Categories: Общество

Комиссия по лицензированию ЖКХ. А судьи кто?

На этой неделе утвердят состав областной комиссии по лицензированию управляющих компаний многоквартирных домов. Улучшит ли это ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве области? Об этом мы поговорили с исполнительным директором новосибирского Фонда защиты прав потребителей Евгением Митрофановым.

Normal 0 false false false RU JA X-NONE

До первого мая 2015 года все управляющие компании (УК) должны будут получить лицензию, а руководители — сдать квалификационный экзамен. В состав комиссии войдут 20 человек. Там буду представлены саморегулируемые общественные организации в сфере ЖКХ и строительства, Совет муниципальных образований области, Общественная палата, региональный Фонд модернизации ЖКХ, Новосибирский областной учебный центр, депутаты Законодательного Собрания и чиновники регионального правительства. В федеральном Приказе рекомендуется всю информацию о кандидатах, с именами и фамилиями, должностями, уровнем образования и стажем работы в сфере, вывешивать на сайте полномочного органа — в нашем случае это Министерство ЖКХ и энергетики НСО — и обновлять данные каждые три дня. К сожалению, ничего подобного мы не обнаружили. Однако в Фонде защиты прав потребителей список кандидатов есть. И некоторые его пункты вызывают вопросы. Впрочем, как и сама реформа по лицензированию УК.

 

— Евгений Бойевич, а Вы в списке кандидатов числитесь?

— Нет. И я не стремлюсь туда. Там такой междусобойчик: удивляюсь, как эти люди туда попали! Самый большой вопрос возникает по поводу Сергея Аверьяскина, директора Новосибирского архитектурно-строительного колледжа, где готовят кадры для ЖКХ и строительства. А ещё он один из учредителей и директоров частной организации НП «ЖКХ. Контроль — Новосибирск», которая занимается консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления. Они известны тем, что активно сотрудничают с министром ЖКХ и строительства Д. В. Вершининым. В общем, на мой взгляд, очевидный конфликт интересов: человек, который готовит сотрудников для жилищно-коммунальной сферы, и он же будет принимать решение о лицензировании и аттестации. Кстати, управляющие компании от Аверьяскина уже получали предложения пройти обучение за 500 тысяч рублей. Все, конечно, законно — доход колледжа. Но где гарантия, что это не станет негласным условием для получения лицензии или аттестации? «ЖКХ. Контроль — Новосибирск», насколько я понимаю, и готовило проект общего положения по лицензионной комиссии на деньги, полученные по гранту Новосибирской области. В общем, мы с коллегами из Общественного совета при Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) уже направили письмо губернатору с просьбой об исключении Сергея Аверьяскина из числе кандидатов в члены комиссии по лицензированию.

— А кого бы Вы хотели видеть среди членов комиссии?

— Мы бы хотели, чтобы там были члены Общественного совета при ГЖИ, которые не готовят кадры для управляющих компаний, не работают на этом рынке. На наш взгляд, так было бы объективнее. Конечно, в Совете есть и учредители управляющих компаний. Но я считаю, что это не повод, чтобы им отказали во включении в лицензионную комиссию. Просто надо будет при заполнении анкеты указать, что ты являешься учредителем УК и что твое мнение может быть в каких-то вопросах ангажировано. Ряд общественных организаций направил своих представителей, которые предварительно были рассмотрены и на Общественном совете при ГЖИ, а перед этим утверждены собраниями и конференциями, но эти кандидатуры министерство отклонило. Обещали дать официальный ответ. Ждём.

Хотя Положение о комиссии по лицензированию написано так, что я вообще не понимаю, кто может туда войти. Даже на Совете этот вопрос обсуждали: некоторые условия, если формально подходить, практически невозможно выполнить. Например, приветствуется дополнительное образование или переподготовка в сфере жилищно-коммунального хозяйства по управлению многоквартирными домами.

А где у нас можно получить профильное образование в сфере ЖКХ? Насколько я понимаю, необходимость обучения в этой сфере появилась буквально пару лет назад.

— Вот именно. Или ещё одно условие — стаж работы в сфере ЖКХ за последние три года. Причём надо предоставить бухгалтерский баланс той организации, где работал кандидат. Это сделано для того, чтобы удостовериться, что компания достаточно устойчиво осуществляла свою деятельность.

— И для чего это сделано?

— Видимо, эти люди вместе с министром сознательно так составили Положение, чтобы в комиссию вошли конкретные кандидатуры. Сами под себя написали. Наверно, Аверьяскин и решит, кто туда попадет: будете у меня учиться — пройдёте, не будете — не пройдёте.  

