В конце октября в Госдуме РФ прошел круглый стол, посвященный вопросам формирования содержания общего образования для школ на территории страны. О разработке единого содержания по ключевым предметам, изменениях в рабочих программах для учителей и других новшествах Infopro54 рассказала Ирина Мануйлова, депутат нижней палаты российского парламента от Новосибирской области.
— Ирина Викторовна, 23 октября в Госдуме состоялся круглый стол, на котором обсуждались вопросы по формированию содержания общего образования, в том числе, выполнение поручений президента о внесении в новые образовательные стандарты базового содержания. Что уже сделано? Как это отразиться на работе конкретных учителей?
— Эта работа стартовала еще в 2013 году, и межфракционная рабочая группа, созданная в начале 2015 года, продолжила эту работу, чтобы исполнить поручения президента о внесении базового содержания в новые образовательные стандарты. По новому закону, образовательные организации сами разрабатывают и утверждают образовательные программы, опираясь на стандарт.
Раньше в стандарте содержания не было, и это конечно создавало определенные риски для единого образовательного пространства на территории РФ. В связи с этой проблемой рабочая группа предложила следующую модель: в сами стандарты мы возвращаем содержание в форме результатов обучения, при этом разделяя результаты на обязательные и возможные. По каждому предмету в образовательных стандартах есть содержание, диктующее, чему мы должны научить каждого ученика в обязательном порядке, а также прописаны потенциальные достижения учащегося.
Помимо этого, содержание будет представлено не только в самих стандартах, но и в примерных образовательных программах в обязательной части. Единое содержание в образовательных программах будет выражаться в виде конкретных дидактических единиц, как это было в образовательных стандартах 2004 года.
Еще одним важным компонентом для создания единого образовательного пространства являются учебники и учебные пособия, которые должны соответствовать и единому стандарту, и обязательной части образовательных программ. Над этим тоже ведется работа.
Понятно, что контрольно-измер
— Какие еще вопросы обсудила рабочая группа?
— Помимо этих решений, на круглом столе в Госдуме был принят ряд предложений, которые найдут свое отражение в новых законопроектах, внесенных на рассмотрение парламента. Речь идет о том, чтобы дать принципиальное право каждой школе использовать примерные образовательные программы без всяких доработок, а также дать право учителю использовать примерную рабочую программу по предмету без каких-либо доработок, на свое усмотрение.
Помимо круглого стола в Государственной Думе 28 октября состоялось очередное заседание федерального учебно-методичес
Например, совершенно точно возвращается содержание в стандарты преподавания русского языка и математики, и до начала декабря 2015 года это решение вступит в силу. По остальным предметам эта работа будет выполнена в течение 2016—2017 годов.
Еще одно принципиальное решение — это изменение требований к структуре рабочих программ. Напомню, что каждый учитель, независимо от того, какой предмет он ведет и в каких классах, перед началом учебного года составляет рабочую программу по предмету, которая, по сути, является главным рабочим документом любого педагога.
К сожалению, на протяжении последних пяти лет, требования к этим программам были безмерно раздуты. Если вы откроете федеральный закон об образовании, то увидите, что программы отдельных предметов должны были содержать и пояснительную записку, и общую характеристику учебного предмета, и место этого предмета в учебном плане, а также общую характеристику курса и многое другое.
УМО решило внести изменения в Федеральные государственные стандарты, и рабочие программы по предметам будут включать в себя только три составляющие: планируемые результаты обучения, тематическое планирование и само содержание курса. По сути, мы вернулись к формату рабочих программ, которые многие десятилетия использовали учителя. И, самое главное, эта реформа избавить учителей от избыточной бумажной работы и позволит больше времени уделять работе с учениками и их родителями. Это колоссальный шаг вперед, поскольку рабочие программы некоторых учителей могли достигать 500—600 страниц содержания.
— Для учителей действительно сократится количество бумажной работы, а на учениках как это отразится?
— Когда мы говорим, что необходимо обеспечить единое образовательное пространство, то имеем в виду крупную задачу в масштабах РФ, призванную облегчить учебный процесс. Ведь независимо от школы ученик будет получать обязательный объем знаний, который будет отражен в контрольно-измер
— А кто будет определять объем этого необходимого материала?
— Объемы по русскому языку и математике определялись серьезным профессиональным сообществом: федеральным учебно-методичес
Еще раз подчеркну: образование в школах не ограничится минимальным объемом по каждому предмету, всегда будет место для дополнительных занятий и вариативного обучения. И после школы дети по-прежнему смогут поступить и в высшее учебное заведение, и получить средне-специальн
— То, что школьники могут изучать, определяет школа?
— Нет. Это определяет общий образовательный стандарт. Да, мы несколько ограничиваем школу в правах, определяя в рамках российского законодательства
Вариативная часть образования отражена в классах с углубленным изучением предметов, в дополнительных уроках, и, действительно, классы с базовым объемом преподаваемого материала и классы с углубленным будут отличаться. Но это выбор ученика и школы. Однако базовое содержание образовательных программ будет само по себе качественным, и это не стоит забывать.
Расчет за выполненные работы заказчик произвел только после вмешательства транспортной прокуратуры
Новосибирцы также стали чаще дарить прекрасным дамам композиции из клубники
Специалист рекомендовал обращать внимание на срезы и раскрытие бутона
Кассация посчитала, что бизнесмен пропустил срок исковой давности для защиты своих прав
По его мнению, регулировать этот вопрос необходимо на городском уровне
Кроме образовательных модулей, предусмотрена насыщенная внеакадемическая образовательно-социализирующая программа