«Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года» —это план, по которому регион будет жить и развиваться ближайшие 12 лет. Документ, подготовленный правительством региона рассматривают комитеты Законодательного собрания. На минувшей неделе его оценили депутаты комитета по транспортной, промышленной и информационной политике.
Как отметила министр экономического развития области Ольга Молчанова, при разработке стратегии была определена миссия Новосибирской области: регион должен стать центром генерирования уникального человеческого капитала, максимальной реализации потенциала человека.
— Мы определили доминанты развития, которые основываются на наших преимуществах и возможностях, а также образ области, который должен сформироваться к 2030 году, —пояснила Молчанова.
Министр сообщила, что при разработке документа были учтены как преимущества региона — человеческий капитал, развитая система образования, диверсифицированная структура экономики, выгодное «центральное» транспортно-географическое расположение региона, так и проблемы — недостаточная экономическая и инвестиционная активность, разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реально низкой восприимчивостью производства к инновациям, невысокий уровень развития инфраструктуры. К угрозам реализации положений, заявленных в стратегии министр отнесла усиление экономических санкций, ограниченные возможности сбыта на внутреннем рынке, утрата интеллектуального лидерства и потеря компетенций во многих научных направлениях, рост сферы торговых услуг на фоне ослабления возможностей развития секторов материального производства экономики и другие факторы.
В концепции, представленной в региональный парламент, предусмотрено три варианта развития региона — консервативный, целевой и инновационный, самый желаемый, по мнению депутатов. При его реализации валовой региональный продукт региона к 2030 году превысит 3,5 триллиона рублей. Добиться таких показателей непросто. Для этого необходимо принимать системные решения. Как отметил депутат Александр Барсуков, крайне важно продумать как снизить нагрузку на реальный сектор экономики.
— Пока эта нагрузка только увеличивается: гарантийное страхование объектов, рост НДС, ОСАГО, Платон, экологический налог … В отрасли жилищного, капитального строительства и не только рентабельности почти сведена к нулю. У компаний нет возможности развиваться и платить налоги. Необходимо налаживать более тесные контакты с теми плательщиками, которые реально платят налоги. Вы соберите представителей бизнеса, послушайте о реальной ситуации в экономике, а то сейчас получается, что предприниматели сами по себе, а власть сама по себе, — предложил, обратившись к членам правительства региона Александр Барсуков. — Кроме того, нужно посмотреть и оценить и другие факторы: как повлиять на формирование прибыли, на поддержку бизнеса и на кадровый потенциал.
Кроме того, законодатели предложили внести корректировки в роль государственно-частного партнерства, которая прописана в стратегии. Планируется, что до 2030 года общая сумма реализованных в регионе проектов в рамках ГЧП составит 40 млрд рублей. 90% из них придется на федеральные гранты.
— Какое-то условное получается государственно-частное партнерство, потому что большие средства выделяются из федерального бюджета. Это замечательно и их нужно брать, но необходимо более активно использовать рынок реального ГЧП и не только в мегапроектах (строительство семи поликлиник, четвертого моста), но и в более мелких проектах, которые должны реализовываться на всей территории Новосибирской области, — заявил председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Федор Николаев.
Кроме того, депутаты поинтересовались у представителей правительства почему отсутствуют официально оформленные соглашения с крупными компаниями. Судя по стратегии регион планирует совместно с ними разрабатывать долгосрочные масштабные инвестиционные проекты. Депутаты предлагают прописать эти договоренности на бумаге, чтобы защитить интересы региона и предотвратить возникновение спорных ситуаций в будущем.
— Сегодня мы рассматриваем ряд совместных инвестиционных проектов с АО РЖД, с нефтеперерабатывающими заводами, с АО «Аэропорт Толмачево» и т.д. поэтому мы вправе заключать эти соглашения и прописывать их в стратегии. Хотелось бы услышать, как мы с такими крупными компаниями будем взаимодействовать, и как они относятся к Новосибирской области, — пояснил депутат Сергей Титков.
Он также отметил, что область поставила в стратегии задачу стать лидерами за Уралом. Но аналогичные планы озвучили и многие соседние регионы: Кузбасс, Красноярск, Томск.
— Мы продолжаем делать акцент на выгодное географическое положение региона. Раньше говорили мультимодальный узел, потом логистический центр, теперь модное слово «хаб». Однако, если сегодня говорят о развитии железной дороги, то акцент делается на Красноярск и Екатеринбург, — тема проходит мимо нас, хотя Новосибирск является самым крупным железнодорожным узлом в округе, — говорит Титков. — Когда президент говорит про развитие аэропортов, называет Ростов, Екатеринбург, затем Иркутск и только потом Новосибирск. Речной, воздушный транспорт, РЖД у нас живут сами по себе. Нужно корректировать эту ситуацию.
Впрочем, в целом законодатели назвали стратегию достаточно амбициозной, но выполнимой. При ее успешной реализации область сможет выйти на новый уровень и войти в число лидеров РФ во многих сферах. Во время пресс-подхода Федор Николаев также напомнил, что ранее по настоянию депутатов началась работа над Стратегией развития дорожно-транспортной отрасли. Она должна войти в общую стратегию развития региона.
— Ряд замечаний технического характера департаменты Заксобрания уже выдали. Теперь необходимо стратегию приводить к «дорожной карте». Потом она ляжет в госпрограммы, где будут предусмотрены конкретные меры, которые необходимы для достижения поставленных целей, — резюмировал Николаев.
Напомним, в середине ноября проект «Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030» года рассмотрел комитет Законодательного собрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям.
По итогам дискуссии депутаты-аграрии приняли решение — рекомендовать комитету по бюджетной и финансово-экономической политике и собственности одобрить стратегию. С учётом предложений и замечаний, прозвучавших на заседании аграрного комитета.
По консервативному сценарию к 2030 году ВРП планируется на уровне 2890,6 млрд рублей, по инновационному —3633 млрд рублей. Согласно стратегии, при реализации инновационного варианта производительность труда в регионе вырастет в 1,9 раза, доля высокотехнологичной продукции в ВРП — в 1,6 раза; доля объема инвестиций в ВРП — до 27%; промышленное производство — в 2,1 раза, ввод в эксплуатацию жилых домов — в 1,5 раза; производство продукции сельского хозяйства — в 1,7 раза.
Фото редакции
Видео Наталья Коробицына, Анатолий Лукьянов
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется