Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования Новосибирский Государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Проблема: Предпринимательство в дореволюционной России.
Цель: Узнать, как можно больше информации о предпринимателях Новониколаевска, и их благотворительной деятельности.
Задачи: используя научную и другую литературу, узнать о сущности предпринимателя, исследовать, как и для чего он совершал благотворительные поступки
2.1. Для начала следует разобраться в двух основных понятиях, таких как Благотворительность и Меценатство. По современному экономическому словарю 1999г.Благотворительность — оказание безвозмездной помощи (материальной и денежной) нуждающимся лицам и организациям, обеспечение людей благами и услугами за счет благотворителя. Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. Разобравшись в основных понятиях, мы зададимся очередным вытекающим из выбранной мной темы ЭССЕ вопроса – каков он образ дореволюционного предпринимателя? Изначально предпринимателями называли купцов на рынке. Позже к предпринимательству стали относить любую деятельность, которая была направлена на извлечение прибыли и не запрещена законом. Но есть и свои специфические особенности Российского предпринимателя — это такие качества, как завоеватель, организатор и торговец. В современной литературе, не существует единого мнения о нравственном облике и статусе купцов. Одни исследователи считают, что купец честен и держит слово, занимается пожертвованиями и благотворительностью; другие придерживаются мнения, что купец напротив жаден, жесток. Таким образом мы уже можем примерно составить образ дореволюционного предпринимателя. Предпринимательство в Новосибирске, бывшем Новониколаевске (о котором сегодня и пойдёт речь) возникло практически сразу, с возникновением самого города – в конце 19 века. Частный капитал первоначально занимал главное положение в промышленности, торговле и транспорте города, а национальное предпринимательство ограничивалось железнодорожным транспортом и лесопромышленностью. В конце 19 — начале 20 в. в Новониколаевске было несколько тысяч предпринимателей, которые открывали в этом молодом и быстро развивающемся городе промышленные предприятия, в том числе магазины, больницы, театры и школы. В основном это были предприимчивые и талантливые люди, и это неудивительно, ведь обладая именно этими качествами можно добиться успеха. Так же это были выходцы из самых различных сословий (купечество, мещанство, крестьянство и дворянство). [3]
И всё это неудивительно, зная, что теперь в Новониколаевск со всей Российской империи стали съезжаться купцы, которые открывали промышленные дела и продвигали частную торговлю и предпринимательство. В это время значительная часть торгового капитала области была занята в торговле сельскохозяйственными товарами, в основном в хлебно-зерновой торговле, которой заведовали купцы- предприниматели. При практически полном отсутствии среднего класса, частное предпринимательство развивалось в торговле и отдельных группах обрабатывающей промышленности. Но конечно помимо общественной деятельности предприниматели занимались благотворительностью. Благотворительность сибирских меценатов занимает важное место в истории города. Они способствовали развитию не только просвещения, но и здравоохранения, а также музыкальному и драматическому искусству. На свои финансирования купцы отстраивали храмы, театры, школы и больницы, библиотеки и богадельни. Так же можно отметить, что склонность к благотворительности стала характерной чертой психологического склада купцов, которые жертвовали деньги на нужды как всего города, так и отдельных лиц. Меценаты-купцы охотно жертвовали деньги в строительство церквей, больниц, театров, школ, институтов, создавали музеи и выделяли деньги на их содержание, становились некими покровителями поэтов, писателей, художников и музыкантов. Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Развивающаяся в России благотворительность и меценатство в конце 19 – начале 20 вв. не обошли стороной значительную часть сибирского купечества. Западносибирское купечество выделяло средства на устройство церквей, богаделен, библиотек, зрелищных представлений, участвовало в общественной деятельности. [1]
2.2 Большая часть средств расходовалась купцами на благоустройство города, в основном этим занимались городские управленцы. На примере отдельно взятых личностей, рассмотрим, что из себя представляла благотворительность дореволюционного предпринимателя.
Жернаков Владимир Ипполитович – первый градоначальник, уважаемый человек города, купец по происхождению. При нём город встал на ровне с другими, старыми городами России, а где-то даже превосходил их. При нем развернулось строительство зданий, должное внимание уделялось сферам образования и здравоохранения.
Новониколаевский предприниматель Владимир Александрович Горохов вкладывал деньги в развитие пароходства и маслоделия, содержал колбасную мастерскую и пасеку, занимался добычей бутового камня для промышленного и жилищного строительства, построил электростанцию. Он основал маслозавод, а сам трудился мастером, находясь внутри производства. Он также открыл ремесленное училище, в котором подростки изучали столярное и ремесленное дело. В Бердске он основал детский оздоровительный лагерь, в котором поправляли здоровье дети со всей губернии. Помимо прочего он спонсировал библиотеку, для которой отстроил отдельное большое здание с театральным залом и книжным собранием.
Федор Маштаков — один из богатейших людей Новониколаевска. Занимался торговлей. Владел домами. У него было еще два земельных участка в центре Новониколаевска. Ровно сто лет назад он подарил их городу для организации там приюта. Детский дом планировали назвать в честь купцов Маштаковых. Планы нарушила революция. В наши дни на месте здания приюта, расположен кинотеатр Маяковского.
Будагов Григорий Моисеевич – инженер, один из помощников в строительстве Среднесибирского участка Сибирской железной дороги. В 1893 году он организовал в Новониколаевске на личные средства первую школу для детей строителей. Школа вскоре превратилось в культурный центр поселка. Так же он известен тем, что основал первую городскую библиотеку. [5]
В январе 1896 года по инициативе инженера В. К. Жандра, модельщика Ф. А. Белорукова и техника железнодорожных мастерских А. П. Комлева на финансы простых рабочих открылась новая школа. Она была хорошо оборудована. Усилиями мэра А. Г. Беседина, купца Г. Д. Маштакова, купца К. А. Полякова, М. В. Востоковой и на их личные средства в Новониколаевске был также открыт приют для сирот «Ясли».
