Крупнейшие операторы сотовой связи в Новосибирской области рассказали о предпочтениях клиентов в 2016 году и поделились планами на 2017 год.
Бизнес привыкает к М2М
Корпоративные клиенты по-прежнему выбирают комплексные предложения с фиксированной платой, реагируя на кризисные изменения в экономике. Так ПАО «ВымпелКом», поставляющее услуги связи под брендом «Билайн», с апреля 2016 года предлагает комплект минут, SMS и интернет трафик за 250 рублей в месяц. В стартовый набор входит 4 Гб интернет-трафика, 400 минут и 400 сообщений. Альтернативные предложения — пакеты за 450, 900 и 1500 рублей. В последний входит от 20 Гб интернет-трафика, 3000 сообщений и 5000 минут. В свою очередь ОАО «Мегафон» предлагает за 240 рублей получить 300 минут и 5 Гб трафика в домашнем регионе, безлимитные SMS внутри корпоративной сети и вызовы на номера МегаФон по всей России. Tele2 продает пакеты по 250, 550 и 800 рублей на сотрудника, куда входят от 500 минут, 500 SMS, 5 Гб мобильного трафика до 2500 минут, 2500 SMS и 15 ГБ трафика соответственно. Звонки внутри компании и входящие вызовы в роуминге не имеют лимита.
В новосибирском филиале «Теле2 Россия» отмечают, что возрос спрос на облачные сервисы, на «Корпоративную АТС», в рамках которой бизнес-абоненты могут объединять номера Tele2 в единую сеть без покупки специального оборудования. В основном, прирост абонентов происходит за счет клиентов малого и среднего бизнеса. Для ООО «Скартел», которая обеспечивает услуги связи под брендом «Yota», эта категория B2B считается целевой аудиторией, которая обращается к компании за безлимитным интернетом, бесплатными звонками внутри сети, неизменчивой ценой за звонки в роуминге.
Кроме того, малый и средний бизнес, «наращивая» лояльность клиента, стремится найти подходящие инструменты для информирования своего покупателя. На эту потребность операторы сотовой связи стараются реагировать оперативно.
— Корпоративные абоненты Tele2 стали больше внимание уделять и клиентскому сервису, что вызвало увеличение спроса на услугу «Бизнес-SMS», которая позволяет осуществлять отправку SMS-сообщений с помощью простого и удобного веб-интерфейса. Мы считаем, что в 2017 году эти тенденции получат развитие, — прокомментировала ситуацию Ольга Новоселова, пресс-секретарь сибирского отделения компании.
В ОАО «Мегафон» считают, что в кризисной ситуации 2014-2016 годов потребность бизнеса в связи не уменьшится и сотовых операторов ожидает устойчивый рост потребления.
— Несмотря на сложности в экономике, B2B-сегмент «МегаФона» за 9 месяцев 2016 года продемонстрировал рост в денежном выражении на 35%. Это связано с тем, что кризис 2008-2009 годов и современный очень сильно отличаются. Тогда корпоративная сотовая связь воспринималась, скорее, как льгота или социальный пакет для сотрудников (наравне с ДМС), и поэтому первой попала «под нож». Сегодня же B2B-услуги — это уже не голосовая связь, а различные специализированные дополнительные услуги, тесно интегрированные в бизнес-процессы заказчика. У малого и среднего бизнеса это сервис, помогающий привлекать и удерживать клиента — SMS-рассылки (мобильное информирование), мобильные АТС и т.д. — прокомментировали в пресс-службе компании.
Сохраняется тенденция роста спроса на M2M-технологии. В Мегафоне практически все крупные заказчики преимущественно используют VAS-сервисы, которые помогают экономить на расходах — это M2M-решения для работы различных технологических датчиков, например, учета тепла, электроэнергии и проч.
М2М-направление развивает и ПАО «Ростелеком»: в середине ноября оператор начал предоставлять услуги сотовой связи в федеральном масштабе по модели «виртуального оператора» через «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2, 45% принадлежит «Ростелекому»).
— Пока мы реализуем передачу данных без дополнительных возможностей. М2М-платформу планируем развернуть в течение полугода, это даст возможность для дополнительных сервисов (управление, контроль, лимитирование по трафикам, API, отчетность и прочее), — рассказывает заместитель вице-президента — директор по работе с корпоративным и государственным сегментами макрорегионального филиала «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Вячеслав Куц.
