— К примеру, совсем недавно наш банк вывел на рынок новый тариф на расчетно-кассовое обслуживание без абонентской платы, предназначенный для небольших компаний и начинающих предпринимателей. Предприниматель оплачивает только комиссии за денежные переводы и выдачу наличных средств по чеку.
— Наш банк активно развивает онлайн-сервисы в ОНЛАЙН-офисе, который используется предпринимателями бесплатно в режиме 24/7. Наиболее востребованными услугами являются подача заявок на кредитование, открытие счетов, заказ справок, выписок, документов, подача различного рода заявлений об изменении структуры кредитной сделки (вывод/ввод залогов и т.д.). Еженедельно банк вносит в ОНЛАЙН-офис доработки, направленные на расширение перечня услуг, которыми дистанционно могут пользоваться юридические лица, — поясняет Севостьянова.
— В рамках единого сервисного договора мы предлагаем широкий спектр онлайн-услуг: от стандартных операций, связанных с проведением платежей и организацией документооборота, до открытия расчетных и валютных счетов, проведения конверсионных операций, размещения депозитов и др., — поясняет банкир.
Среди популярных онлайн-сервисов РСХБ у предприятий малого и микробизнеса — обмен валюты по стандартным и индивидуальным курсам, конверсионные сделки без открытия расчетного счета, открытие и пополнение депозитов. Также пользуется спросом система онлайн-бронирования счетов, доступная как действующим, так и новым клиентам в круглосуточном режиме.
Говоря о продуктовых предпочтениях в онлайн-сегменте, директор дивизиона «Сибирь» Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Андрей Третьяков фиксирует, что у бизнес-клиентов банка бьет рекорды популярность интернет-эквайринга. В первом квартале 2019 года количество владельцев онлайн-терминалов банка выросло в 4,4 раза по сравнению с тем же периодом 2018 года, оборот по терминалам увеличился в 3,5 раза.
— По статистике наиболее активно интернет-эквайринг подключают универсальные магазины, образовательные центры, продавцы автозапчастей и туристические агентства, — говорит банкир. — В свою очередь, в офлайн-торговле востребованы сервисы для управления и анализа эквайринговых оборотов. В Уральском банке реконструкции и развития это личный кабинет по эквайрингу, который внедрен в интернет-банк для малого и среднего бизнеса, называющийся Light, и интернет-банк для крупного бизнеса — Pro. Личным кабинетом банка пользуются почти 90% клиентов с эквайрингом. По оценкам банкира, предпринимателей привлекает возможность выгружать выписки по операциям, отслеживать суммы комиссий, оформлять возвраты денег покупателям и контролировать статус перечисления средств.
— Популярность интернет-сервисов для предпринимателей в банке объясняют тем, что бизнес все больше уходит в интернет и предпринимателям удобно, находясь где угодно, совершать со своего смартфона любые операции по ведению бизнеса, — уверен Андрей Третьяков.
Для предпринимателей, предпочитающих использование мобильного телефона, банки запускают специализированные предложения. К примеру, в «Ак Барс» Банке корреспонденту InfoPro54 рассказали, что клиенты банка могут управлять рублевым счетом со смартфона (IOS, Android).
— Эта технология стала доступной в связи с внедрением дистанционного банковского обслуживания (ДБО) без eToken с использованием технологий нового поколения «Pay Control», разработанной в Сколково, — говорит Роман Лесохин. — В технологии используется облачная электронная подпись, что значительно упрощает взаимодействие пользователя ДБО с банком. Решение ориентировано на клиентов малого бизнеса. Пользователи системы «Ак Барс Бизнес Онлайн» и «Ак Барс Мобильный» могут подписывать платежные поручения одним кликом и по отпечатку пальца.
— Сейчас наибольшей популярностью у клиентов малого бизнеса пользуются предодобренные предложения по бизнес-кредиту. Это довольно значительные суммы — до 10 млн рублей, — поясняет он. — Еще один хит — быстрые кредиты до 3 млн рублей. Мы выдаем их по экспресс-технологии: решение о кредите принимается в течение нескольких часов только по кредитной истории заемщика. Расскажу на примере: в рамках классической процедуры оформление кредита обычно занимает 1-2 недели, заемщику приходится готовить пакет документов, подтверждать финансовое состояние. А тут — если у клиента положительная кредитная история, то он получает кредит по той же ставке, что и по классическим кредитным процедурам, но при этом — в максимально сжатые сроки и без сбора какой-либо дополнительной документации.
В УБРиРе за год кредитный портфель новосибирских представителей МСБ увеличился на 15%. Андрей Третьяков поясняет, что чаще всего банк кредитует предприятия розничной торговли, а самые большие по объемам кредиты берут энергокомпании, автодилеры и представители оптовой торговли.