 В проекте состава комиссии есть представители саморегулирующихся организаций (СРО). В Новосибирской области это «Сибирский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ». На Ваш взгляд, его деятельность эффективна? Нет ли здесь дублирования функций?

 На мой взгляд, СРО в российских условиях себя дискредитировали. Это хорошо видно на примере СРО оценщиков и СРО строителей. Первоначально эти организации создавались для осуществления дополнительного контроля изнутри, со стороны представителей самой профессии.  Это должно было повысить ответственность организаций, укрепить понятие о репутации, как раньше в купеческих гильдиях.  Но всё превратилось в профанацию. За деньги они любого готовы принять в свои ряды. Вся их деятельность основана на деньгах.

 Может быть, и необходимость создания лицензионной комиссии возникла как раз потому, что СРО не справляются со своими функциями?

 В определённой степени, думаю, что да. Ведь к управляющим компаниям очень много нареканий. Пришла комиссия, оштрафовала УК, допустим на две тысячи, те заплатили из общего котла, повысив тарифы на две копейки, — и дальше работают. Для них все эти штрафы, административная ответственность — ни по чём. И контроль СРО никак не изменил ситуацию.

У управляющих компаний есть резон держаться за многоквартирные дома, и потеря даже одного для них будет ощутимой. А вы же знаете, что теперь жильцы могут пожаловаться в жилищную инспекцию, и если УК дважды не устранит замечание, то может лишиться дома. А если у неё заберут 15 % домов, то и вовсе навсегда потеряет лицензию. Правда у жильцов есть возможность наложить право вето на решение ГЖИ и оставить свой дом в ведении управляющей компании.

Значимость ГЖИ повысится, но сможет ли инспекция реально повлиять на  ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе?

 Думаю, сможет, если захочет. Да и у самих граждан появиться большая свобода действий. Теперь–то они будут знать, что можно обратиться в жилищную инспекцию, которая обладает реальными полномочиями.  Станет проще значительно.

Я совершенно уверен в порядочности И. В. Лобарева, начальника областного ГЖИ, а вот в его инспекторах — потому что приходилось сталкиваться — нет. Они зачастую ангажированы в пользу УК. Жалобщиков много, а управляющая компания своя, и она, естественно, думает о благосостоянии инспектора. Хотя, конечно, не пойман — не вор, но иногда очевидно, что они саботируют жалобы жильцов.

Скоро работа инспекторов должна стать более прозрачной. Создан общественный портал, на котором можно найти ссылки на сайты всех домов Новосибирской области. С нового года любое действие инспектора по конкретному дому будет отражаться на соответствующем сайте. Так, если инспектор ГЖИ составил протокол, акт или выписал предписание, то эти документы автоматически будут размещаться в сети. Скрыты будут только персональные данные. Таким образом любой житель может отслеживать действия ГЖИ. Уже к середине года на этом же ресурсе появится информация по всем решениям, принятым начальником ГЖИ и его заместителем.

 А после введения лицензий не получится, что УК будут отказываться от аварийных и ветхих домов? Ведь абсолютно не реально привести такое жильё в порядок.

 Эти дома — предмет торга управляющих компаний с муниципалитетом. Если у вас на балансе есть такое жилье, то это, во-первых, возможность преференций от мэрии: «Мы же взяли пять таких домов, дай нам ещё нормальных три». Они могут сказать жильцам: «Давайте, скиньтесь на ремонт, а мы вам всё починим». При этом у УК есть свои «прикормленные» компании, которые по особому тарифу могут провести все работы. Во-вторых, у них есть возможность вклиниться в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов и из этого источника освоить какую-то достаточно приличную сумму. В конце концов, капитальный ремонт проводится только за деньги жильцов и с согласия собственников. Текущий ремонт, как правило, и раньше многими управляющими компаниями не делался.

У начальника ГЖИ на этот счёт есть своя точка зрения, которая была озвучена на пресс-конференции 5 декабря. Он считает, что по закону УК не имеет права в одностороннем порядке расторгнуть договор управления, если нет на то согласия собственников. Поэтому отказаться от дома управляющая компания может только через суд.

— Все ли условия лицензирования и аттестации, на ваш взгляд, выполнимы для новосибирских управляющих компаний?

 Думаю, там не будет никаких чрезмерных требований. Для крупнейших УК, таких как группа компаний F1, УК «СПАС-Дом», ООО «Петер Дуссманн-Восток» по политическим причинам эта процедура, скорее всего, будет формальной. Их никто не тронет — себе дороже. А вот всякая мелочь, УК, у которых несколько домов в управлении могут оказаться в сложной ситуации.

