После резкого пикирования с начала пандемии авторынок стал приходить в себя. При этом существенный прирост в объемах (более 100%) и, соответственно, доле продаж на фоне роста цен получили китайские автомобили. Но хватит ли у покупателей средств?

Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова:

Заговор дилеров?

Возникшая ситуация дефицита при повышенном спросе со стороны потребителей даже на фоне высоких цен стала использоваться дилерами для покрытия убытков, сформированных в период локдауна.

В особо комфортном положении оказались продавцы, «покрывающие» несколько брендов: от эконом-класса до премиума – ведь в последних наценки за «дополнительные услуги» может составлять до 25% базовой стоимости автомобиля. Безусловно, в краткосрочном периоде это позволит решить текущие финансовые проблемы и, возможно, сформировать запас финансовой прочности. Но если посмотреть в периоде долгосрочного планирования, то дилеры развернули кампанию против себя: те, кто особенно отличился в процессе «выжимания» средств из клиентов, вряд ли могут рассчитывать с их стороны на повторную покупку и рекомендацию знакомым.

Тренды-2021

За три квартала текущего года продажи выросли на 15% к аналогичному периоду прошлого года. Но прорывом это назвать нельзя, поскольку сравнение идет с низкой базой периода, значительная часть которого пришлась на полный локдаун. Что же мы имеем сейчас и на перспективу ближайших 4-5 месяцев:

  1. Цены на автомобили продолжают расти на фоне сохраняющейся стоимости ресурсов – ведь инфляционные процессы пока продолжаются и в мире, и в России (хотя российский ЦБ уже перешел к нейтрально-сдерживающему монетарному курсу, установив ключевую ставку на отметке в 7,5%, эффект мы сможем увидеть не ранее начала следующего года).
  2. Дефицит, усиливающий тенденцию роста цен, сохраняется, и рынок вряд ли «нащупает» баланс ранее середины 2022 года.

Что дальше

Объем продаж может сохраниться на текущем уровне в случае, если рост цен снова не перейдет в ситуацию «шоковых скачков». Дилеры не располагают традиционным для «доковидного» периода стоком автомобилей на своих складах, а значит ожидать предновогодних, новогодних и постновогодних распродаж потребителю уже не имеет смысла.

При этом для потребителя возникает небольшой «плюс»: дилеры не располагают возможностью манипулирования ценой (в ожидании ее роста) через удерживание остатков на складах – их просто нет. Доля автомобилей, продающихся в кредит, вряд ли изменится – просто возрастет нагрузка на кошелек потребителя через процентные/непроцентные расходы при обслуживании кредита. Рынок сохранит режим «ожидание стабилизации».

Тем не менее, позитивные перспективы сохраняются: на фоне массовой вакцинации мир, вероятнее всего, в течение ближайшего полугодия выйдет из-под эпидемиологического давления, вернется насыщение авторынка недостающими компонентами и самими автомобилями. В результате рынок вернется к стабильному функционированию и возникновению тенденции реального роста.

Материал предоставлен РЭУ им. Г.В. Плеханова

Марина Санькова

Recent Posts

«Новосибирскхлебопродукт» выплатит дивиденды за 2023 год

На эти цели компания направит 111 млн рублей из чистой прибыли.

17 часов ago

Квартирные предпочтения новосибирцев оценили в группе «Самолет»

В топ приоритетов вошли минималистический дизайн, умный дом и большое количество мест для хранения.

18 часов ago