Он отметил, что компании интересен большой список сегментов, которые она намерена охватить через М2М-платформу. Это банкоматы, POS-терминалы (оплата по дебетовым и кредитным картам), торговые (vending machines) и платежные терминалы (оплата услуг, информационные терминалы и пр.) С помощью платформы «Ростелеком» намерен предложить удаленные измерения (датчики в системе ЖКХ или производства, измеряющие расход жидкости/газа, температуру и др. параметры), мониторинг подвижных объектов (отслеживание местоположения автомобиля/такси/грузовика, его состояния и связь с водителем, диспетчер может вызвать водителя, либо передать текстовое сообщение), телематику в персональных авто (получение на экран навигационной системы авто информации о пробках, тревожная кнопка, вызов помощи на дорогах). К М2М-платформе также могут подключаться охранные и противоугонные системы (удаленная блокировка двигателя, передача координат авто на пульт системы охраны, тревожная сигнализация при попытке угона либо взлома дома/квартиры и др.) и потребительская электроника (навигаторы, трекеры, бытовая техника).
Территориальный управляющий Новосибирского кластера ПАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») Вячеслав Касымов также ожидает в 2017 году увеличения продаж продуктов М2М, которые обеспечивают передачу информации между устройствами.
— Например, автоматическая отправка показаний измерительных приборов в диспетчерский центр. Также вырастет интерес к Big Data, благодаря которой можно выявлять взаимосвязи в больших объёмах информации и предлагать клиенту продукты, максимально отражающие его предпочтения. Еще одна зона роста — развитие конвергентных предложений, объединяющие в одном предложении несколько типов коммуникационных продуктов, — прогнозирует Касымов.
Одновременно с ростом спроса на М2М-инструменты возникает потребность в скорости передачи данных, и это касается решения любых задач, связанных с массивной информацией.
— Если смотреть на B2B-абонентов мобильного Интернета «МегаФона» в Новосибирске, то уже свыше 50% всего трафика формируется за счет смартфонов и планшетов. Причем именно дата-трафик «умных» устройств продемонстрировал самые высокие темпы роста за год — более чем в 2 раза. Также на долю смартфонов приходится более 60% прироста всего Интернет-трафика B2B Новосибирска. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Новосибирской области, использующих услуги передачи данных в сети 3G/4G «МегаФона», за год увеличилось на 15%. За это же время общее число пользователей мобильного Интернета (SIM-карт) среди абонентов B2B оператора выросло на 25%, — констатирует пресс-служба компании.
Руководитель направления «Смартфон» компании Yota Артемий Пономарев соглашается, что скорость передачи данных важна как для массового потребителя, так и для клиентов B2B, поэтому одной из ключевых тенденций становится развитие Big Data.
LTE в масштабе
Трендом 2016 года стало активное развитие сетей LTE. Первым среди операторов Новосибирска сеть новейшего стандарта LTE-Advanced, обеспечивающую скорость мобильного Интернета до 225 Мбит/с запустил «МегаФон» — в марте 2016 года. Сейчас услуги этой сети доступны примерно на 85% процента территории Новосибирска, включая метро. Также в 2016 году «МегаФон» начал активное развитие 4G в области. Уже сейчас сеть работает в Бердске, Искитиме, Новосибирском районе, г. Обь, Тогучин, Карасук и Коченево. До конца года планируется, что сесть заработает еще в 7 райцентрах Новосибирской области.
По словам Вячеслава Касымова, сеть 4G в диапазоне LTE 800 МГц увеличивает покрытие существующей 4G сети «Билайн», которая работает в диапазоне 2600 МГц с декабря 2014 года.
— Использование новой частоты значительно расширило площадь покрытия. В зону действия базовых станций попали пригороды столицы Сибири. Сигнал мобильного интернета в диапазоне 800 МГц лучше проникает сквозь стены и обеспечивает качественное покрытие внутри помещений, — поясняет он.
С 30 августа услуги мобильного интернета в стандарте 4G на частоте 800 МГц также стали доступны клиентам Tele2 в пяти крупных городах Новосибирской области: Новосибирске, Бердске, Искитиме, Куйбышеве, Барабинске. Спустя 2 месяца оператор начал предоставлять услуги высокоскоростного мобильного интернета в г. Обь, а также расширил зону покрытия в Ленинском и Кировском районах г. Новосибирска, использовав частотный диапазон 1800 МГц.
— Сети LTE в регионе построена на базе современного оборудования Nokia Networks, позволяющего достичь скорости загрузки данных до 75 Мбит/сек, — уточняет Ольга Новоселова.
В настоящий момент сети LTE Tele2 работают в 25 субъектах Российской Федерации. В Сибири Tele2 предоставляет услуги в стандарте 4G в четырех регионах — Новосибирской, Иркутской и Кемеровской областях, а также в республике Хакасии. Для строительства сети в большинстве регионов был использован частотный диапазон 800 МГц, который обеспечивает хорошее покрытие в зданиях и достаточно высокую для решения любых задач абонента скорость.
