Здесь готовят элиту российской науки

В начале апреля в Новосибирске состоится заключительный этап Всероссийской олимпиады по химии, в котором примут участие 300 человек со всей страны.

Теоретическая часть конкурса пройдёт на базе новосибирского технопарка, практическая — в НГУ и в лабораториях физико-математический школы.

Две недели назад прошёл региональный этап олимпиады. Из 148 участников каждый второй — ученик ФМШ. Хотя уместнее именовать это легендарное образовательное учреждение более современным названием — специализированным учебно-научным центром (СУНЦ НГУ), ведь здесь, кроме физики и математики, углубленно преподают ещё химию и биологию.

Сюда после специальных экзаменов или по итогам предметных олимпиад поступают в 9, 10 или 11 классы дети со всей России. Ирина Гришина приехала с Сахалина.

— У нас там есть своя летняя школа. Но когда я узнала об этом месте, сделала всё, чтобы поступить в СУНЦ.

Может показаться, что дети находятся здесь в спартанских условиях: живут в общежитии, целый день и даже в выходные учатся. Как рассказывает десятиклассник Николай Москаленко из химико-биологического потока, по воскресеньям он почти весь день занимается химией:

—У нас нет доступа к внешнему миру. Мы закрыты внутри, постоянно находимся в этой теме, никуда не ходим. Даже разговоры об учёбе. Конечно, тяжело, но если бы мы хотели, давно бы оставили ФМШ.

— Иногда, если ученики не успевают днём, то учат по ночам. Даже несмотря на риск, что ночной воспитатель сделает замечание, — рассказывает заведующая кафедрой химии Светлана Барам. — Только взрослые из поля зрения скроются, сразу книги достают. Кто-то даже в шкафу сидит, установив настольную лампу, кто-то в туалете. На разные ухищрения идут. Если есть желание, значит будут заниматься.

ФМШ — одна из престижнейших школ Новосибирска, естественно, многие родители хотели бы, чтобы их чада учились здесь. Однако, как уверяют преподаватели, если у самого ребенка нет желания, то ничего не выйдет.

— Некоторые дети у нас иногда получают даже двойки, хотя в обычной школе учились на отлично. Родители в шоке: «Что с моим ребёнком? Да ничего. Просто знания оцениваются по-разному.

СУНЦ — не типичная школа, здесь сильно проявляется дух коллективизма, сохранённый с советских времен, а взаимоотношения между учениками и преподавателями больше похожи на вузовские:

— Поначалу было тяжело, потому что уровень преподавания и требования отличались от того, к чему я привыкла в простой школе, — говорит Ирина. — Но спустя полгода втянулась. Сейчас понимаю, что это моё, это место, где я должна быть. Это мои ребята. Мой дом.

— У нас каникулы длятся больше, чем в обычной школе, и за этот месяц, пока мы были дома, так хотелось в общагу, — подхватывает её настроение Николай. — А когда встретились, столько эмоций — опять в учёбу!

На СУНЦ НГУ почти не отразились образовательные реформы. Здесь практически полностью сохранены объём читаемых часов и предметы, учат по своим или вузовским учебникам и пособиям. Здесь дети занимаются научными исследованиями, обязательной частью которых является эксперимент. Их ставят в оборудованных по последнему слову лабораториях — такими же может похвастаться не каждый НИИ в академгородке, нет подобных и в вузах. В обычной школе один-два учителя по химии. В СУНЦ только олимпиадной подготовкой занимается 10 преподавателей. Многие из них — студенты НГУ, которые в прошлом сами участвовали в олимпиадах. Они, как выражаются в ФМШ, помогают ребятам «нарешивать» задачки и рассказывают о своём участии в таких испытаниях.

Несколько лет назад директор и преподаватели СУНЦ ездили к губернатору и говорили о том, что надо бы опыт центра распространять на другие средние образовательные учреждения области.

— Некоторые ребята из других новосибирских школ после участия в летних школах ФМШ переводятся к нам, а учителя обижаются, будто мы специально переманиваем у них лучших учеников, — сетует Светлана Барам.

В результате в Новосибирске появились такие губернаторские специализированные классы по химии, математике и физике, в которых по четыре-шесть часов предмета в общей и дополнительной программе.

Конечно, повторить успехи СУНЦ очень сложно. И дело здесь даже не в объёмах читаемых по профилю предметов:

— В обычных школах учителя часто опасаются вопросов, на которые сразу не могут дать ответа. Вопросы бывают не всегда удобные, не всегда по программе. А учитель считает, если он сказал ученику: «Знаешь, я сейчас не готов ответить тебе на твой вопрос, мне нужно подготовиться, что-то дополнительное почитать, а потом отвечу», то его авторитет в глазах ученика тут же упадёт, — говорит Светлана Барам. — А я считаю, что их авторитет падает, когда они начинают лапшу на уши вешать.

Любопытно, но на кафедре химии СУНЦ нет ни одного преподавателя с педагогическим образованием. И об этом заведующая говорит с большой гордостью:

— Когда приходишь на мероприятие, где педагоги собираются, кажется, что они разговаривают на каком-то птичьем языке: образовательные стандарты, зачётные единицы, компетентностный подход… Не надо этими терминами сыпать. Я и научных сотрудников, которые к нам приходят преподавать, прошу — общайтесь на своём научном языке у себя в научной среде. Ребятам надо объяснить так, чтобы было понятно. Иногда даже стоит спуститься на бытовой уровень. Говорите с детьми на одном языке. Если диалога нет, то и обучения нет.

ФМШ создавалась как учебное заведение, нацеленное на фундаментальную подготовку учащихся с целью более раннего вхождения в науку. Здесь дети начинают понимать то, что осознает не всякий выпускник вуза: что такое наука, насколько интересен этот мир и как счастлив может быть учёный, занимающийся любимым делом. Об этом талантливым юношам и девушкам рассказывают талантливые педагоги. И этот увлекательный разговор длится уже 52 года.

Фото: Ростислав Нетисов

 

tkrasnova

Recent Posts

Приговор за гибель ребёнка в коллекторе огласили в Новосибирске

Тело мальчика достали через час после трагедии в очистном сооружении

10 часов ago