Депутаты областного Заксобрания должны решить, как будут избираться главы муниципалитетов. Сейчас этот вопрос обсуждают общественники и главы поселений в районах. Хотя федеральный закон учёта мнения людей на местах не предусматривает.
Сейчас глав большинства районов, городов и сельских поселений Новосибирской области избирают путём прямого голосования жителей. В некоторых муниципалитетах руководителей выбирают местные депутаты из членов представительского органа. Сегодня идёт обсуждение третей модели. Она предусматривает, что главу будет определять специальная конкурсная комиссия, которая 50 на 50 будет состоять из местных депутатов и людей, назначенных губернатором Новосибирской области.
Многие политики, в том числе и региональные депутаты, уже говорят о том, что новая норма направлена на свертывание демократических процедур и приведёт к полному уходу от прямых выборов.
— Я приверженец первой модели, потому что это форма непосредственного волеизъявления народа, — говорит Сергей Титков, первый зампредседателя регионального Заксобрания. — Но учитывая непростую экономическую и политическую ситуацию, мы вынуждены всё чаще переходить на ручное управление. Это когда губернатор держит руку на пульсе по любому поводу, персонально контролирует все сферы жизни области.
Есть 131 Федеральный закон, где чётко прописаны полномочия органов местного самоуправления и первого уровня — сельсоветов, и второго — районов. Но со своими обязанностями убирать с улиц снег или вывозить мусор главы часто не справляются. Нет денег.
— Не секрет, что сегодня бюджет многих муниципалитетов формируется на 93 % из субвенций и дотаций области, — говорит Сергей Титков. — Медицина вся финансируется и руководится из области, большая часть соцобеспечения ушла в область, любое капитальное строительство — больниц, школ, детских садов — финансируется из областного бюджета. Значит губернатор Новосибирской области сегодня имеет право иметь своих представителей в районах и городских поселениях. А глава администрации района через конкурсную комиссию, которую он назначает, вправе подбирать главу сельского совета. Я считаю, принятие такой модели велением времени.
Кроме того, известно, что на самом низовом уровне ощущается острый дефицит квалифицированных кадров, в том числе и управленческих.
— Можно увидеть, как не просто проходят выборы в сельских поселениях, — отмечает Сергей Титков. — Иногда приходят случайные люди, которые не понимают своих задач. В результате всё сыпется на главу района — и он, вместо того, чтобы опираться на этих людей, должен принимать решения и по отопительному сезону, и по уборке улиц.
Сейчас в районах проходят общественные обсуждения этого законопроекта. Представители области объясняют людям, почему именно сейчас возникла необходимость изменения формы выборов.
— И они это поймут. На основе того мнения, которое будет складываться, мы и будем принимать решение. Именно так и должно быть, а не потому, что какая-то партия или губернатор захотели, — уверен зампред Заксобрания области.
— Я не исключаю возможности выбора глав муниципальных образований новым способом, который предполагается 8 Федеральным законом — если он позволит повысить эффективность управления и поднять решение вопросов муниципального управления на более высокий качественный уровень, — отмечает Юрий Шпаков. — Важно, чтобы любой орган власти при любом способе формирования показывал свою наибольшую действенность. И для людей это гораздо важнее, чем тот способ, который позволил прийти к этим результатам. К такому выводу меня подтолкнуло общение непосредственно с избирателями.
— При внедрении этой альтернативной модели, я думаю, будет стабилизация, не станем дёргать людей, — уверен глава Болотнинского района. — Сегодня депутат говорит: «Не я исполнял это решение, а глава, которого вы выбрали, мы-то принимали правильное решение, это он не правильно выполнил». При новой системе депутаты вынуждены будут отвечать за свои действия, потому что совершать их будет человек, которого определили они.
Созданы две рабочие группы, которые собирают со всех муниципалитетов, а их 450 в Новосибирской области, мнения о наиболее приемлемом для каждой из территорий способов выбора глав. Одна группа создана при губернаторе, вторая — при профильном комитете Законодательного Собрания.
— Хотя федеральный закон не предусматривает обязательного учёта мнений муниципальных образований, тем не менее мы идём по этому пути, — отмечает Юрий Шпаков, председатель Комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Заксобрания. — Сейчас аккумулируем мнения от всех муниципальных образований. После того, как они будут собраны, мы будем обсуждать законопроект в рамках одной и второй групп, а потом здесь, в Законодательном Собрании, примем окончательное решение. Будем оценивать основательность предложений наших коллег из муниципалитетов, их аргументы.
Больше всего противников у этой инициативы в мэрии Новосибирска. Возможно, после всех публичных обсуждений депутаты придут к компромиссу: введут новую форму не для всех муниципальных образований.
Окончательно закон будет принят в мае.
Фото: Ростислав Нетисов, пресс-служба Заксобрания НСО, depositphotos.com
«Умная система» будет управлять инфраструктурными объектами кампуса
Ключевая причина — работодатели и студенты не доверяют друг другу
За сутки проживания в экологичном отеле они просят больше, чем в среднем по России
Сегодня муниципальные службы завершили восстановление габаритных ворот, но они уже потеряли свою актуальность
Жюри конкурса высоко оценило региональные инициативы по сохранению литературных традиций
Какой ритуал можно провести на Казанскую, чтобы поскорее выйти замуж