Единая биометрическая система, один из ключевых элементов удаленной идентификации, начала работать в России 30 июня — ее запустил ПАО «Ростелеком» по поручению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, а спустя два дня банки начали собирать клиентскую биометрию. В эту среду пример работы биометрического сервиса для всех желающих продемонстрировал ПАО «Росбанк»: клиент-доброволец смог создать свой «цифровой образ», с помощью которого можно будет работать с банком дистанционно.

Как это работает

Биометрическая идентификация, как отметил директор по работе с корпоративным и государственным сегментами МРФ «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Вячеслав Куц, может осуществляться по пяти основным параметрам: лицо, голос, радужка, отпечаток пальца, отпечаток ладони. РТ остановился на первых двух — камеры сегодня есть в каждом мобильном гаджете, а вот сканеров отпечатков пальцев пока что нет. И если бы даже они и были, операторы биометрических данных вынуждены были бы закупать устройства для снятия отпечатков, что сильно усложнит работу по сбору данных.

Подделать биометрический ключ из двух элементов не так просто, как может показаться. Войти в чужой профиль, воспользовавшись, например, видеозаписью лица и голоса человека, не получится — система при входе обязательно попросит что-нибудь сделать прямо здесь и сейчас. Повернуть голову, дотронуться до мочки уха или что-нибудь еще. Кроме того, идентификация подстраховывается еще с двух сторон — учетной записью на «Госуслугах» (обязательно полной и подтвержденной, со СНИЛС и прочими документами) и СМС-запросом на устройство, с которого ведется доступ, либо на то, которое клиент указал при регистрации.

Зачем это нужно

Биометрический ключ не заменит собой интернет- и мобильного банковского клиента, эти направления «Росбанк» и остальные банки сейчас также активно развивают. Но не стоит видеть в новом сервисе какое-то лишнее дублирование уже существующих функций. «Ключ Ростелеком» (так называется Единая биометрическая система) на фоне интернет-банков выглядит примерно также, как Единый портал госуслуг и системы электронной очереди в госучреждениях. Проще говоря, это такой же «ключ от многих дверей», который получить, естественно, не так просто, как открыть личный кабинет в отдельно взятом банке, зато когда он уже есть, клиенту работается намного проще и удобнее.

— Для нас введение биометрии — это в первую очередь улучшение сервиса клиентов. Новая система поможет клиентам пользоваться услугами того финансового учреждения, которое им нужно, а не того, которое ближе. Им не нужно планировать заранее визиты в офис банков, многие необходимые операции будут проводиться в комфортных условиях из дома, в любое удобное время. Сейчас мы проводим сбор биометрических данных и в скором времени сможем оказывать клиентам полный комплекс услуг — прокомментировал директор операционного офиса Сибирского филиала ПАО «Росбанк» Денис Колов.

Единая биометрическая система не ограничивается одной банковской сферой. По мере накопления данных возможностей ее использования в разных сферах будет все больше. Помимо финансового и страхового сектора наиболее перспективными отраслями Вячеслав Куц называет нотариат, государственные и муниципальные услуги, ритейл и e-commerce, здравоохранение, образование, транспорт и многие другие. Если говорить о банковских услугах, то клиент с помощью биометрических сервисов сможет удаленно открывать счета и вклады, осуществлять переводы и получать кредиты.

В 2017 году Правительство РФ приняло программу «Цифровая экономика», в соответствии с которой государство уделяет большое внимание развитию новых цифровых платформ и услуг, а также систем информационной безопасности для обеспечения их надежной работы. Создание Единой биометрической системы является одной из составляющих частей программы.

Фото автора

tkrasnova

Recent Posts

Систему наставничества в сибирских компаниях обсудили на конференции в Сбере

В мероприятии приняли участие около 200 представителей крупных и средних компаний, малого бизнеса, а также…

13 минут ago

Девелоперы приспосабливаются к кризису и адаптируются к новым реалиям

В условиях нестабильной экономической ситуации и снижения спроса застройщики вынуждены адаптироваться к новым реалиям рынка

31 минута ago