Николай Павлович Литвинов — врач, издатель, меценат. На личные финансирования создал, а затем и выпустил альбом видов Новониколаевска. Снимки собирал у всех мастеров — в результате чего получилась история города в фотокарточках.
2.3 На примере рассмотренных мною людей, мы можем прийти к выводу, что в Ново-Николаевске было достаточно много предпринимателей. Для предприимчивых людей были перспективы из крестьянского сословия перейти в купеческое или просто стать уважаемыми в городе личностями. И многим это даже удавалось. За 10-15 лет. Кто хотел трудиться – находил работу. Николай Литвинов, приехав в город обыкновенным фельдшером, стал промышленником. Кузнец Дмитрий Барабанов, дом которого недавно вошёл в список объектов культурного наследия, был принят в купеческий союз.
Зиновий Фёдоров из простого кондуктора стал благополучным предпринимателем. Именно малый и средний бизнес построил Новониколаевск. Совершенствуя своё дело, они развивали город.
В досоветский период заметное место в истории сибирского предпринимательства занимали руководители области Н. М. Ядринцев, Г. Н. Потанин, П. М; Головачев. Они рассматривали Сибирь как колонию Европейской России, причем не только экономическую, но и политическую, в чем, по их мнению, и заключалась главная причина неудовлетворительного уровня развития местной индустрии и коммерции. В их исследованиях приводятся многочисленные данные о жизни сибирских предпринимателей, подчёркивается стремление последних к просвещению и занятиям благотворительной деятельностью. Свои надежды на будущее восстановление Сибири и преодоление ею зависимого состояния от Центральной России теоретики областничества связывали с сибирскими купцами-предпринимателями. Вместе с тем Н. М. Ядринцев расценивал преимущество региона именно в отсутствии крупной заводской промышленности и считал, что сибирская промышленность будет в будущем развиваться только через кустарно-ремесленное производство. Таким образом, в дореволюционной истории затрагивались лишь отдельные компоненты истории предпринимательства Новониколаевска, дополнительные исследования по данной теме не проводились. Для историков советского периода, придерживавшихся марксистской концепции, изучение истории предпринимательства не представляло значимости. [2]
2.4 После того, как мы рассмотрели сущность благотворительности дореволюционного предпринимателя, возникает вопрос «Зачем или для чего они это делали?». Проведя анализ причин и характера благотворительной и общественной деятельности, могу прийти к некому выводу, что благотворительность в то время, выступала в роли религиозного принципа, то есть, говоря простым языком, как форма помощи имущего неимущему, проявление сострадания к ближнему. Обратимся к истории древнерусского общества дабы понять историю развития благотворительности. Принимая христианство, общество с пониманием восприняло вторую из основных заповедей – о любви к ближнему. Благотворительность являлась не вспомогательным источником общественного благополучия, а скорее необходимым условием нравственного состояния. Древнерусский благотворитель менее думал о том, чтобы добрым делом поднять уровень благосостояния, а больше о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Древняя Русь понимала и ценила только личную благотворительность, которая производилась из рук в руки, втайне от других. Благотворителю нужно было своими глазами видеть нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего благодетеля, чтобы знать, за кого молиться. Именно при монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Через Церковь, куда желающие передавали свои пожертвования, благотворительность осуществлялась фактически до конца 18 в. [4]
То есть таким образом, для православного купечества являлось характерным стремление получить «спасение души» через активную благотворительную деятельность.
2.5 Теперь же, я перейду к такому вопросу, как предложение мер по сохранению памяти о выдающихся предпринимателях — общественных деятелях прошлого и привлечению современных предпринимателей к участию в благотворительной и общественной деятельности. Разумеется, каждый предприниматель, будучи действуя он их благих или же недобрых намерений, всё же хочет, чтобы память о нём увековечили. Какие же меры были для этого предприняты, уже будучи их потомками. Рассмотрим это на примере вышеперечисленных меценатах. Спустя 100 лет о Будагове Григории Моисеевич память восстановили. Сегодня — в память об этом удивительном человеке писатель и издатель Михаил Щукин выпускает краеведческую серию Будаговская библиотека. Связь времен — не прерывается.
Или, например, в честь Федора Маштакова именная доска появилась на фасаде детского дома «Жемчужина».
3. Подводя итоги моей работы по истории социокультурных практик предпринимателей дореволюционной Сибири следует выделить поддержку просвещения, участие в благоустройстве городов, вклад в развитие культуры и музейного дела, финансирование экспедиций, церковно- благотворительную деятельность, адресную помощь нуждающимся. Благодаря, литературе на которую я опиралась, в процессе моего изучения, я могу дать оценку вклада предпринимателей в формирование социокультурного пространства Сибири. Отдельные работы помогли реабилитировать добрые имена купцов, позволили по-новому взглянуть на их общественную деятельность. Мои ранние представления, о роли предпринимателей в различных сферах жизни, углубились и расширились благодаря работам современных учёных, которые открывают и публикуют новые документы, применяют современные методы исследования.
А также назвали сроки его оплаты
Настоящий деликатес многим сибирякам стал не по карману
В больницу парень попал с ожогом глаз после встречи с женихом своей бывшей девушки
Суд признал договор дарения квартиры недействительным
С 11 по 17 ноября в регионе произошло 89 возгораний
На этот раз сумма чуть более 863 тысяч рублей