Для того чтобы успокоилось общественное мнение нужно пару лет стабильности.
Об этом заявил на пресс-конференции в Новосибирске первый заместитель председателя Центрального банка РФ Дмитрий Тулин.
— Дмитрий Владиславович, какова цель вашего приезда в Новосибирск?
— Главная задача — разъяснять политику ЦБ в той сфере за которую я лично отвечаю: это вопросы надзора за деятельностью банков. Я напомню, что представители регулятора в последнее время периодически выезжают и проводят встречи в регионах страны и намерены продолжать это делать, так как нам важно, чтобы люди понимали наши действия. Лично я считаю, что можно не одобрять чьи-то действия, но главное понимать их. Для понимания политики органов государственного управления, в данном случае Центробанка, живое общение очень важно.
В Новосибирске у меня запланировано выступление в филиале РАНХиГС перед смешанной аудиторией, где будут студенты, преподаватели, представители банковского сообщества и деловых кругов региона. Недавно я провел аналогичную встречу в Екатеринбурге с похожей аудиторией. Темы обсуждения были общепознавательные, а также связанные с деятельностью банковской системы.
— Судя по публикациям, последовавшим после вашего выступления в Уральском Федеральном университете, «санация системно значимых банков через Фонд консолидации банковского сектора может продолжиться»….
— В Екатеринбурге я говорил тоже самое что ЦБ озвучивал в течение двух месяцев, но это вызвало иную реакцию, чем прежде. Если бы я сказал, что мы больше никогда не будем использовать новый механизм финансового оздоровления, который применяется при санации «Бинбанка» и Банка «Открытие», то это было бы неправильно и безответственно. Этот механизм создавался для того, чтобы Центробанк мог решать задачи и «лечить» болезни конкретных банков, не нарушая работу всего банковского сектора. Мы счастливы что он есть.
— Так все-таки, санация системно значимых банков через Фонд продолжится?
— По состоянию на сегодняшний день, ситуация в банковском секторе РФ стабильна и в ближайшее время мы не предполагаем, что возникнет необходимость задействования Фонда консолидации банковского сектора. Что будет в отдалённом будущем, я сказать не могу, но мы должны быть готовы к любому развитию событий.
Так уже было с денежно-кредитной политикой в конце 2014 — начале 2015 годов. Тогда мы тоже говорили, что ситуация стабилизируется, но нам никто не верил. Жизнь показывает, для того чтобы успокоилось общественное мнение нужно пару лет стабильности. Сейчас в отношении денежно-кредитной политики мы вошли в такой период и некоторые даже считают, что инфляция в стране подозрительно низкая.
Процесс оздоровления финансового и банковского сектора начался в конце 2013 года и потребуется еще 2-3 года, чтобы ситуация стабилизировалась. Наша цель — вернуться к ситуации, чтобы банковский крах, не зависимо от того завершается он отзывом лицензии или финансовым оздоровлением, стал на рынке РФ очень редким событием. Но мы хотим вернуться к этому состоянию на фоне крепких и финансово устойчивых банков с достоверной финансовой отчетностью, чтобы система выполняла свою функцию кредитного и расчетно-кассового обслуживания экономики. На это потребуется время. Но мы делаем все, чтобы не допустить финансовую дестабилизацию — для этого у нас есть необходимые инструменты.
— Можете прокомментировать эффективность нового механизма финансового оздоровления?
— Внедрили мы его своевременно, так как без этого инструмента мы бы не смогли заниматься финансовым оздоровлением таких крупных банков как «Открытие» и «Бинбанк». В рамках прежнего механизма на рынке не нашлось бы инвесторов и санаторов, готовых взяться за эту работу. Кстати, этот механизм новый только для России, так как давно на практике применяется во многих странах мира. Он позволяет «лечить» проблему отдельных банков, не допуская дестабилизации всего банковского сектора. Мы считаем, что в целом, два этих процесса, идут достаточно успешно, так как дестабилизации банковского сектора не наступило. Да, ряд крупных корпоративных клиентов данных банков и частных лиц-вкладчиков премиум-класса ушли, но не за границу, а перевели свои средства в другие российские кредитные организации, то есть проголосовали за российскую банковскую систему. Массовый розничный и корпоративный клиент остался. О стабилизации говорит и позитивная статистика по банковскому сектору, а также возобновление экономического роста.
Однако, еще раз подчеркну, что для ЦБ принятие решения об использовании нового механизма финансового оздоровления — очень тяжелый выбор, когда приходится оценивать последствия между двумя решениями: отзывать лицензию за которой последуют убытки кредиторов и части вкладчиков или оздоравливать за счет государственных средств (средств налогоплательщиков). Проводится очень тщательный анализ кредитной организации, не приведет ли отзыв ее лицензии к «эффекту домино» в виде цепочки банкротств и ухудшения ситуации в экономике.
— Могут ли причиной отзыва лицензии стать операционные риски, например, вызванные уязвимостями в кибербезопасности кредитных организаций?
— Пока таких прецедентов не было не только в России, но и в мире в целом, но, на мой взгляд, от этой опасности лучше перестраховаться, чем ее недооценивать. Мы учитываем этот фактор и совместно с банковским сообществом будем уделять внимание этим рискам.
Фото: Юлия Данилова
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
В нем принимали участие школьники 7-9 классов
За 10 месяцев она выросла почти на 15%
А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…
Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра
Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края