васнецов, Маковский, Фаберже, Хлебников, Овчинников и т. п.
Что касается вещей средней ценовой категории — это художники третьего и четвертого порядка, то на рынок они поступают в достаточном количестве, но на них и спроса особого сегодня нет. Такие картины сейчас сложно рассматривать в качестве серьезных инвестиций, зато эти вещи можно приобрести по очень привлекательной цене. Ведь первые имена стоят дорого и их мало. Но в момент, когда рынок будет на подъеме, художники третьего и четвертого порядка могут значительно подорожать. Сейчас самое время покупать такие вещи. Кто знает может быть такой возможности больше не представится.
И в третьей категории, где вещи массовые и стоят в пределах 20-50 тысяч рублей, все гораздо живее — там своя отдельная жизнь. Инвестициями это сложно назвать, скорее хобби, на котором иногда зарабатывают. В основном это интерьерные вещи, которые покупают, если они нравятся.
«Самое лучшее — это хобби по душе»
— С чего начать «новичку», который решил инвестировать в искусство?
— Те, кто могут себе позволить купить Айвазовского, предпочитают обращаться к арт-консультантам или в брокерские компании. Существует практика, когда у состоятельного человека, который занимается подобными инвестициями, есть свои консультанты — он им доверяет и готов покупать у них вещи дороже рыночной цены.
Консультант, хорошо знающий рынок, поможет и сэкономить на покупке. Казалось бы, что дешевле уже некуда, но он, владея определенными знаниями, договорится о еще меньшей цене.
Другой вариант — во всем разбираться самостоятельно и начинать мониторить рынок, учиться определять истинную стоимость предметов. Но для этого придется прожить отдельную маленькую жизнь: посещать выставки, читать специализированную литературу, общаться с художниками и входить в различные клубы, быть в курсе последних арт-новостей.
Покупки нужно делать самому еще и потому, что пока ты сам не попадешь — не купишь подделку или по заведомо высокой цене — никогда не научишься отличать хорошее от плохого, ценное от посредственного. Люди, которые ничего не покупают сами, никогда не приобретут этот бесценный опыт. У коллекционеров и арт-дилеров часто возникает такая дилемма: купить и попасть или не купить, но потом пожалеть, что пропустил шедевр. Так вот, многие великие арт-дилеры предпочитали первое — купить и попасть, чем потом мучиться, что мимо тебя прошло нечто выдающееся.
— Самое лучшее — это найти хобби по душе. Не ставить перед собой цели вложить здесь и сейчас, чтобы завтра на этом заработать, а собирать из интереса. Когда у человека к коллекции действительно сильный интерес, то он начинает разбираться в тонкостях и со временем становится специалистом. Знания особенно необходимы при покупке и продаже недорогих вещей, потому что там много рисков и мало гарантий, и можно здорово попасть на деньги. А вот когда любишь свое, хоть и маленькое, дело, вкладываешь туда душу, то оно может внезапно принести доход несколько лет спустя.
Сколько я знаю примеров, когда люди в советское время собирали предметы, которые тогда никому не были нужны. Но они упорно продолжали делать это из интереса. Был у меня один знакомый, собиравший царские награды, тратя на это всю свою скромную зарплату инженера. В то время больше особо никто этим не увлекался, и потому цены на награды были небольшими. Потом цены резко выросли, и знакомый уже больше не пополнял свою коллекцию. Но зато, когда возникла необходимость, он, продав свою коллекцию, купил всем детям недвижимость. Другой коллекционер покупал фигурки Будды, которые тогда тоже никому не были нужны. Если иконы в России традиционно востребованы, то эти фигурки мало кто собирал, они практически ничего не стоили. Так вот, коллекционер дожил до таких времен, когда за этими фигурками стали гоняться, предлагая бешеные деньги.
— Вы можете посоветовать нечто такое, что выстрелит спустя время, на ваш взгляд?
— Сейчас можно вообще недорого инвестировать, например в старые фотографии, открытки. Мне кажется, что они со временем подорожают, возможно, значительно. Не думаю, что на этом заработаешь большие деньги, но если это интересно человеку, то можно совместить.
Недавно был такой бум: собирали брошки советского времени, в основном серебряные. В 90-е массово скупали фарфор и по невысоким ценам собирали коллекции из редких фигурок. Сейчас цены значительно выросли, став такими, что и собирать неинтересно. Как говорится, надо было собирать раньше.
— Вы в одном из интервью упоминали, что можно сделать хорошие деньги на начинающих художниках. По сути дела, это небольшие вложения, которые потом, возможно, принесут неплохую прибыль. Как сейчас обстоят с этим дела?
— Это совершенно отдельный сегмент, который нужно отслеживать, серьезно этим занимаясь. Здесь высокие риски: картины начинающих художников не относятся к разряду стабильных инвестиций. Художники и их работы пока еще не проверены временем, и рынок не знает, сколько на самом деле стоят и работы, и сам художник. Но при этом здесь присутствует и высокая спекулятивная составляющая: можно как заработать, так и уйти в значительный минус. Вот в чем отличие инвестиций в современных художников и в проверенные временем ликвидные имена — никто не знает, чем все это обернется. Одной интуиции здесь недостаточно, нужны специфические знания, чтобы предугадать, выстрелит это имя через какое-то время или останется пылиться. Каждый выбирает то, что ему интересно и на что он готов.