— В 2018 году банк впервые на рынке объединил процесс кредитования для клиентов малого и среднего бизнеса: мы реализовали стандартизированную процедуру кредитования и при этом сохранили индивидуальный и гибкий подход к клиентам МСБ, — говорит старший вице-президент, управляющий филиалом «Сибирский» банка «Открытие» Ирина Демчук. — Реализованная технология включает в себя единые требования к клиентам, общие подходы к оценке финансового положения заемщиков, единую линейку кредитных и гарантийных продуктов, а также четко регламентированный кредитный процесс.
Дмитрий Макаров также отмечает рост интереса клиентов к скоринговым кредитным продуктам, где решение принимается оперативно и по минимальному пакету документов.
Роман Лесохин рассказывает, что у предприятий малого бизнеса востребованы кредиты на оборотные и основные средства сроком от 6 месяцев до 10 лет. Растет популярность кредитования в форме овердрафт в целях компенсации кассовых разрывов компании и иных хозяйственных нужд бизнеса.
— Банк предлагает ряд специализированных и отраслевых кредитных продуктов (лизинг, кредит под залог приобретаемого и имеющегося имущества, рефинансирование, весь спектр банковских гарантий). Имеется ряд гарантийных и кредитных продуктов, направленных на обеспечение всей цепочки финансовых потребностей для поставщиков и подрядчиков госзказа, многие из которых являются субъектами малого и среднего бизнеса, — перечисляет Лесохин. — Также «Ак Барс» Банк является одним из самых активных участников и операторов всех существующих программ господдержки, реализуемых совместно с банками партнерами. Банк активно сотрудничает в этой части с профильными министерствами, Корпорацией МСП, региональными гарантийными организациями.
Участники рынка также отмечают, что в регионе большим спросом по-прежнему пользуется рефинансирование займов.
Говоря об отраслевой принадлежности заемщиков от МСБ, банкиры отмечают, что в Новосибирске это чаще всего представители сферы производства, торговли и бизнеса в сфере услуг.
В Альфа-банке считают, что на втором месте по востребованности среди банковских продуктов сегодня находятся зарплатные проекты.
— Сейчас регулирование требует от малого бизнеса максимальной прозрачности и соблюдения всех требований законодательства. Альфа-банк одним из первых начал оформлять зарплатные проекты небольшим компаниям с численностью сотрудников от 1 до 5. Таким образом, сейчас сотрудники небольших предприятий могут пользоваться теми же преимуществами и получать более дешевые кредиты от своего зарплатного банка, что и сотрудники крупных холдингов! А руководителям предложены карты с особым статусом и привилегиями, услуги выездного вип-менеджера, — говорит Андрей Фишер.
К ярким трендам спроса клиентов от малого бизнеса Андрей Фишер относит рост интереса на B2B-карты (карты для бизнеса). По его оценкам, сегодня это самый удобный инструмент для безопасных расчетов.
— Мы наблюдаем устойчивую тенденцию к росту доли безналичных расчетов по нашей клиентской базе: если на начало 2018 года безналичные платежи с расчетного счета совершали 80% клиентов, то сейчас — чуть более 90%. Еще быстрее растет доля тех, кто начинает использовать для безналичных платежей B2B карты — за год доля таких клиентов увеличилась с 25% до 37%, —констатирует Фишер. — B2B-карты стали удобным инструментом daily banking для юрлиц, такая карта, привязанная к расчетному счету компании, позволяет проводить платежи и отслеживать их в режиме онлайн. Для сравнения: при операциях по расчетному счету платежи исполняются в течение 1-3 дней.
Дмитрий Макаров также считает, что рост спроса к бизнес-картам обусловлен тотальным переходом компаний на безналичные расчеты.
— С их помощью организация со своего расчетного счета может осуществлять текущие расходы по бизнесу в магазинах и супермаркетах с помощью пластиковой карты, оплачивать командировочные расходы, осуществлять снятие наличных средств в банкоматах для текущих потребностей, — перечисляет банкир.
Фишер добавляет, что карта — более гибкий инструмент для расчетов за границей (например, покупке товара в интернет-магазинах). Потому что с картой нет необходимости в открытии валютных счетов и прохождении процедур валютного контроля, в отличие от работы через расчетный счет, где каждая внешняя операция должна быть подтверждена документами.
В целом, по наблюдению Ирины Демчук, потребности предпринимателей сегодня меняются под воздействием ситуации в экономике.
— Малому бизнесу в настоящее время необходим качественный консалтинг и подбор индивидуальных финансовых решений, сокращающих финансовые издержки бизнеса. Кредитные организации, которые смогут решить эту задачу, смогут стать для клиента банком первого выбора для бизнеса, а не банком для единственной сделки, — уверена Демчук.
Александра Сак добавляет, что малый бизнес всегда интересует комплексное обслуживание. Такой клиент ориентирован на работу с одним банком, так как это выгодно экономически и удобно в части временных затрат.
Фото: баз- pixabay.com, автор- Free-Photos
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется