10% мирового товарооборота
Руководитель службы аналитики Яндекс.Маркет Владислав Исмагилов представил в Новосибирске результаты ежегодного исследования интернет-торговли в России и Сибирском федеральном округе. В основе исследования — данные Mediascope Web Index и результаты опросов жителей Сибири и Дальнего Востока, которые проводила компания GFK совместно с Яндекс.Маркет.
Владислав Исмагилов отметил, что по итогам этого года интернет-торговля составит уже 10% мирового товарооборота.
— Мы, как и многие аналитики, ожидаем, что эта доля будет расти дальше. За 8 лет интернет-торговля выросла почти в три раза: с 3% в 2019 году до почти 10% в 2018 году. В России этот показатель пока не превышает 4-5%. Скорее всего, Россия не будет исключением и недолго останется в этом диапазоне. Мы ожидаем, что в ближайшие годы она как минимум придвинется к мировым показателям, а как максимум — их перегонит, — начал он свой доклад.
Оборот Е-коммерс в России уже сейчас достиг 1 трлн рублей, что позволило стране занять 11 строчку в рейтинге лидеров интернет-торговли. В прошлом году РФ была на 10 месте с оборотом 24 млрд долларов. Тем не менее, среди всех стран-лидеров российский рынок самый быстрорастущий.
— Рост рынка идет за счет роста числа покупателей. За четыре последних года их количество выросло вдвое — до 37% населения страны. Это те люди, которые за последние полгода совершили хотя бы одну покупку в онлайн-магазинах. Во многих странах мира покупки в интернете совершают до половины жителей. Вероятно, что и в России рост числа пользователей онлайн-магазинов будет расти, — пояснил аналитик.
Где покупают
Только 24% покупателей Е-коммерс пользуются исключительно российскими интернет-магазинами. Основная масса — 39% — делают покупки и на российских, и на зарубежных онлайн-площадках. При этом четыре последних года доля пользователей, которые покупают только в России, сокращается. Растет сегмент покупателей в китайских магазинах. В Сибири доля тех, кто покупает только в китайских магазинах, выше, чем в целом по стране. Покупатели разных сегментов постепенно перемешиваются и скоро будут покупать во всех каналах интернет-торговли, независимо от дислокации интернет-магазинов, считают эксперты.
Что касается российских интернет-магазинов, то здесь наблюдается заметный тренд на покупки в локальных магазинах. Покупатели отмечают, что часто делают покупки в магазинах, которые расположены в том же городе, где они живут.
— Это связано, во- первых, с тем, что крупные российские интернет-магазины заходят в разные города и открывают там представительства, а люди считают их своими. Во-вторых, появляются сугубо локальные игроки. Доля покупок с доставкой из другого города постепенно снижается. Назвать это ярким трендом нельзя — снижение идет на несколько процентов в год, но он явно будет прослеживаться и далее, — отмечает Владислав Исмагилов.
Жители Сибири, по данным опросов GFK, обращаются в интернет-магазины, прежде всего, из-за более низких цен, чем в обычных магазинах. Людей привлекает возможность сравнивать цены, делать покупки в любое время и в любом месте, читать отзывы о товарах.
Зарубежные магазины люди предпочитают российским из-за еще более низких цен. Среди других причин опрошенные называли уникальный ассортимент, которого нет ни в онлайн, ни в офлайн-магазинах России.
Как покупают
По данным Mediascope Web Index на сентябрь этого года, онлайн-покупки с компьютеров хотя бы раз за год совершали около 45% сибиряков от 18 до 64 лет из городов с населением более 100 тысяч человек — или 87% пользователей интернета в СФО. В целом по России эти показатели чуть выше — 47% и 90% соответственно.
— В СФО около 4 млн покупателей интернет-магазинов. Более низкая доля покупателей Е-торговли в Сибири, видимо, связана с долей проникновения интернета и с более низкой долей покупателей онлайн от числа пользователей интернета. Но в Сибири более заметен тренд на рост покупок через мобильные платформы. Здесь быстрее растет количество сессий на мобильных устройствах, и быстрее снижается число сессий на десктопах, чем по России в целом. СФО является драйвером этого тренда в стране. Так, доля тех, кто совершает покупки со смартфонов в Новосибирске выросла за год с 9,1 до 20,5%, в Красноярске — с 6,8 до 17,2%, в Омске — с 10 до 22,5%, а в целом по России — с 11 до 20,8%, — говорит Исмагилов.
Что покупают
Жители Сибири покупают в интернете в основном мобильные телефоны, смартфоны и планшеты; одежду и обувь; косметику и средства для ухода за лицом и телом.
Товары из этих категорий покупала примерно половина из числа опрошенных. Далее идут покупки детской одежды и обуви, компьютеров и некоторых комплектующих. Меньше всего покупок в категории «Мебель», «Строительные материалы». В СФО также заметно меньше, чем в среднем по России, покупают товары для дома и дачи, чуть больше — для авто. Это преимущественно комплектующие и аксессуары. Смартфоны и планшеты большинство опрошенных сибиряков покупают в Китае; одежду, обувь и косметику — в российских магазинах. Игрушки жители Сибири предпочитают приобретать за рубежом, россияне в целом — в российских магазинах. Электронику и компьютеры сибиряки, как и россияне в целом, склонны покупать в российских интернет-магазинах.
По какой цене
Средний чек интернет-покупки Яндекс.Маркет в этом году не считал. Но анализ просмотров и переходов показал, что в целом средняя стоимость товаров, которыми интересуются пользователи, снизилась.
— Это может происходить по двум основным причинам. Первая — люди ищут товар в более низком ценовом сегменте, но с качествами не сильно уступающими флагманскому товару. Вторая — целенаправленное смещение пользовательского интереса в сторону товаров с более низкими ценами, — считает Исмагилов.
Способы получения товара
Большинство опрошенных покупателей из Сибири предпочитает забирать товары самостоятельно. На втором месте — доставка через Почту России, на третьем — курьерская доставка. В Новосибирске почтовая и курьерская доставка востребованы примерно одинаково. Но в СФО доставка из рук в руки менее популярна, чем в России в целом.
— Динамика использования разных способов доставки несколько снижается. Это означает, что люди выбирают для себя какой-то один приоритетный способ и пользуются только им, — рассуждает Исмагилов.
Популярные акции
Здесь аналитики были немало удивлены тем, что среди всех акций, которые предлагают интернет-магазины, сибиряки больше всего ценят бесплатную доставку. Особенно привлекает она жителей Красноярска. На втором месте — бонусы и кешбэк, на третьем — скидки на товары. Новосибирцы среди самых интересных назвали также акцию «2+1», когда при покупке двух товаров третий дают в подарок.
Что касается скидок, то к ним у покупателей уже явно сформировалось некоторое недоверие. Большинство опрошенных сибиряков (около 80%) всегда или хотя бы иногда проверяют, правда ли магазин снижает цены, когда предлагает скидки. Для этого они сравнивают цены на разных сайтах.
Способы оплаты
Самый популярный в Сибири способ оплаты онлайн-покупок — это предоплата банковской картой. На втором месте — оплата наличными, на третьем — банковской картой при получении товара. При этом в Красноярске самый популярный способ расчета — наличные, а в Новосибирске предоплата картой и оплата наличными примерно одинаково популярны. — В этом году мы впервые увидели, что оплата покупок банковскими картами обошла наличные. Предыдущие пять опросов показывали стабильную популярность наличных. Здесь также снижается избирательность способов оплаты: покупатели выбирают что-то одно и уже не платят другими способами, — подытожил Владислав Исмагилов.
Фото, диаграммы: пресс-служба компании «Яндекс»
Они должны проверить материалы дела на предмет фальсификации
Большинство планирует отмечать корпоратив в ресторанах и офисах
Ограничения вводятся на участке длиной в несколько километров
По заявлению жителей проводится проверка
Механизм уникален тем, что разработан он для компании, не подключенной к эквайрингу.
Экс-чиновника могут освободить от наказания в связи с истечением срока привлечения к уголовной ответственности