Качественная вещь будет модной всегда
— Модные течения, тренды способны внести хоть какие-то гарантии в этом направлении?
— Мода — вещь изменчивая. Сейчас повсеместно можно наблюдать такую тенденцию, когда спрос культивируется искусственно. В основном это делают массмедиа, которые создают мифы и пытаются задать ценовой диапазон, например на актуальное искусство. Работы, которые сейчас продаются за миллионы долларов, через 50 лет могут вообще ничего не стоить.
Несколько лет тому назад была мода на советское искусство, все гонялись за ним, был ажиотаж. Потом ажиотаж спал, и пошел тренд на русское классическое искусство. Был период моды на Фаберже, и его работы выросли в цене в несколько раз. Как правило, такие неоправданные ажиотажи спадают, и все стабилизируется.
— Если вещь дорожает, подождать или покупать?
— Есть такое правило: удачный арт-дилер это тот, кто вовремя покупает и вовремя продает. Вовремя продать — большое умение, потому что бывают неожиданные всплески интереса к какому-то сегменту, когда ты продаешь и понимаешь, что оказался баловнем судьбы. Ведь интерес проходит, и цены значительно падают.
— Давно ли стал применяться такой своеобразный маркетинговый ход — порождение искусственного спроса?
— Культивируемый спрос — не последнее веяние современности. Это было распространено и в советское время, когда государство создавало искусственный спрос на определенные вещи, чтобы нейтрализовать денежную массу, скопившуюся у людей.
Что тогда скупало привилегированное население? Кто был более-менее продвинутым и разбирался — антиквариат, и зачастую в комиссионных магазинах. Многие покупали ювелирные изделия с бриллиантами, а кто совсем попроще — хрусталь. Из всего этого грамотным вложением оказался только антиквариат, потому что качество «ювелирки» оставляло желать лучшего — что камни, что золото, а хрусталь сейчас и вовсе на дачу увозят. Но тогда, надо понимать, что большого разнообразия для вложения денежных средств и не было.
Я общался с бабушкой, которая в свое время занимала высокую должность и имела возможность покупать ювелирные изделия с бриллиантами в советских магазинах, скопила их в большом количестве. В какой-то момент у нее возникла необходимость все это реализовать, и она обратилась ко мне за помощью. Оказалось, что цена вложенных денег несопоставима с нынешней стоимостью изделий — они сильно подешевели. Так что она не только не сохранила, но и потеряла. А вот серебряные ложки Фаберже, которые у нее были, и она не придавала им значения, выручили приличную сумму.
Говоря про тот искусственный дефицит можно заметить, что люди считали эти предметы ценными, хотя они не были таковыми на самом деле. Все поняли это тогда, когда стали жить открытым рынком и узнали истинную стоимость предметов. Сейчас можно пойти в любой магазин и купить ювелирные изделия в 10 раз лучше, чем тогда советские люди покупали их по блату.
— Наличие бренда всегда добавляло стоимости — изделия известных мастеров всегда стоили дороже. Что такое бренд? Это не только слово — это имя, качество, проверенное временем, а в некоторых случаях, как с Фаберже, еще и история. Бренд зарабатывается сложно и долго, это определенного рода гарантия. Если мы опять будем говорить про Фаберже, то вспомним, что не всем присваивали звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Ювелиров было много, но такие звания получали единицы. Он заслужил его качеством и искусством, будучи новатором своего времени. Поэтому естественно, что бренд влияет на ценообразование предметов.
— Как на счет того, чтобы поехать в глухую деревню и найти там какую-нибудь очень ценную вещь, которой местные не придают значения?
— Это мечта коллекционера — в куче хлама откопать шедевр. Стоит сказать, что такие случаи не редкость, но скорее на блошиных рынках Москвы и Санкт-Петербурга, чем в глухой деревне. Азарт коллекционера овладевает множеством людей, и они пытаются отыскать уникальные вещи. Но здесь без знаний не обойтись, это все равно, что ты моешь золото на прииске и находишь самородок только потому, что знал, где его искать. Когда есть знания, всегда можно найти ценное там, где другие смотрят, но не видят. Абсолютно невзрачные вещи иногда оказываются настоящим шедевром.
У меня были случаи, когда я приходил в антикварный салон и покупал недорогие предметы, которые на самом деле были весьма ценными, потому что я знал об этом. А у людей, продававших их, таких знаний не было, и они даже не представляли, с чем имеют дело.
В Европе одна дама купила камень, вроде как это был горный хрусталь, за 50 евро. Она почти 10 лет носила его на руке, пока по совету близких не обратилась к геммологу за его оценкой. Оказалось, что это бриллиант, который впоследствии продали за полмиллиона долларов. Там же, на блошином рынке, нашли небольшой оригинал работы Ренуара, который был куплен за сущие копейки, но оценен позже в 100 тысяч долларов. В мире и у нас в стране до сих пор находят уникальные вещи, различные клады, и это будет происходить всегда.
Мария Лисица
Фото: из личных архивов
Налоговики добиваются банкротства компании
Банк Уралсиб повысил ставки по рублевым вкладам вида «Доход» на сроках 181, 541 и 732…
Его отправили на общественные работы
Повышенный НДФЛ будет взиматься с годового дохода от 2,4 млн рублей
На сегодняшний день у новосибирской авиакомпании простаивает 31 лайнер
Самое крупное аварийное отключение в Ленинском районе города