— В 2017 году мы планируем увеличить пиковую скорость сети LTE до 300 Мбит/с. Также, если будут внесены соответствующие поправки в отраслевое законодательство о связи, в России (и в Новосибирске тоже) возможен запуск передачи голоса по технологии VoLTE (Voice over LTE) и VoWiFi (Voice over WiFi), что откроет для абонентов новый уровень качества голосовой связи, — рассказали в пресс-службе «МегаФон».
«Билайн» в 2017 году продолжит точечное развитие сети LTE.
Все в сеть
На рынке B2C продолжается рост спроса на интернет-трафик. Интерес клиентов к мобильному интернету Вячеслав Касымов объясняет, с одной стороны, появлением сервисов, по-новому решающие повседневные задачи, с другой — снижением цен на смартфоны, что обеспечивает рост количества клиентов, которые могут пользоваться преимуществами высокоскоростного мобильного интернета.
— В связи с этим в этом году мы предложили клиентам новый тариф с настоящим безлимитным мобильным интернетом для смартфонов и планшетов. А на старых тарифах увеличили пакет интернет-трафика. Эти действия способствовали росту абонентской базы в Новосибирской области, — констатирует Касымов.
В Tele2 тенденция роста потребления мобильного интернета активизировалась после запуска 4G в Новосибирской области.
— Абонентская база компании также демонстрирует сдержанный рост. После запуска скоростного мобильного интернета мы отмечаем заметные изменения в балансе абонентов, воспользовавшихся услугой переноса номера. Если раньше от нас уходили по причине отсутствия быстрого мобильного интернета, то сейчас эта причина устранена, и абоненты гораздо более охотно переходят в нашу сеть, — поясняет Ольга Новоселова. — Также стоит отметить быстрый рост популярности пакетных тарифных планов. Наши абоненты предпочитают контролировать свои расходы и четко знать сумму ежемесячных затрат на мобильную связь. Наибольшей популярностью пользуются тарифы «Очень черный» и «Самый черный» — в последнем абонентам помимо пакета быстрого интернета предоставляется неограниченный трафик в социальных сетях, мессенджере WhatsApp, а также приложениях Zvooq и Tele2 TV.
По мнению Артемия Пономарева, интерес клиентов к пакетным тарифным планам стимулирует развитие технологий, переход на новые скорости и активное использование мобильной передачи данных.
— Рядовой потребитель сотовой связи по-прежнему не хочет переплачивать за дополнительные опции и предпочитает самостоятельно выбирать оптимальный для себя пакет услуг. Именно поэтому Yota предлагает своим клиентам прозрачные и понятные условия подключения для смартфона, планшета или модема. Скрытые списания со счета исключены — пользователи могут самостоятельно контролировать расходы в режиме онлайн. Среди клиентов мобильных операторов по-прежнему актуальны опасения за дополнительные списания средств в роуминге. Yota учла этот факт и сделала связь по России безроуминговой, а общение в мессенджерах заграницей доступным даже при нулевом балансе, — добавляет он.
В «Мегафоне» считают, что распространение пакетных тарифов сформировало основную тенденцию последних лет — постоянное снижение стоимость услуг связи. За фиксированную абонентскую плату абонент получает фиксированный пакет минут, SMS и мегабайт. В результате стоимость каждой из этих услуг намного дешевле, если бы абонент потреблял их по-отдельности. Например, сегодня абонент «МегаФона» за 370 рублей в месяц получает 700 минут, 700 SMS и 5ГБ трафика. Год назад это обошлось бы ему в 1,5 раза дороже, а буквально еще 2 года назад – в 2 раза дороже. Как показывают исследования Росстата, за последние 10 лет затраты россиян на мобильную связь не изменили и составляют примерно 1% от суммы ежемесячного дохода домохозяйства.
Общим трендом для розницы является желание сэкономить. Операторы играют на нем по-разному. Так «Билайн» разработал специальную опцию «Общий пакет услуг для любых устройств».
— С помощь него к своему тарифу можно подключить дополнительные номера, например, членов своей семьи, и сэкономить семейный бюджет. Они будут пользоваться минутами разговоров, SMS, интернет-трафиком входящими в один пакет. Это позволит сэкономить на оплате других номеров и максимально эффективно использовать весь пакет, — рассказывает Касымов. — Для тех, кто активно использует мобильный интернет, лучший способ сэкономить — это подключить тариф с по-настоящему безлимитным пакетом трафика. В этом случае точно не придется приобретать дополнительные гигабайты. Такие пользователи выбирают тариф «#можноВСЁ».
Дешевле и больше
В «Билайн» в 2016 году зафиксировали основные запросы потребителей мобильного трафика. В первую тройку популярнейших ресурсов вошли YouTube, ВКонтакте и Одноклассники.
— На YouTube приходится почти половина всего трафика, потребляемого нашими клиентами через мобильные приложения в Новосибирске. Для сравнения: на «ВКонтакте» уходит 25 % трафика пользователей, на «Одноклассники» — 12 %, — добавляет Касымов.
