Нет пророка в своём отечестве… Почему мы не знаем своих, сибирских, писателей и не читаем местных журналов?
Литературная жизнь города практически не попадает на страницы местных СМИ. Писатели интересуют журналистов мало. По крайней мере, гораздо меньше, чем актёры, режиссёры, художники или музыканты. Что тому причиной — сказать сложно.
— Писательская сфера у нас почти так же закрыта, как, например, банковская. Деньги, известно, любят тишину, но почему в эту «зону молчания» попали писатели?
— Прессе мы не интересны. У прессы — свои компрессы, — рифмует проблему председатель новосибирского Союза писателей Анатолий Шалин.
Между тем, пишущих людей в городе достаточно. В одном только Союзе писателей Новосибирска состоит почти 80 человек. Два десятка из них — активно работают и издаются. И круг пишущих людей писательским Союзом далеко не ограничивается.
У нас есть интересное издательство «Свиньин и сыновья», ориентированное на выпуск интеллектуальной литературы, которое держится на плаву уже более десятка лет. Руководитель издательства Владимир Свиньин год назад отмечен профессиональной премией для издателей и книготорговцев «Человек книги» как лучший главный редактор.
Наш «толстый» журнал «Сибирские огни» — старейший не только в Сибири, но и в России. Кстати, в плане освещения в прессе «Сибирским огням» в прошедшем году «повезло». Благодаря разразившему вокруг журнала скандалу он стал объектом повышенного журналистского внимания…
Что думают по этому поводу сами литераторы? Каким был для них прошедший 2014 год? Чего они ждут от 2015 года, который, кстати, объявлен Годом литературы?
«Журналистам проще кричать, что книга умерла»
Геннадий Прашкевич, писатель, лауреат многочисленных литературных премий, бессменный ведущий семинаров молодых писателей, которые известны в городе как семинары Прашкевича.
— Готовясь к встрече с Вами, честно признаюсь, пыталась пересчитать все ваши премии и регалии. Одних только «Золотых улиток» насчитала пять! Далее: премии «Аэлита» «Странник», «Бронзовый Икар», Орден «Рыцарь фантастики», звание «Сибиряк года», номинации на Букеровскую премию и на Русский Букер. Есть даже шуточное звание «Секс-символ отечественной фантастики», присвоенное Вам дамами одного из порталов — и с этим трудно не согласиться. На четвёртом десятке, признаюсь, сбилась со счёта. Прошедший 2014 год тоже принёс Вам ряд наград в том числе премию им. Ефремова. А ваша новая книга «Жюль Верн» вышла в финал «АБС-премии».
— Трудно вспомнить, когда у сибирских писателей последний раз выходили в свет столь солидные труды, мы Вас поздравляем! И вопрос Вам, как человеку, который не только пишет, но и активно работает с молодыми литераторами, — много ли у нас в городе талантливой молодёжи?
— Три года назад наша Ольга Римша стала победительницей престижнейшего общероссийского конкурса «Дебют», ей тогда было 22 года — это говорит само за себя. Талантливых и интересных у нас много. Я могу назвать Татьяну Сапрыкину (у неё замечательная проза, мы издавали ее книгу «Читалка»); Анну Гречко; Татьяну Злыгостеву, которая уехала в Москву; Сашу Зайцеву; Кристину Кармалиту — перечислять можно долго. Как видите, преимущественно это девушки, с парнями как-то сложнее. Возможно, в литературе грядут времена матриархата (смеется).
— Всё это чрезвычайно интересно, но городу практически ничего об этом не известно. Как Вы думаете, почему?
— Журналисты вообще народ странный. Им почему-то проще выискивать на пустом месте сенсацию и кричать, что книга умерла, чем замечать интересные книги. Этому, в том числе, посвящена моя новая повесть «Год Тургенева». Корни проблемы, думаю, надо искать в 90-х — тогда произошло крушение страны, обвал культуры, и мы потеряли два поколения. Сейчас, как мне кажется, наметились перемены к лучшему. По крайней мере, общение с нынешней молодёжью такие надежды вселяет.
