Регион и город призывают объединиться для лоббирования проекта на федеральном уровне. К нему также проявляют интерес чешские инвесторы.
Самый эффективный
В материале о деятельности депутатов Государственной Думы от Новосибирской области наша редакция акцентировала внимание на одном из выступлений министра транспорта РФ Максима Соколова о развитии метрополитена в регионах. В своем выступлении министр обозначил позицию субъекта относительно вопроса развития метрополитена в Новосибирске:
— Вот недавно рассматривался этот вопрос в отношении Новосибирска, но руководство субъекта признало, что метрополитен менее эффективен по сравнению с другими видами наземного транспорта (цитата — ред).
В этом году, по данным пресс-службы метрополитена, за шесть месяцев метро воспользовалось более 39,6 мл. пассажиров. В среднем в сутки метрополитен перевозит более 220 тыс. человек. В настоящее время новосибирский метрополитен состоит из 2-х линий общей протяженностью маршрутной сети 15,9 км. Утвержденная генеральная схема развития Новосибирского метрополитена предполагает 5 линий общей протяженностью 91,4 км., 53 станции.
Редакция Infopro54 провела опрос на тему эффективности видов общественного транспорта. Он показал, что тема развития метрополитена интересна читателям, так 90 % проголосовавших признали его наиболее эффективным видом общественного транспорта.
Развитие метрополитена позволило бы обеспечить высокое качество транспортного обслуживания новосибирцев, снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и обеспечить высокую мобильность трудоспособного населения, что весьма актуально для Новосибирска.
Согласно информации департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска доказано, что в суровых природно-климатических условиях Сибири дальнейшее развитие метрополитена является для Новосибирска приоритетной задачей при формировании оптимальной городской пассажирской транспортной сети.
К сожалению, ни бюджету города, ни области самостоятельно не потянуть такой дорогостоящий проект, именно поэтому привлечение финансирования извне просто необходимо.
По информации областного минтранса, на строительство двух станций метро Дзержинской линии метрополитена и депо «Волочаевское» необходимо 19 млрд. рублей.
Самым очевидным вариантом для дальнейшего развития метрополитена представляются привлечение федеральных либо инвестиционных средств.
По данным департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, в связи с экономическими трудностями с 2010 года была прекращена государственная поддержка дальнейшего развития отечественных метрополитенов из федерального бюджета.
Возможно, активная позиция и эффективная стратегия представителей органов власти, представляющих интересы Новосибирской области на федеральном уровне, будет способствовать решению этой задачи?
Возможность отсутствует
Согласно ответу областного минтранса стратегия по развитию Новосибирского метрополитена обозначена двумя постановлениями регионального правительства.
В феврале 2014 года была утверждена государственная программа Новосибирской области, направленная на обеспечение доступности услуг общественного транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена на 2014-2021 годы.( февраль 2014 г., подписана бывшим губернатором Василием Юрченко).
В программе было отмечено, что для эффективного развития системы городского транспорта Новосибирска чрезвычайно важным является продолжение строительства объектов Новосибирского метрополитена, в рамках которого планировалось продление Дзержинской линии.
А в декабре 2014 года губернатор Владимир Городецкий утвердил инвестиционную стратегию Новосибирской области до 2030 года, где развитие метрополитена в городе встало на второе место в рамках государственно-частного партнерства после строительства четвертого моста через реку Обь.
На вопрос редакции о возможности привлечения федеральных средств, министерство ответило, что «в настоящее время привлечь федеральное финансирование на развитие Новосибирского метрополитена не представляется возможным в связи с отсутствием мероприятий в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020) годы».
В то же время, федеральные субсидии на строительство метрополитена предоставляются бюджетам Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года (постановление правительства РФ от 20 июня 2013 №518)
По словам министра транспорта РФ в данный момент министерство уже приступило к разработке основ федеральной целевой программы на 2020-2030 гг., в которой предполагается системная поддержка из федерального бюджета тем субъектам Российской Федерации, где метро уже функционирует, и тем, где оно находится в замороженном состоянии.
Цитата из выступления министра транспорта РФ
Поскольку разработка основ федеральной программы на 2020-2030 годы уже ведется, есть надежда, что в рамках нее, Новосибирск может получить долгожданную поддержку из центра.
