Categories: История

Непростая история одного памятника

Кто на самом деле покоится под «рукой с факелом» в городском центре?

Известный всем новосибирцам монумент – рука, пробивающая каменную скалу, в Сквере Героев Революции – долгое время был символом нашего города. Согласно официальной версии в братской могиле, которую венчает этот монумент, похоронены новониколаевские революционеры, зверски замученные колчаковцами. Об этом написаны десятки краеведческих книг. Об этом многие годы рассказывали школьникам на экскурсиях.

С памятником этим, однако, всё не так просто. И некоторые историки утверждают, что среди 104 человек, похороненных в братской могиле в городском центре, лишь 30 – новониколаевцы!

Как такое могло случиться?

Одно из главных свидетельств, на которое опирается официальная версия, – это сохранившиеся воспоминания сына революционера Романова (того самого, именем которого названа одна из городских улиц). Он описывает, как «однажды утром, в начале декабря 1919 года, жители Ипподромского района Новониколаевска увидели страшную картину: в крутом овраге в конце Вагановской улицы было свалено более сотни изуродованных и уже окоченевших трупов. Там был и В. Р. Романов – бывший председатель новониколаевского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, как и остальные, арестованный накануне. Далее идёт рассказ о следах ожогов и ран, которые свидетельствуют о том, что этих людей зверски пытали, и они приняли мученическую смерть. Эти люди и были похоронены в братской могиле у Новобазарной площади (в настоящее время – площадь Ленина). 

Новосибирский историк Михаил Шиловский, специально занимавшийся этим вопросом, однако, утверждает, что «под факелом» покоятся не только герои-революционеры, а в большинстве своём солдаты Барабинского полка колчаковской Сибирской армии. Основу Барабинского полка, который дислоцировался в Новониколаевске, помимо кадровых офицеров, составили призванные по мобилизации жители сибирских городов и деревень. Но если рядовые солдаты шли воевать «за Сибирь» по приказу, то среди военного руководства Барабинского полка единства взглядов не было. И в ночь на 7 декабря 1919 года в рядах местного гарнизона вспыхнул мятеж под предводительством 25-летнего (!) полковника Ивакина. Руководили мятежом эсеры и меньшевики. Восставшие успели захватить, как водится, почту, телеграф, телефон. Взяли они также «военный городок», комендатуру, здание управления воинского начальника и тюрьму, из которой освободили всех заключённых. Но уже 9 декабря мятеж был подавлен вызванными в город польскими стрелками, которые воевали в составе Сибирской армии Колчака и отличались особой жестокостью. Часть офицеров, в том числе и полковник Ивакин, была расстреляна, остальные «барабинцы» были обезоружены, либо загнаны в казармы, либо заключены в тюрьму – ту самую, которую накануне освободили, как будто для самих себя. Далее свидетельства историков и краеведов несколько расходятся. Одни утверждают, что расстрелы заключённых начались уже на следующий день после подавления мятежа, другие – что это произошло перед самым отступлением колчаковцев из города.

После взятия Новониколаевска красными 13 декабря по городу было собрано 104 трупа. Опознать удалось лишь 37. Среди них — активисты большевистского подполья. Из «барабинцев» было опознано только семь человек – два солдата и пять офицеров.

Далее возникает вопрос: почему похоронили всех вместе? Ответ на этот вопрос даёт историк Екатерина Косякова в книге «Новосибирский некрополь».

Новое время требовало новой памяти и новых героев, смерть которых рождает непримиримую ненависть к врагу. И городские власти принимают решение устроить большие торжественные похороны. Похороны состоялись 22 января 1920 года. В областном архиве сохранились документы, свидетельствующие о том, насколько тщательно всё было продумано. Специально сделанные фотографии изуродованных трупов демонстрировались в публичных местах как свидетельство зверств колчаковских наёмников. Был разработан сценарий церемониала погребального шествия с хором, оркестром и многочисленными чёрно-красными транспарантами с революционными лозунгами. Запланировали также торжественное возложение венков из хвои на каждый гроб, путь следования процессии до могилы тоже предполагалось усеивать хвоей.

Местом захоронения был выбран городской центр.

Новосибирск не первый и не последний советский город с мемориальным кладбищем у главной площади. Почему сложилась такая традиция?

Екатерина Косякова комментирует эту ситуацию так:

— Старые кладбища не годились для похорон новых героев. Ведь новый памятник должен был содержать один прозрачный, очевидный революционный смысл, который бы не перемешивался со смыслами других кладбищенских памятников. Героям революции, как людям особого сорта, как борцам за иную веру, требовался свой, отдельный, мемориал. Братскую могилу устроили в центре, у важнейшего городского узла – базара, места наибольшего скопления народа. Каждый обыватель по замыслу властей ежедневно должен был видеть напоминания о колчаковских жертвах и героизме большевиков.

Памятник на могиле 104 появился не сразу. Открыли его в 1922 году, в день пятой годовщины революции. Факел, поднятый вверх, ломал прежнюю традицию оформления надгробий. Обычно факел изображался опущенным вниз и символизировал угасание жизни. Авторы же нашего монумента стремились выразить идею бессмертия новых героев, их исключительной способности не покидать этот мир, незримо влияя на помыслы и поступки живых. Эта мысль многократно проговаривалась и в многочисленных речах, которые сопровождали открытии монумента. Предполагалось, что со временем факел станет красным – в изображающий пламя железобетонный монумент будет вмонтирован элемент из цветного стекла, который будет подсвечиваться изнутри. Замысел реализован не был, но в обиход горожан на некоторое время вошло выражение «покоятся под красным факелом».

Значимость мемориала возросла, когда рядом с братской могилой было возведено здание-памятник – Дом Ленина. Выходя фасадом на Красный проспект, оно закрыло могилу и подобно храму возвысилось над мемориалом. В последующие годы пантеон новых героев пополнялся захоронениями. В 1927 появилась могила одного из руководителей партизанского движения – Щетинкина. В 1946 – с городского кладбища перенесли прах Лежена, участника Парижской коммуны. В канун 40-летия революции в сквер Героев перевезли останки ещё пяти революционеров, погибших в 1918 году. В 1957 на центральной аллее поставили скульптурные бюсты сибирских революционеров Щетинкина, Романова, Петухова, Серебренникова, через 20 лет к ним прибавились скульптуры Горбаня, Шмурыгина, Полковникова и Ковальчук. В 1960 мемориал дополнили сорокаметровым панно…

Сквер-мемориал, который горожане называют Сквером Героев Революции, и по сей день не утратил своего исторического значения. Несмотря на смену времён, он был и остаётся памятником трагическим событиям целой эпохи с её идеологией, издержками и заблуждениями. На самом деле, морозным днем 22 января 1920 город, сам того не ведая, похоронил и оплакал всех погибших в Гражданской войне. Не деля их на своих и чужих, белых и красных. И наш памятник, который можно называть памятником жертвам братоубийственной войны, стал первым в России. Первым, и на долгие годы единственным.

Фото infopro54.rusibistorik.narod.ru, nsk-kraeved.ru

tkrasnova

Recent Posts

Рекомендации по выбору ёлки дал Роспотребнадзор новосибирцам

При выборе натуральной и искусственной ели есть свои особенности

17 часов ago

Новосибирск стал популярным местом для иностранных путешественников на Новый год

Туристы интересуются блюдами локальной кухни, прогулками по улицам Академгородка, а также посещением НОВАТа

18 часов ago