Такой вот парадокс
Свиньин Владимир, издатель, главный редактор издательства «Свиньин и сыновья»
— Одно из главных направлений вашей работы — новосибирские авторы и издание краеведческой литературы. Что интересного ждёт город в этом плане?
— Уже восьмитысячным тиражом у нас разошёлся бестселлер «Мифосибирск» Игоря Маранина. Мы продолжаем сотрудничать с этим автором: в прошлом году он в соавторстве с Константином Осеевым начал работу над крупным проектом «Новониколаевск — Новосибирск — пять исчезнувших городов» Это история пяти разных периодов в жизни нашего города. Первый том под названием «Город-вестерн» уже увидел свет в 2014 году, на подходе следующая книга — «Город Красного солнца». Сколько всего будет томов, зависит от авторов — насколько у них хватит материала.
— Она уже полностью готова, ждёт отправки в типографию — в ней будут цветные иллюстрации. Мы собрали то, над чем смеялся Новосибирск в последние примерно сто лет. Это материалы журналов, газет, проза наших писателей-юмористов и работы художников-сатириков.
Начинаем мы с 1922 года, когда в городе выходило сразу три сатирических журнала — «Язви-те!», «Скорпион» и «Сибирская язва» (правда, все они просуществовали недолго). Это что касается региональной литературы. Но мы выпускаем и много других хороших книг.
— Ваших книг — а они, действительно, очень достойные, — к сожалению, практически нет в новосибирских библиотеках, почему?
— В отдельных библиотеках кое-что есть, но, Вы правы, это единичные приобретения библиотек, которые они делают по личной инициативе. Вопрос о централизованных закупках мы давно пытаемся решить, но пока это не удаётся. И парадокс — наши книги есть в библиотеках Красноярского края. Мы — постоянные участники книжной ярмарки в Красноярске. А курирует её, как известно, сестра Михаила Прохорова. Она же возглавляет Фонд Прохорова. Этот фонд выделяет значительные денежные средства на приобретение литературы для библиотек края, и они постоянно делают у нас серьёзные закупки.
— Как всегда нет пророка в своём отечестве! А что сегодня предпочитают читать новосибирцы — прозу, поэзию, познавательную литературу?
— Возможно, среди новосибирских читателей есть и такие, которые хотели бы читать всё. Но судя по тому, что местная книготорговля практически не берёт у нас на реализацию художественную литературу (неважно — поэзию, прозу), в городе не так много тех, кто готов такую литературу покупать. Поэтому все изданные нами книги этого плана залеживаются на складе. И мы вынуждены отказывать авторам, которые присылают нам подобного рода рукописи, а среди них есть очень интересные. И это тоже парадокс.
Новая жизнь «Сибирских огней»
Михаил Щукин, писатель, главный редактор (с октября 2014 года) журнала «Сибирские огни»
— Вопрос «быть или не быть» изданию почти год оставался открытым, и скептики уже успели похоронить журнал. Как обстоят дела с «Сибирскими огнями» сейчас?
— Будет ли меняться концепция журнала?
— Всё останется в рамках традиции «толстого» журнала. Хотя некоторые разделы, особенно связанные с историей Сибири и краеведением, мы собираемся расширять. Если говорить о редакторском портфеле, то с первых номеров года планируется публикация с продолжением большого романа-эссе Сергея Алексеева «Дар речи». Этим романом мы собираемся открыть большую дискуссию о русском языке. Надеемся, она заинтересует не только писателей, филологов и языковедов, но и всех тех, кто не равнодушен к сегодняшнему состоянию нашего языка. Так что скептикам скажите, что журнал «Сибирские огни» был, есть и, надеемся, ещё долго будет.
Фото: из личных архивов
Эксперт объяснила, кому можно есть «экзотику», а кому она противопоказана
В продовольственном сегменте в лидерах роста масло и морепродукты
На днях суд отказался банкротить другую компанию застройщика
Вместо точного времени новосибирцы увидели на экране фильм про попугаев
Фактически было приобретено на 44 квартиры больше
Аферисты продолжают «обкатывать» на доверчивых людях новые схемы