В регионах идет работа над предложениями к проекту федерального закона о школьной медицине. Новосибирцы предлагают использовать опыт «1С:ДЛО».
— Мы, директора учреждений образования уверены, что медработник, хотя бы медсестра должен находиться в школе с первого до последнего урока. Детей много, травмоопасность высокая. Однако, если учесть, что большинство школ работает в две смены, рассчитывать на то, что один человек будет ежедневно находиться в образовательном учреждении столько времени, невозможно, — говорит директор лицея № 159, председатель регионального отделения общероссийской организации «Всероссийское педагогическое собрание» Татьяна Горбачева.
Она также отметила, что сегодня в школах существует проблема с обеспечением медикаментами. Она решается за счет средств, которые образовательные учреждения собирают с родителей — тех денег, которые на эти цели выделяет бюджет, не достаточно.
— Мы за то, чтобы медперсонал был в каждой школе. Однако, по действующим нормативам один врач должен быть на 1000 обучающихся, и одна медсестра — на 100-500 школьников. В нашем регионе около 1000 образовательных учреждений. Для сравнения, в области сегодня 280 педиатрических участков, где работает 234 участковых врача, которые также приписаны к близлежащим школам. Понимаете ситуацию? —поинтересовался замминистра здравоохранения региона Андрей Лиханов.
По его словам, если в новом федеральном законе будет предусмотрено финансирование дополнительных вакансий, то профильные учреждения начнут готовить специалистов нужной квалификации. Кроме того, Лиханов напомнил, что сейчас четко прописано какую работу медработников оплачивает ФОМС. Если в этот список будут внесены корректировки на законодательном уровне и будет добавлено финансирование — тогда и здесь не будет вопросов.
Больной темой оказалось школьное питание. В этом году на региональном уровне была попытка ввести в образовательных учреждениях штатные единицы диетсестер. Однако в минздраве заявили, что этот сотрудник должен находиться в ведении минобразования, а из минобра кивнули на минздрав.
Заведующая ДШО ГКБ№12 Ольга Иминова отметила, что сегодня функции контроля за качеством питания в школе должен осуществлять «какой-то медработник», так как нигде не прописано должен он относиться к школе или медицинской организации.
— Это однозначно должен быть отдельный человек, так как по санитарным правилам он обязан находиться в пищеблоке в момент закладки продуктов. Этот процесс идет с 5 часов утра и в течение всего рабочего дня, а с медработника никто не снимал другие обязанности, — говорит она. — Для того, чтобы получить оплату за свою работу, он должен подкреплять каждую операцию документами на заполнение которых, особенно в период вакцинопрофилактики уходит очень много времени. Кроме того, постоянно приходится оказывать какую-то неотложную помощь.
По словам Ольги Иминовой, сейчас только под ее контролем находится 24 образовательных учреждения, из них 15 на территории Пашино. Работу медиков, по ее словам, сегодня серьезно осложняет и тот факт, что их полномочия по работе с детьми в школах ограничены очень жесткими рамками. Они не имеют права давать учащимся лекарства. Фактически они могут только оценить состояние ребенка и вызвать к нему родителей или скорую помощь, а также поставить профилактические прививки, заручившись разрешением родителей.
Еще один вопрос, в чьем ведении должен находиться школьный медработник. В требованиях министерства образования отмечается, что сейчас каждый педагогический работник должен пройти обучение по оказанию первой помощи.
— Считаю, что в школе должны работать профессиональные медработники и они должны находиться в ведении медицинского, а не образовательного учреждения, чтобы в случае травмы или других вопросов они могли составить независимую точку зрения по ситуации и дать корректную оценку, — заявила уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Любовь Зябрева, сославшись на практику своей работы.
Андрей Лиханов также считает, что школьные медработники должны быть приписаны к медицинской организации, чтобы не выпадать из общего процесса и общаться в профессиональном коллективе. Он также предложил разработать для школ систему, аналогичную той, которая сейчас позволяет мониторить региональный рынок лекарств — «1С:ДЛО».
— У нас сегодня регулярно проводятся осмотры школьников, составляются красивые таблицы и графики, но школы не могут оценить и сопоставить свои результаты с результатами другого образовательного учреждения, чтобы проанализировать состояние здоровья детей, причины его ухудшения или улучшения, — отметил замминистра здравоохранения области.
Он напомнил, что в скандинавских странах подобный мониторинг начали проводить еще в 80-х годах прошлого века. В Швеции он позволил решить проблему роста врожденных генетических аномалий. В Финляндии, благодаря анализу данных в разных регионах страны, было скорректировано питание школьников, что снизило риск развития у детей в будущем атеросклероза.
— Вот такой, на мой взгляд, должна быть школьная медицина. Я, как врач педиатр, очень бы этого хотел. Если мы сможем пролоббировать этот вопрос, то такие паспорта здоровья школ помогут давать и оценку работы медиков. Кроме того, они смогут частично урегулировать ситуацию с кадрами — полученные результаты будут показывать в какие школы какие медработники требуются, и какие работы необходимо проводить в настоящий момент, — заявил Андрей Лиханов.
Чиновник напомнил, что программа «1С:ДЛО» была разработана в Новосибирске за два года, сейчас совершенствуется, но уже позволяет контролировать процесс лекарственного обеспечения населения региона.
Предложения, озвученные на заседании, будут проработаны и представлены в качестве рекомендаций от Законодательного собрания Новосибирской области к проекту федерального закона о школьной медицине.
Фото: пресс-служба Заксобрания области
Юлия Данилова
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%