Ирина Мануйлова: «Содержание образовательных программ по русскому языку и математике станет единым»

В конце октября в Госдуме РФ прошел круглый стол, посвященный вопросам формирования содержания общего образования для школ на территории страны. О разработке единого содержания по ключевым предметам, изменениях в рабочих программах для учителей и других новшествах Infopro54 рассказала Ирина Мануйлова, депутат нижней палаты российского парламента от Новосибирской области.

— Ирина Викторовна, 23 октября в Госдуме состоялся круглый стол, на котором обсуждались вопросы по формированию содержания общего образования, в том числе, выполнение поручений президента о внесении в новые образовательные стандарты базового содержания. Что уже сделано? Как это отразиться на работе конкретных учителей? 

— Эта работа стартовала еще в 2013 году, и межфракционная рабочая группа, созданная в начале 2015 года, продолжила эту работу, чтобы исполнить поручения президента о внесении базового содержания в новые образовательные стандарты. По новому закону, образовательные организации сами разрабатывают и утверждают образовательные программы, опираясь на стандарт.

Раньше в стандарте содержания не было, и это конечно создавало определенные риски для единого образовательного пространства на территории РФ. В связи с этой проблемой рабочая группа предложила следующую модель: в сами стандарты мы возвращаем содержание в форме результатов обучения, при этом разделяя результаты на обязательные и возможные. По каждому предмету в образовательных стандартах есть содержание, диктующее, чему мы должны научить каждого ученика в обязательном порядке, а также прописаны потенциальные достижения учащегося.

Помимо этого, содержание будет представлено не только в самих стандартах, но и в примерных образовательных программах в обязательной части. Единое содержание в образовательных программах будет выражаться в виде конкретных дидактических единиц, как это было в образовательных стандартах 2004 года.

Еще одним важным компонентом для создания единого образовательного пространства являются учебники и учебные пособия, которые должны соответствовать и единому стандарту, и обязательной части образовательных программ. Над этим тоже ведется работа.

Понятно, что контрольно-измерительные материалы (КИМ) для организации промежуточной итоговой аттестации и ЕГЭ также должны соответствовать единому образовательному стандарту и обязательной части примерных образовательных программ. Это будет реализовано в ближайшее время. 

— Какие еще вопросы обсудила рабочая группа?

— Помимо этих решений, на круглом столе в Госдуме был принят ряд предложений, которые найдут свое отражение в новых законопроектах, внесенных на рассмотрение парламента. Речь идет о том, чтобы дать принципиальное право каждой школе использовать примерные образовательные программы без всяких доработок, а также дать право учителю использовать примерную рабочую программу по предмету без каких-либо доработок, на свое усмотрение.

Помимо круглого стола в Государственной Думе 28 октября состоялось очередное заседание федерального учебно-методического объединения (УМО) на базе Российской академии образования, где предложения депутатов нашли одобрение профсообщества и были оформлены в конкретные действия при внесении изменений в новые стандарты общего образования.

Например, совершенно точно возвращается содержание в стандарты преподавания русского языка и математики, и до начала декабря 2015 года это решение вступит в силу. По остальным предметам эта работа будет выполнена в течение 2016—2017 годов.

Еще одно принципиальное решение — это изменение требований к структуре рабочих программ. Напомню, что каждый учитель, независимо от того, какой предмет он ведет и в каких классах, перед началом учебного года составляет рабочую программу по предмету, которая, по сути, является главным рабочим документом любого педагога.

К сожалению, на протяжении последних пяти лет, требования к этим программам были безмерно раздуты. Если вы откроете федеральный закон об образовании, то увидите, что программы отдельных предметов должны были содержать и пояснительную записку, и общую характеристику учебного предмета, и место этого предмета в учебном плане, а также общую характеристику курса и многое другое.

УМО решило внести изменения в Федеральные государственные стандарты, и рабочие программы по предметам будут включать в себя только три составляющие: планируемые результаты обучения, тематическое планирование и само содержание курса. По сути, мы вернулись к формату рабочих программ, которые многие десятилетия использовали учителя. И, самое главное, эта реформа избавить учителей от избыточной бумажной работы и позволит больше времени уделять работе с учениками и их родителями. Это колоссальный шаг вперед, поскольку рабочие программы некоторых учителей могли достигать 500—600 страниц содержания. 

— Для учителей действительно сократится количество бумажной работы, а на учениках как это отразится? 

— Когда мы говорим, что необходимо обеспечить единое образовательное пространство, то имеем в виду крупную задачу в масштабах РФ, призванную облегчить учебный процесс. Ведь независимо от школы ученик будет получать обязательный объем знаний, который будет отражен в контрольно-измерительных материалах ключевых экзаменов итоговой и промежуточной аттестации. 

— А кто будет определять объем этого необходимого материала?

— Объемы по русскому языку и математике определялись серьезным профессиональным сообществом: федеральным учебно-методическим объединением и ассоциацией учителей-предметников. То есть, объем определялся людьми, которые непосредственно работают в школе. Кроме того, предложение об объеме общего содержания обсуждалось на открытом сайте министерства образования РФ. Таким образом, получилось всестороннее обсуждение вопроса, и, несмотря на скепсис разных профессиональных групп и участников образовательного процесса, было выбрано оптимальное по объему содержание, без которого ученику невозможно продолжить дальнейшее образование, невозможно интегрироваться в современное общество.

Еще раз подчеркну: образование в школах не ограничится минимальным объемом по каждому предмету, всегда будет место для дополнительных занятий и вариативного обучения. И после школы дети по-прежнему смогут поступить и в высшее учебное заведение, и получить средне-специальное образование — все зависит от учащихся. 

— То, что школьники могут изучать, определяет школа?

— Нет. Это определяет общий образовательный стандарт. Да, мы несколько ограничиваем школу в правах, определяя в рамках российского законодательства, что меньше установленного объема школа не может дать материал по какому-либо предмету. Но есть вариативная часть образовательной программы — это дополнительные возможности получения образования для каждого ученика, и она определяется и учеником, и школой.

Вариативная часть образования отражена в классах с углубленным изучением предметов, в дополнительных уроках, и, действительно, классы с базовым объемом преподаваемого материала и классы с углубленным будут отличаться. Но это выбор ученика и школы. Однако базовое содержание образовательных программ будет само по себе качественным, и это не стоит забывать.

tkrasnova

Recent Posts

Прогнозы на 2025 год: Все изменения происходят быстро ― как хорошие, так и плохие

Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…

1 час ago

Проекты года в Новосибирской области

Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов

2 часа ago

Около миллиона новосибирцев вышли на фондовый рынок

На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей

3 часа ago