Хотя, если руководитель пару лет проработал в сфере, думаю, этого будет достаточно, чтобы получить аккредитацию. И. В. Лобарев рассказывал, что проходил этот экзамен и набрал 98 баллов из 100.

При лицензировании есть пункт о раскрытии информации. И это, бесспорно, позитивный шаг в части прозрачности рынка. Ведь добиться какой-то конкретики, допустим, по составляющим тарифам, от управляющих компаний всегда большая проблема. Бывает, что в смету закладывают по 4 тысячи рублей в месяц только на помывку пола лифта.

Кроме этого, сегодня в части раскрытия информации Министерство строительства и ЖКХ РФ разработало ряд документов, из которых следует, что раскрывать УК обязаны практически всю информацию. За нераскрытие даже части данных будут огромные штрафы.

 Какие самые распространённые жалобы?

 Рост тарифов. И здесь я бы посоветовал потребителям, если они с чем-то не согласны, просто не платить.

 Пеня-то капает.

 Пусть взыщут через суд.

 Чтобы не потребитель подавал в суд, а на потребителя подавали в суд?

 Да, защищаться проще, особенно в этой ситуации. В суде, может, и насчитают какую-то часть суммы, или, скорее всего, вообще рукой махнут. Потому что тяжело доказать какие-то вещи, которые фактически не делаются. 

Например, есть проблема температуры системы отопления. Вообще-то за этим должна следить управляющая компания, но этого практически никогда не делается. Тогда жилец пишет заявление в УК, а копию направляет в жилищную инспекцию. Приходит инспектор, представитель ГЖИ, УК, они замеряют температуру теплоносителя, фиксируют, что она не соответствует нормативам. Так вот, со дня, когда составлен этот акт, и до момента, когда составят следующий, в котором будет зафиксировано, что всё в порядке, пройдёт довольно длительное время, в течение которого можно либо вообще не платить, либо затем взыскать с управляющей компании по суду эту сумму. И сделать это будет достаточно просто, ведь у тебя на руках акт. По той же схеме можно добиваться правды по общедомовым счётчикам.

 Не будет ли лицензирование поводом для создания единого набора услуг, оказываемых управляющими компаниями?

 Смысла в этом нет, на рынке большая конкуренции. Очень сложно уйти от одной УК к другой. Бывает даже окна бьют и машины жгут. Как правило, любой собственник ставит задачу своему менеджменту: ни один дом не должен быть упущен. Это прямая потеря доходов, плюс создание неприятного прецедента. Одни ушли, вторые посмотрели, что у первых ситуация улучшилась, тоже ушли.  Так можно бизнес порушить.

 А что делать жителям ветхого жилья?

 Им в любом случае будет плохо. Что в УК, что в ТСЖ — их ничего не спасёт.

 А есть примеры, когда уходили от управляющих компаний в ТСЖ?

 Таких примеров много. Я считаю, ТСЖ — более перспективная, прозрачная, понятная, дешёвая и эффективная форма по сравнению с УК. Хотя бы в силу того, что она контролируется лучше. Там нет дельты, которая уходит на прибыль.

В основном, когда переходят в ТСЖ, то назад уже не возвращаются. У людей меняется отношение к своему двору, оно становится более хозяйским. ГЖИ совместно с Общественным советом создали более десятка фильмов о работе лучших ТСЖ Новосибирска — их опыте решения конкретных задач.

В Омске есть позитивный опыт взыскания с мэрии расходов на капитальный ремонт, который не был проведён муниципалитетом до начала приватизации. В Новосибирске тоже есть подобный прецедент.

— Введение лицензирования приведёт к росту тарифов?

 Приведёт. Эти расходы УК не возьмет на себя, а переложит на конечного потребителя. Обучение сотрудников, подготовка документов, закупка нового оборудования — всё внесут в тарифы. Раньше раскидывали на всех штрафы, сейчас появятся дополнительные статьи расходов.

 И все-таки от лицензирования больше плюсов или минусов?

 У лицензирования больше плюсов. Потому что больше контроля появляется. По крайней мере, становится понятно, чего добиваться от управляющих компаний.

Фото: из личного архива Е. Б. Митрофанова, shutterstock.com

tkrasnova

Recent Posts

«Спецавтохозяйство» получило иски на сумму более 67,6 млн рублей

Истцом выступает московская компания «Энергосила»

15 часов ago

Новосибирская школьница сбежала от отца с мачехой, обвинив их в истязании

Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье

15 часов ago

Объединение диспетчерских ускорило работу скорой помощи в Новосибирске

Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов

16 часов ago

Названы причины утреннего затора на площади Кирова в Новосибирске

Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется

17 часов ago