Алексей Антипин, генеральный директор компании «Юнисервис Капитал»:

— Алексей, наблюдаете ли вы в период пандемии рост интереса новосибирских, сибирских компаний к фондовому рынку?

— Интерес компаний к фондовому (прежде всего — облигационному) рынку наблюдается последние 2-3 года, с того момента, как у компаний, которые условно можно отнести к «среднему» бизнесу, появилась возможность размещать на площадке «Московской биржи» биржевые облигации без проспекта.

Коронавирус на этот интерес никак не повлиял, да и повлиять напрямую вряд ли сможет.

За последние 2,5 года только мы, как организатор, смогли вывести на биржу 14 различных компаний, 6 из которых — с новосибирской пропиской.

Однако вряд ли стоит ожидать сохранения подобных темпов выхода на рынок все новых и новых компаний: ужесточаются правила отбора со стороны «Московской Биржи», у правительства в разработке планы по ограничению круга инвесторов, которые могут такие бумаги приобретать. В общем, сейчас рынок переживает новый этап развития.

— Компании каких отраслей выходят/ планируют выходить на публичный рынок?

— На рынке уже представлено множество компаний из различных отраслей. Больше всего, разумеется, финансовых и лизинговых компаний, строительных и производственных предприятий. Но есть и представители более редких и даже «экзотичных» для облигационного рынка областей — это торговые сети, общественное питание и даже компании из сферы услуг (сети маникюрных студий, фитнес-центры).

Полагаю, что сейчас наиболее благоприятная ситуация для выхода компаний производственного, аграрного сектора, IT. Так как именно на них ориентирована действующая программа от Минэкономразвития РФ. Компании, чья деятельность (по основному ОКВЭД) включена в список приоритетных отраслей, могут претендовать на получение субсидий после размещения облигаций. Что позволяет привлечь инвестиции под более низкий процент.

— Можно ли назвать тех регионалов, кто вышел рынок в этом году?

— В этом году не так много компаний, которые разместили облигационные выпуски. Причина не только в пандемии, но и в изменении порядка размещения ценных бумаг, ужесточения требований к таким компаниям со стороны биржи. Данные по компаниям сегмента «средний бизнес на бирже» представлены в сводной табличке:

— С какими бумагами выходят компании на публичный рынок? Какие суммы запрашивают?

— Если говорить о среднем бизнесе, то пока на бирже мы видим преимущественно долговые программы, то есть облигации. Есть несколько компаний, которые рассматривают в ближайшей перспективе возможность выпуска акций, проведение IPO. Но это пока только в планах. Из известных новосибирских компаний таких примеров совсем немного — это «Обувь России» (сеть «Вестфалика»), чье IPO прошло еще в 2018 году.

Что касается наших клиентов — суммы их облигационных выпусков сравнительно небольшие, не превышают 500 млн рублей, а чаще — даже менее 100 млн.

— Можете оценить, под какие ставки можно сегодня привлечь деньги на публичном рынке? Как они отличаются от предложений банков? Часть предпринимателей говорит о том, что банковское кредитование для них закрылось во время самоизоляции…

— Компании того сектора рынка, о котором мы говорим сейчас, размещаются по ставкам 11-13% годовых. Разумеется, эффективная ставка, то есть «стоимость» таких инвестиций, для них выше и составляет примерно 14-16% (с учетом всех затрат на размещение).

Такие ставки выше банковских. Поэтому облигации некорректно приводить в качестве «альтернативы» банковским кредитам. Нет, это просто еще один инструмент привлечения средств для развития бизнеса, который имеет ряд особенностей и ряд преимуществ. Это и более эффективное, с точки зрения бизнеса, погашение займа, и возможность привлечения средств без залога. Но, повторюсь, облигации привлекают компании не в качестве альтернативы кредитам, а как один из способов диверсифицировать свой долговой портфель.

— Есть ли интерес инвесторов к таким бумагам?

— Интерес инвесторов к облигациям от компаний среднего бизнеса, которые принято называть ВДО (высокодоходные облигации), у инвесторов сохраняется. Прежде всего, ввиду именно высокого дохода, то есть более высоких, по сравнению с облигациями крупного бизнеса, ставок по купонным выплатам, которые получают инвесторы. Компании с выручкой 1-2 млрд рублей, вышедшие на долговой рынок впервые, вынуждены платить инвесторам премию за риск. Однако даже по таким бумагам ставки в последнее время немного снижаются, вслед за снижением ключевой ставки ЦБ. Именно этот фактор имеет больше влияния на рыночную ситуацию, нежели коронавирус.

Материал и фото эксперта предоставлены пресс-службой ООО «Юнисервис Капитал»

Фото базовое: pixabay.com, автор- mohamed_hassan

 

tkrasnova

Recent Posts

Рынок подержанных кроссоверов в Новосибирске просел на  20 %

В ассортименте представлено больше все китайских внедорожников

3 часа ago

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

18 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

18 часов ago