Вселяет надежду и позиция субъекта по вопросу развития метрополитена, изложенная в ответе на запрос редакции: «Нет сомнений, что метрополитен является самым удобным и комфортным видом городского транспорта. В последние годы наблюдается тенденция по увеличению пассажиропотока. Очень важно развивать Новосибирский метрополитен».
На пресс-конференции 15 августа губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что будет рад, если мэрия найдет решение по строительству метродепо на месте Гусинобродской барахолки.
— На этой площадке зарезервировано место под метродепо. Только для этого нужно построить еще станции метрополитена. В свое время был разработан проект по выносу этих станций на поверхность, что позволило бы удешевить стоимость работ. Велись переговоры с иностранной компанией, готовой входить в проект на условиях возврата платежа, но гарантии, что в бюджете на горизонте 7 лет будут такие средства, не было, — напомнил Городецкий. — Если мэрия Новосибирска нашла какие-то финансовые и экономические решения этого вопроса, то мы будем их приветствовать и поддерживать.
Объединить миллионники
Надежда Болтенко, представляющая в Совете Федерации интересы Новосибирской области, также подчеркнула важность развития метрополитена. По ее словам, сейчас в федеральном центре сформирована позиция: развитием метрополитена в крупных российских городах должны заниматься сами регионы.
— Федеральных программ, направленных на развитие метрополитена, не существует. Мы с вами понимаем, что московский метрополитен — это совершенно отдельная история. Можно еще вспомнить, что Казани к юбилею «подарили» метро. Что же касается метрополитенов в крупных российских городах, то сейчас в федеральном центре сформирована такая точка зрения, что развитием метрополитена должны заниматься сами регионы. А дальше, как мы с вами понимаем, все упирается в деньги, которых в субъектах федерации для этих целей просто нет, — говорится в ответе сенатора.
При этом Болтенко отметила, что это не означает, что федеральный центр не занимается проблемами регионов. По ее словам Госдума сейчас работает над законом о регулировании правоотношений, связанных с перевозкой пассажиров внеуличным транспортом. Совет Федерации также планирует всесторонне рассмотреть эту проблему.
— С моей точки зрения, единственным возможным путем привлечения федерального финансирования является объединение усилий городов-миллионников, где есть метрополитен, которые должны выступить единым фронтом с предложением проработать на федеральном уровне вопрос о поддержке развития метро в регионах, — подчеркнула она.
Инициатива с мест
Для поддержки развития метрополитена в стране минтранс России подготовил проект Федерального закона «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В феврале этот законопроект был принят Госдумой в первом чтении.
Принятие данного законопроекта может возобновить государственную поддержку дальнейшего развития российских метрополитенов из федерального бюджета на условиях софинансирования.
Прокомментировать вопрос развития метро в Новосибирске наша редакция попросила и депутата Госдумы РФ Андрея Каличенко, члена комитета Госдумы по транспорту и строительству. Он подчеркнул, что развитие метрополитена важно, особенно с учетом того, что для Новосибирска уже очень актуальна проблема пробок, и с каждым годом она будет только обостряться.
— Метро — это достаточно дорогое удовольствие, и без заинтересованности со стороны города и области федеральный центр этот вопрос не решит. Сегодня для того, чтобы выходить с заявкой на федеральное финансирование, нужно закладывать средства в региональном и муниципальном бюджете. Безусловно, мы озвучиваем эти вопросы на уровне минтранса РФ, исходя из обращений, которые получаем из региона, — заявил Каличенко.
С точки зрения депутата развитие метрополитена возможно при соответствующей инициативе с мест в этом вопросе.
— Инициативу нужно проявить городу: разработать свою инвестпрограмму по строительству метро. Она должна иметь проектное решение и технико-экономическое обоснование. На мой взгляд эта инвестпрограмма должна быть долгосрочной и выстроенной на годы вперед, так как строительство одной станции никакого эффекта не даст. Необходимо сразу закладывать ветки до спальных районов города, где сосредоточен основной пассажиропоток. Именно за счет него можно будет сделать модель строительства метрополитена экономически целесообразной, по такому принципу развивается подземка в Москве, — рассуждает Каличенко. — В идеале для того, чтобы разгрузить дороги и получить поток пассажиров, нам нужно вводить по одной станции метро в год. Эти планы на грани фантастики, но если мы не проработаем программу и не предложим ее федеральному центру, то они так и останутся фантастикой. Напомню, еще несколько лет назад казалось, что невозможно получить из федерального бюджета деньги на строительство школ, детский садов. Сейчас эта программа работает. Практика рассмотрения инфраструктурных проектов в минтрансе РФ показывает, что регионы должны доказывать, что это им нужно и экономически свою задачу обосновывать.
Депутат также отметил, что на сегодняшний день в минтрансе РФ обсуждается вопрос о предоставлении регионам средств на развитие метрополитена.
— Мы не одиноки в своем желании получить эти деньги. Но нужно работать на всех уровнях. Одни депутаты Госдумы, даже если навалятся «всем миром», решение вопроса не сдвинут: тут нужна конкретика и цифры, — констатировал он.
Есть варианты
Мэрия Новосибирска придерживается позиции, что развитие метрополитена города возможно с привлечением федеральных и инвестиционных средств. На сегодняшний день в мэрии видят два варианта привлечения федерального финансирования: в рамках принятия федерального закона о внеуличном транспорте, а также после разработки проекта комплексного освоения территории, прилегающей к дамбе Октябрьского моста в левобережной части.
Получение целевых федеральных субсидий для подготовки инфраструктуры к молодежному чемпионату мира по хоккею 2023 года возможно в рамках строительства социально значимого для города Новосибирска крытого многофункционального комплекса с искусственным льдом и станции метрополитена «Спортивная».
Ранее сообщалось, что при реализации этого проекта область может получить около 1 млрд. руб. на станцию метро.
Что же касается возможности развития метрополитена за счет средств инвестора, то здесь ситуация оказалась довольно запутанной. По информации Infopro54.ru, МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» уже с 2016 года прорабатывает вопрос о привлечении к строительству новосибирского метрополитена чехословацких инвестиций.
— Во время встречи президентов России и Чехии обсуждалась возможность участия чешской компании в строительстве московского метрополитена. Однако, чехам было предложено поддержать развитие метро в регионах России, в частности в Новосибирске. В прошлом году представители инвесторов приезжали в Новосибирск и проводили встречи с министром экономического развития области Ольгой Молчановой и первым вице-губернатором Владимиром Знатковым, — рассказал редакции источник, знакомый с ситуацией.
По его словам, помимо метро, чешские инвесторы были готовы вложить деньги в строительство мусороперерабатывающего завода и ТЭЦ в регионе.
— По нашей информации поддержки у первого вице-губернатора эти предложения не нашли. Обсуждение вопроса у Ольги Молчановой заинтересованные стороны добивались около года, но оно так и не состоялось, — рассказал собеседник. — Для региона и города эта тема могла быть интересна тем, что в качестве варианта финансирования проекта рассматривались межправительственные зачеты: Чехия покупала у России газ, а взамен реализовывала инфраструктурные проекты. Например, строила метро.
В итоге инвесторов переадресовали в мэрию Новосибирска. В ответ на запрос редакции в МУП «УЗСПТС» подтвердили, что в связи с приостановкой финансирования дальнейшего развития Новосибирского метрополитена из бюджетов всех уровней мэрия города Новосибирска прорабатывает вопрос продолжения его проектирования и строительства с привлечением иностранных инвестиций.
— Словацкой региональной инвестиционной компанией SRO «RIS» совместно с чешско-российским центром делового сотрудничества подготовлен проект «Меморандума о взаимопонимании в отношении проектирования и строительства Новосибирского метрополитена», который планируется рассмотреть в ближайшее время, — говорится в ответе.
Редакция будет следить за развитием ситуации.
Фото: базовая- Ростислав Нетисов, сайт Минстранса РФ, Юлия Данилова, пресс-служба правительства Новосибирской области, официальная страница Андрея Каличенко ВКонтакте, сайт rosmetrostroy.ru
Объем инвестиций в проект составил 2,3 млн рублей
Её строительство планировалось начать в 2024 году
На суде выяснилось, что мужчина часто садился за руль пьяным
Этот фермент также выявили в сосисках, которые ранее продавались в магазинах Новосибирска
Это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года
Всего под ярмарки мэрия отвела семь площадок