По данным всероссийского исследования, клиенты в возрасте от 19 до 25 лет в среднем потребляют примерно 3,3 Гб, а возрасте 26 до 35 — около 2,2 Гб. Дальше тенденция сохраняется: чем старше клиент, тем меньше интернет-трафика он использует.
В «Мегафоне» зафиксировали несколько другие показатели: средний клиент за год увеличил потребление мобильного трафика на 25% — с 3 до 4 ГБ в месяц. На это значительно повлияло выход смартфонов, поддерживающих 4G, и строительство LTE-сетей. Всего на долю 4G-сети приходится почти 50% дата-трафика абонентов «МегаФона» в Новосибирске и Новосибирской области.
— На веб-серфинг в Новосибирске приходится 24% скачиваний, на YouTube — 23%, ВКонтакте — 14%, Bittorrent — 11%, Одноклассники — 4%, Instagram — 5%. По регионам Сибири эти цифры различаются незначительно, — поясняют в пресс-службе «Мегафона».
Рост интереса к мобильному интернету в компании объясняют его стоимостью. Кроме того, как показало исследование агентства Content-Review, стоимость 1 ГБ мобильного Интернета в России — одна из самых низких в мире. Дешевле мобильный Интернет только в Пакистане и Иране, причем в последнем рынок регулируется государством. Еще одно интересное исследование провело агентство «Инфоскан» в Новосибирске: по их данным, тарифы на мобильный Интернет в Новосибирске до 10 раз дешевле, чем, например, в Японии:
Бюджетный спрос
В продажах сопутствующих товаров и девайсов в 2016 году у сотовых ритейлеров лидировали бюджетные модели смартфонов. Пики спроса традиционно приходятся на праздники.
— В этом году после праздников 23 февраля и 8 марта мы проанализировали тенденцию спроса на девайсы. На бюджетные модели (ценовая категория до 5000 руб.) спрос вырос примерно в 1,8 раз. В общем количестве гаджетов, которые приобрели посетители офисов «Билайн» в период праздников (смартфоны и планшеты стоимостью до 5000 рублей) занимали больше половины — 64%. Общее количество проданных гаджетов за период названных праздников выросло на 47%. Это произошло преимущественно за счёт высокого спроса на экономичные модели брендированных смартфонов с поддержкой 4G, — пояснил Касымов.
В кризис жители Новосибирска отдают предпочтение недорогим устройствам и гаджетам среднего ценового сегмента, констатировали и в «Мегафоне». Более 65% продаж смартфонов и планшетов в 2016 году приходится на девайсы не дороже 7,5 тысяч рублей.
В этом году в Tele2 также стартовали продажи брендированных смартфонов. Первым из них стал Tele2 Mini. Он выполнен в простом лаконичном дизайне и доступен по низкой цене — за 2490 рублей. Устройство продается в салонах связи Новосибирской области.
В середине года он вошел в TOP25 Smartphones — по данным отчетов немецкой исследовательской компаний GfK Group — и сразу попал на 16-е место. Tele2 Mini — единственный в рейтинге среди брендированных операторских устройств.
В начале осени стартовали продажи нового фирменного смартфона Tele2 Midi. Брендированный смартфон с поддержкой 3G стал первым операторским смартфоном, работающим на операционной системе Android 6.0.
— В начале декабря Tele2 объявила о старте продаж смартфонов Tele2 Maxi и Tele2 Maxi LTE. Новые девайсы отличаются от предыдущих моделей увеличенной диагональю экрана (5 дюймов) и доступны по выгодной цене. Tele2 Maxi и Tele2 Maxi LTE продаются по низкой, в сравнении с аналогичными по характеристикам смартфонами, цене — 4 490 и 4 990 рублей соответственно. Новый Tele2 Maxi LTE — первая брендированная модель оператора, которая поддерживает передачу данных в сетях 4G, — говорит Ольга Новоселова.
Впрочем, сохраняется спрос и на дорогие модели, фиксируют в «Билайн». Например, первая партия новых iPhone 7 «ушла» в течении нескольких дней после привоза.
— В 2017 году мы продолжим продавать смартфоны по выгодным ценам. Это помогает увеличить число клиентов, которые пользуются мобильным интернетом, — сообщил Касымов.
Фото: Фото Москвы Moscow-Live.ru
Анна Калинина
По факту инцидента СК проводит проверку
Эксперты расходятся в оценках результатов продаж в октябре
Чтобы защититься при уходе брендов с рынка
Кроме того, оказалось, что до сих пор не готова документация для начала строительства инфраструктуры в…
За субсидией на благоустройство контейнерной площадки обратилась лишь одна УК
Об этом он заявил на выездном совещании с представителями СГК