63% россиян общались с мошенниками по телефону в этом году

Согласно опросу* ВТБ, в 2024 году 53% россиян столкнулись с мошенничеством через телефон или интернет, сумев сохранить свои деньги. 7% респондентов стали жертвами злоумышленников, в то время как 36% опрошенных не испытали обмана ни по телефону, ни в сети. 4% участников не распознали мошеннический звонок, хотя у них возникли подозрения.

Большинство тех, кто контактировал с мошенниками, но не попался на их уловки (63%), не сообщали об этом в правоохранительные органы. Лишь 32% сообщили о происшествии банкам, а 10% обратились в полицию. Пострадавшие чаще всего обращались в банк (62%) и в полицию (30%). Однако только 53% смогли вернуть свои деньги с помощью правоохранителей, в 7% случаев расследование еще длится, а 40% попыток не увенчались успехом.

Многочисленные пострадавшие (48%) приняли меры предосторожности против телефонного и интернет-мошенничества, изучив повадки мошенников. 31% обсудили это с близкими, 29% оформили страховку, 24% установили пин-код на SIM-карту, 31% воспользовались блокировкой спам-звонков. Более 70% респондентов подключили услуги определения номера, 22% уверены в их эффективности.

По информации кредитной организации, 85% случаев мошенничества основаны на социальной инженерии.

В настоящее время мошенники активно используют две основные схемы. В первой из них злоумышленники звонят через мессенджеры и под различными предлогами просят вас включить демонстрацию экрана, чтобы они могли увидеть ваш пароль для доступа к приложению и пришедшие смс с кодами. Во втором случае мошенники комбинируют ранее успешные методы: они звонят, представляясь сотрудниками Энергосбыта, поликлиники или Почты России, и пытаются отправить вам код для входа в госуслуги, после чего просят его озвучить и завершают звонок. Затем они перезванивают, выдавая себя за операторов Госуслуг, сообщая, что вас пытались обмануть мошенники и получили доступ к вашему профилю. На этом этапе жертва полностью доверяет им, называет все коды и переводит средства на «безопасный счет», рассказал Никита Чугунов, старший вице-президент банка ВТБ и руководитель департамента цифрового бизнеса.

* Исследование проводилось в период с 1 по 10 октября среди представительной группы, состоящей из 1500 участников в возрасте от 18 до 65 лет, в российских городах с населением более 100 тысяч человек.

Марина Санькова

Recent Posts

Новосибирский депутат Аксёненко предложил пересмотреть систему расчёта пособий

По его мнению, введение минимального расчетного показателя обеспечит автоматическую индексацию пособий

17 минут ago

Форум «Золотая долина» стартовал в Новосибирске

Ключевая задача форума — усилить взаимодействие вузов и научных институтов с реальным сектором экономики

1 час ago

Часть проектов по строительству домов в Новосибирске могут законсервировать

В первую очередь, под удар попадают дома, по которым не заключены договоры долевого участия

2 часа ago