Президент группы компаний «Живой кофе» Шай Грановский в рамках прямой трансляции цифрового ивента «Синергии» Synergy Online Forum рассказал об адаптивной стратегии бизнеса на примере предыдущего кризиса 2014-2015 годов.
Первое, что Грановский советует сделать во избежание банкротства, — рассчитаться с долгами.
— Даже если у вас очень хороший продукт или сервис, но вы не в состоянии платить по кредитам, это может похоронить ваш бизнес. Вы заплатите высокую цену, но сможете устоять, — предупредил он.
Еще одним шагом бизнесмен называет сокращение расходов. При этом он советует сокращать сотрудников, которые заняты на производстве, снижать маркетинговые расходы и прекращать долгосрочные инвестиционные проекты.
— Последние, кого следует сокращать, — это продавцы, — заверяет эксперт.
Кризис — это возможности, и во время кризиса надо искать новых клиентов. Шай Грановский вспомнил опыт 2014 года, когда компания вышла на сегмент HoReCa и вырастила внутри свой структуры новые специализации, связанные с авиаиндустрией и РЖД.
— Очень важно в кризисной ситуации заручиться поддержкой всего производства и поставить компанию в ракурс сервис-провайдера, — подчеркивает бизнесмен. — Вы должны дать вашему клиенту уникальный положительный опыт от общения с вашим продуктом. Сервис — это не только передовая, но и все поддерживающие подразделения. Поэтому мы создали систему оценок и обратной связи, чтобы все сотрудники — от кладовщика до генерального директора — рассматривали свою работу с точки зрения потребителя и предоставления качественного сервиса для клиента. Также мы создали систему, в которой продающие подразделения в виде скоринг-модели оценивают эффективность поддерживающих подразделений.
Кризис — это время запускать новые продукты и переходить на большие упаковки.
— Если вы фиксируете высокий спрос на тот или иной продукт, его нужно выпускать в большой и удобной упаковке, — комментирует эксперт.
Также бизнесу, по мнению Грановского, помогут коллаборации. По этому принципу «Живой кофе» сделал интеграцию с онлайн-кинотеатром Okko и взаимовыгодную акцию с «Школадницей».
Прогнозируя развитие ситуации, эксперт также призвал предпринимателей обратить внимание на рынок кофе. По его словам, есть вероятность, что в скором времени по экономической значимости кофе станет сырьем номер один, оставив на втором плане нефть.Он напомнил, что рынок кофе — это 3 млрд чашек в день, самое большое потребление выявлено в Финляндии — 15 кг на душу населения, в России всего 1,5 кг. 70% населения предпочитают растворимый кофе, 30% — молотый. Больше всего кофе производит Бразилия, Вьетнам и Колумбия.
— Сейчас мы наблюдаем стремительное падение цен на нефть, при этом цены на кофе не упали, а даже выросли. Поскольку в период кризиса люди потребляют больше кофе. Весьма вероятно, что теперь кофе сможет стать сырьем номер один.
Материал и фото эксперта предоставлены пресс-службой Университета «Синергия»
Его обвиняют в получении взяток на общую сумму более 69 миллионов рублей
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье