«Госуслуги все активнее уходят в цифру и в перспективе будут предоставляться в режиме 24/7»

— Про цифровую трансформацию говорят очень много. Как человек, прочитавший два достаточно объемных документа, посвященных цифровой трансформации и «умному городу», хочу рассказать, что это такое с точки зрения государства. Это совсем не то, что мы себе представляем.

«Умный город» — это инфраструктурная программа, видение государства того, как должен развиваться город, какие объекты должны быть подвержены автоматизации. Это не имеет никакого отношения к «умным» технологиям, я имею ввиду производство технологий. Государство считает, что «умный город» — это город, в котором есть «умное» освещение, интеллектуальная транспортная система, датчики сбора показаний счетчиков и т.д. Не могу сказать, что в этом плане Новосибирск впереди планеты всей, но большинство технологий, которые упоминаются в списке обязательных для умных городов, в Новосибирске существуют. Отдельный вопрос: доказать это тяжело. Показатели «умных» городов связаны с функционированием коммерческих структур, а они не очень сильно стремятся делиться информацией, в том числе о технологиях, которые внедряют и используют. То есть «умный город» — это не про искусственный интеллект, не про всеобщую информатизацию, а вполне конкретный нормативный документ, имеющий 47 простых жизненных показателей, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Что касается цифровой трансформации, то она пока не имеет четких границ и определений, но, на мой взгляд, в ней есть два четких и важных посыла.

Первый — чиновники должны лучше всех разбираться в инфраструктурных вопросах. Это цифровая грамотность и умение владеть цифровыми технологиями.

Второй — исключать по максимуму человеческий труд, только в правильном подходе. Государство должно оказывать муниципальные и государственные услуги в режиме 24/7. Для этого нужно какой-то объем работы переложить с человека на технику. На это направлена вся программа подготовки данных для оказания муниципальных услуг в автоматизированном режиме. Как я понимаю, в ближайшее энное количество лет муниципалитет будет заниматься именно этим.

Так сложилось, что проблемами цифровой трансформации занимается мой департамент. С 1 января 2022 года — в полный рост. Только за последние 7 лет мы разработали для Новосибирска около 52 информационных систем. Большинство из них — это системы для управленческого анализа и учета, но на их базе в последствии возникают сервисы для жителей. Например, уведомление об плановых и аварийных отключения от водо-, тепло и электроснабжения. Изначально этот сервис создавался для чиновников, но сейчас информация доступна для жителей.

Подготовлено на основе выступления на форуме «Городские технологии»

Фото со страницы Александра Горнштейна «ВКонтакте»

Марина Санькова

Recent Posts

«Новосибирскхлебопродукт» выплатит дивиденды за 2023 год

На эти цели компания направит 111 млн рублей из чистой прибыли.

15 часов ago

Квартирные предпочтения новосибирцев оценили в группе «Самолет»

В топ приоритетов вошли минималистический дизайн, умный дом и большое количество мест для хранения.

16 часов ago