В действующей редакции он вызывает больше вопросов, чем ответов и не стимулирует собственников и муниципалитеты к эффективному использованию сельхозугодий.
— Ситуация с изъятием сельхозземель для Новосибирской области очень актуальна. По предварительным данным, в регионе не используется около 860 тыс га. Есть проблемы с изъятием такой земли у неэффективных собственников, так как по 354-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельхозназначения») надзорные органы должны в течение трех лет собирать данные, а потом идти в суд и доказывать, что земля не используется. В итоге при самом благоприятном раскладе процедура изъятия растягивается на 5 лет, — констатировал в ходе заседания мониторинговой группы, обсуждавшей ход реализации 354-ФЗ, руководитель группы, депутат Заксобрания и председатель аграрного комитета регионального парламента Олег Подойма.
Еще одна проблема, которая выявилась в ходе реализации закона, связана с изъятием земель у хозяйств, находящихся в процедуре банкротства. Например, у тех, которые ранее входили в холдинг «САХО».
— Наше предприятие ввело 2700 га земель, которые ранее использовало хозяйство-банкрот. Процесс их изъятия был очень сложен, в том числе связи с формированием судебной практики у администрации района и поселковой администрации. Процесс шел около 3 лет, — констатировал директор ЗАО СХП «Ярковское», депутат Заксобрания Глеб Поповцев во время пресс-подхода. По его словам, корректировки в 354-ФЗ необходимо вносить параллельно с корректировками в 101-ФЗ («Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») и в закон о банкротстве.
Мониторинговая группа предложила обязать муниципальные образования более активно работать с арендаторами и собственниками земель сельхозназначения.
— Некоторые районы отчитались о землях, которые у них не обрабатываются, у 50% нет таких данных, а как можно говорить о системной работе когда не ведется учет и мониторинг? Когда приходит инвестор, в муниципальном образовании должна быть карта полей, которую оно сможет предложить инвестору, готовому обрабатывать землю, платить налоги и т.д, — говорит Подойма. — Кроме того, по ряду отчетов мы видим, что ставка земельного налога и арендная плата сильно занижены. Есть случаи, когда заключены договора аренды, но арендная плата не собирается, и не предпринимаются никакие действия для расторжения договоров, хотя это возможно. Главы муниципальных образований не везде заинтересованы в привлечении инвестиций и эффективных собственников. Зачем, если можно просто получать субсидии и дотации из бюджета?
Еще один механизм, который предлагается использовать более активно, — санкции за неиспользование сельхоземель: повышенный налог и административные штрафы до 200 тыс руб.
— Есть недобросовестные пользователи, которые используют лазейки в законодательстве, поэтому предлагаем внести корректировки в ФЗ и поставить их на контроль, — отметили участники группы.
Для уменьшения нагрузки на бюджет также рекомендовано разработать предложения по перераспределению земель, прежде всего, эффективным собственникам
— Одномоментно все залежные земли мы в оборот ввести не сможем. В приоритете должны быть те участки, где есть потенциальные инвесторы, а они периодически появляются во всех районах области, когда инициатива исходит от руководителей мунобразований, — уточнил Олег Подойма.
Ввод в эксплуатацию залежных земель дорогое удовольствие. По оценкам Глеба Поповцева, только на закупку ГСМ для обработки земли в 1 тыс га уходит около 1 млн. Его коллеги — аграрии оценивают совокупные расходы в сумму от 30 до 50 млн руб.
— В нашем районе предприятие хотело приобрести 1,5 тыс га залежной земли. Ее кадастровая стоимость составила 38 млн руб. Для того, чтобы обработать эти поля, заброшенные на три года, уже необходимо покупать тяжелые трактора, плуга, в совокупности расходы могут составить еще 50 млн рублей. Простой больше трех лет — это катастрофа. Эта земля просто никому не будет нужна из-за расходов, которые придется в нее вложить, — говорит председатель совета директоров АО «Агрофирмы «Лебедевская», депутат Заксобрания Александр Григорьев.
Также группа планирует выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в ЗК РФ в части обязательной регистрации земель, которые сдаются в аренду и субаренду.
— Россельхознадзор заявляет, что пользуясь изъянами в законодательстве, люди перезаключают договора аренды по теплицам, и т.д., что затрудняет наложение взысканий за нарушение законодательства. Регистрация позволит быстрее находить крайнего во всех делах, по аналогии с автотранспортным средством, — отметил Олег Подойма.
Участники мониторинговой группы также отметили необходимость контроля за кадастровой стоимостью земли, разработки четких методик и рекомендаций по определению сельхозземель, которые не используются более трех лет, а также критериев по предоставлению дотаций для сельхозпользователей, которые заявляют о намерении ввести залежные земли в севооборот.
— Можно пройтись по ним плугом, можно бороной, можно пустить поле под сенокос — везде будет обработка, но ее реальное качество и затраты производителя будут отличаться на порядок. В такой ситуации может возникнуть соблазн с наименьшими расходами получить бюджетные субсидии, — уверен Глеб Поповцев.
По итогам инвентаризации земель, которая сейчас проходит в Новосибирской области, предполагается создать единую систему в которую муниципальные органы власти будут обязаны заносить всю информацию по использованию и движению сельхозугодий. В правительстве региона уверены, что это даст возможность получать оперативные данные по состоянию земельного фонда области, а также позволит по максимуму возвращать земли в оборот.
Президент РФ подписал закон № 354-ФЗ в июле 2016 года. Он вносит изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым земли сельскохозяйственного назначения будут изыматься у собственника в случае их нецелевого использования, истощения или загрязнения. После изъятия участок будет продан с публичных торгов. По данным Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, на 1 января 2016 года в целом по России площадь земель сельхозназначения составила 383,7 миллиона гектаров, в том числе сельхозугодий — 197,7 миллиона. При этом 56 миллионов гектаров земель сельхозназначения по целевому назначению не используется.
Фото: Ростислав Нетисов
Юлия Данилова
С начала года в городе ликвидировано более 250 подобных объектов
Сейчас по городу работает до 10 комплексов фотовидеофиксации
В финальный список также попал проект, связанный с гастротуризмом
Средний чек кредита, напротив, увеличился
Два конкурса не состоялись из-за отсутствия заявок
Перед зачислением их проверят на знание русского языка и законность пребывания в РФ