Инклюзивные проекты в любой сфере  жанр по определению рисковый. Тут очень велика опасность оказаться бестактным, ненароком проявить жалостливую жесткость. Достаточно вспомнить, что даже сам новейший термин «граждане с ограниченными возможностями» пообиднее будет, чем старое, латинское по происхождению слово «инвалид». Его полный смысл  «обесцененный»  знают люди, посвященные в латынь. А вот аббревиатура «ГОВ» даже и латынью-то не прикрыта. Так что, берясь за проект для инвалидов, каждый рискует «причинить добро». Тем ценнее события, где есть баланс сострадательности и такта.

Выставка «Чувство живописи»  из этого ряда. Показать картины слепым людям  это, как говорится, инклюзия сотого уровня крутости. Проект создан арт-центром «Красный» при поддержке Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества.

В Сибири это вообще первая попытка материализовать понятие «незрячий зритель»  сделать его не абсурдным оксюмороном, а просто одной из вариаций культурной жизни. Предыдущие подходы к этой теме были сугубо московскими. Их опыт, к слову, тоже учтен.

Выставка «Чувство живописи» скомпонована из 15 полотен новосибирских художников. Для обычной выставки число не бог весть какое большое. Но тут-то речь об особых зрителях — о зрителях, чья чувственно-когнитивная практика действует по иным законам. И важно их, с одной стороны, не перегрузить впечатлениями. А с другой  не отправить за забор противноватой аббревиатуры «ГОВ».

Такому выставочному пространству нужна тактильная навигация, потому развеска картин достаточно вольготна. Маркер каждой тактильный коврик на полу, а среда созерцания  специальные тифло-аудио-подиумы. Этакие порталы в каждую из картин, использующие все чувства, которыми владеет незрячий человек: слух, осязание, обоняние, пространственно-соматическое восприятие, ассоциативное мышление. А уж владеют они ими куда круче, чем зрячие сограждане  таково естество биологической компенсации.

Репрезентация каждой картины  это само полотно и его трехмерная копия, сделанная на 3D-принтере дизайнером Николаем Дрозденко и перелитая в гипс. Гипсовую отливку до тактильного совершенства доводила профессиональный скульптор-керамист Алена Залуцкая.

В проработке объемных копий учитывался московский опыт: на столичной инклюзивной выставке осязательные копии картин воспроизводили рисованные оригиналы в пропорции «один к одному». И в итоге сработал невольный эгоцентризм зрячих: оказалось, что некоторые картины для целевой аудитории вернисажа просто неохватны. В самом буквальном смысле. То есть рельефность-то есть, но на нее у незрячего зрителя ни рук, ни роста не хватает. Во-вторых, стало ясно, что картины с очень экспрессивной подачей пространства целевым кругом не воспринимаются: слепому человеку практически невозможно осмыслить понятие перспективы, поскольку на пластический язык оно не переводится. Потому от картин с перспективой (особенно резкой или искаженной) слепые зрители попросту впадали в ступор непонимания. А это, согласитесь, не самое комплиментарное чувство для вернисажей. Потому на выставке в «Красном» все трехмерные картины масштабированы. А сюжетно-композиционная типология — со спокойной трактовкой пространства. Аудиокомментарии к каждой из картин считывают раздаваемые зрителям тифло-стайлусы — аппаратики, похожие на гибрид пухлой авторучки и плеера. Каждая табличка  с двумя типами транскрипции: брайлевским шрифтом и объемной кириллицей. Кириллица — дань эпохе: новое поколение незрячих более привычно к объемным буквам, нежели к брайлевскому шрифту.

А самый, пожалуй, любопытный компонент зрительского интерфейса — ассоциативный, бессловесный. Это парфюмерно-ароматические иллюстрации и предметы-посредники. Обонятельный образ картины дает колба с парфюмерным ароматом. Ароматические композиции составлены эвалюатором и креативным директором  парфюмерной компании «Брокар Груп» Любовью Берлянской. Союз аромаколбы и предмета-посредника — такой дуэт ассоциативного и конкретного. Предметы, к слову, тоже подобраны довольно тонко. Например, игрушечный автобус ЗИС  компаньон к картине Виктора Бухарова «Красный проспект» — городскому пейзажу 1963 года, где главная новосибирская улица представлена в давно несуществующем облике. Вместо нынешнего путепровода на опорах из толстых граненых пирамид  стройный виадук 1900-х, реликт утонченной инженерии эпохи ар-нуво. Вместо «лиазов» и «нефазов»  — округлые, сарделькоподобные «зисы» в желто-красной ливрее. Безмятежный и оптимистичный урбанизм 60-х, мерцающий солнечными зайчиками на мартовском снегу и бликами автоэмали  желтой и алой. Техническая эстетика «оттепели» была буквально влюблена в эти цвета, а эстетика нарративная  в весну, в мартовские снега, в ленты проспектов и шоссе. Рисованный мир 60-х очень непоседлив: он все время куда-то движется — или едет, или летит. До незрячих дух эпохи доводят тактильно-ароматическим эхом — ароматом из колбы и округлой спиной автобуса под ладонью. А на полотне его собрат катится под узорчатую аркаду виадука. Еще на одном бухаровском полотне «Зимний день» (1970) в виде «якорей» выложен лоскуток драпа и варежка. Эти незатейливые предметы — посредники между зрителями и героями картины  прохожими, спешащими по идеализированной новосибирской улице, сконфигурированной кропотливо, словно театральная декорация — из зданий, которые в реальном Новосибирске друг с другом не соседствуют.

На картине Владимира Копаева  «Перед обедом» предмет-посредник  половник, ароматический иллюстратор — парфюм с фруктово-компотными нотами. А для полотна Михаила Омбыш-Кузнецова «Вязальный цех» (1972), ассоциативным якорем служат нитяные бобины из трикотажного цеха. Для картины Евгении Шестаковой-Шадриной «Небо, Мария, собака, трава» вещи-посредники — собачий ошейник и лоскуток детской синтепоновой курточки — вроде той, в какую одета девочка на полотне, а арома-суфлер — цветочно-травянистый, с нотами луговых ветров.

У такой подачи интересный эффект  она не смотрится каким-то спецсредством, не выглядит «костылями для ума». Никаких протезно-ортопедических ассоциаций. И вообще, вся выставка свободна от того застенчиво-жалостного привкуса, которым, увы, обладают многие предметы для людей с особыми потребностями. Вспомните хотя бы анти-шарм серпуховских мотоколясок: вроде бы и автомобиль, но таковым не назвать, цвет странный, силуэт еще страннее — глядеть неловко, смеяться совестно. Те, кто застал хотя бы 80-е, сразу вспомнят специфическое тарахтение этой горемычной машинки. А почему, собственно говоря, нет «мотоколясочного» эффекта? Да потому, что эта созерцательно-ощущательная игра интересна всем. Без деления по медицинским статусам.

Фото Наталья Харса     

tkrasnova

Recent Posts

Новосибирский зоопарк рассказал, зачем жители принесли тонну вещей для животных

Акция стала самой масштабной за всю историю проведения подобных мероприятий

5 часов ago

«Новапорт Трейдинг» пересмотрит условия парковки у аэропорта Толмачево

Водители такси и пассажиры возмутились после введения дополнительных ограничений на парковку

5 часов ago

Мужчина угрожал продавцу магазина пистолетом в Новосибирске

Он скрылся вместе со своей добычей в виде набора продуктов

6 часов ago