Ирина Мануйлова: «Содержание образовательных программ по русскому языку и математике станет единым»

В конце октября в Госдуме РФ прошел круглый стол, посвященный вопросам формирования содержания общего образования для школ на территории страны. О разработке единого содержания по ключевым предметам, изменениях в рабочих программах для учителей и других новшествах Infopro54 рассказала Ирина Мануйлова, депутат нижней палаты российского парламента от Новосибирской области.

— Ирина Викторовна, 23 октября в Госдуме состоялся круглый стол, на котором обсуждались вопросы по формированию содержания общего образования, в том числе, выполнение поручений президента о внесении в новые образовательные стандарты базового содержания. Что уже сделано? Как это отразиться на работе конкретных учителей? 

— Эта работа стартовала еще в 2013 году, и межфракционная рабочая группа, созданная в начале 2015 года, продолжила эту работу, чтобы исполнить поручения президента о внесении базового содержания в новые образовательные стандарты. По новому закону, образовательные организации сами разрабатывают и утверждают образовательные программы, опираясь на стандарт.

Раньше в стандарте содержания не было, и это конечно создавало определенные риски для единого образовательного пространства на территории РФ. В связи с этой проблемой рабочая группа предложила следующую модель: в сами стандарты мы возвращаем содержание в форме результатов обучения, при этом разделяя результаты на обязательные и возможные. По каждому предмету в образовательных стандартах есть содержание, диктующее, чему мы должны научить каждого ученика в обязательном порядке, а также прописаны потенциальные достижения учащегося.

Помимо этого, содержание будет представлено не только в самих стандартах, но и в примерных образовательных программах в обязательной части. Единое содержание в образовательных программах будет выражаться в виде конкретных дидактических единиц, как это было в образовательных стандартах 2004 года.

Еще одним важным компонентом для создания единого образовательного пространства являются учебники и учебные пособия, которые должны соответствовать и единому стандарту, и обязательной части образовательных программ. Над этим тоже ведется работа.

Понятно, что контрольно-измерительные материалы (КИМ) для организации промежуточной итоговой аттестации и ЕГЭ также должны соответствовать единому образовательному стандарту и обязательной части примерных образовательных программ. Это будет реализовано в ближайшее время. 

— Какие еще вопросы обсудила рабочая группа?

— Помимо этих решений, на круглом столе в Госдуме был принят ряд предложений, которые найдут свое отражение в новых законопроектах, внесенных на рассмотрение парламента. Речь идет о том, чтобы дать принципиальное право каждой школе использовать примерные образовательные программы без всяких доработок, а также дать право учителю использовать примерную рабочую программу по предмету без каких-либо доработок, на свое усмотрение.

Помимо круглого стола в Государственной Думе 28 октября состоялось очередное заседание федерального учебно-методического объединения (УМО) на базе Российской академии образования, где предложения депутатов нашли одобрение профсообщества и были оформлены в конкретные действия при внесении изменений в новые стандарты общего образования.

Например, совершенно точно возвращается содержание в стандарты преподавания русского языка и математики, и до начала декабря 2015 года это решение вступит в силу. По остальным предметам эта работа будет выполнена в течение 2016—2017 годов.

Еще одно принципиальное решение — это изменение требований к структуре рабочих программ. Напомню, что каждый учитель, независимо от того, какой предмет он ведет и в каких классах, перед началом учебного года составляет рабочую программу по предмету, которая, по сути, является главным рабочим документом любого педагога.

К сожалению, на протяжении последних пяти лет, требования к этим программам были безмерно раздуты. Если вы откроете федеральный закон об образовании, то увидите, что программы отдельных предметов должны были содержать и пояснительную записку, и общую характеристику учебного предмета, и место этого предмета в учебном плане, а также общую характеристику курса и многое другое.

УМО решило внести изменения в Федеральные государственные стандарты, и рабочие программы по предметам будут включать в себя только три составляющие: планируемые результаты обучения, тематическое планирование и само содержание курса. По сути, мы вернулись к формату рабочих программ, которые многие десятилетия использовали учителя. И, самое главное, эта реформа избавить учителей от избыточной бумажной работы и позволит больше времени уделять работе с учениками и их родителями. Это колоссальный шаг вперед, поскольку рабочие программы некоторых учителей могли достигать 500—600 страниц содержания. 

— Для учителей действительно сократится количество бумажной работы, а на учениках как это отразится? 

— Когда мы говорим, что необходимо обеспечить единое образовательное пространство, то имеем в виду крупную задачу в масштабах РФ, призванную облегчить учебный процесс. Ведь независимо от школы ученик будет получать обязательный объем знаний, который будет отражен в контрольно-измерительных материалах ключевых экзаменов итоговой и промежуточной аттестации. 

— А кто будет определять объем этого необходимого материала?

— Объемы по русскому языку и математике определялись серьезным профессиональным сообществом: федеральным учебно-методическим объединением и ассоциацией учителей-предметников. То есть, объем определялся людьми, которые непосредственно работают в школе. Кроме того, предложение об объеме общего содержания обсуждалось на открытом сайте министерства образования РФ. Таким образом, получилось всестороннее обсуждение вопроса, и, несмотря на скепсис разных профессиональных групп и участников образовательного процесса, было выбрано оптимальное по объему содержание, без которого ученику невозможно продолжить дальнейшее образование, невозможно интегрироваться в современное общество.

Еще раз подчеркну: образование в школах не ограничится минимальным объемом по каждому предмету, всегда будет место для дополнительных занятий и вариативного обучения. И после школы дети по-прежнему смогут поступить и в высшее учебное заведение, и получить средне-специальное образование — все зависит от учащихся. 

— То, что школьники могут изучать, определяет школа?

— Нет. Это определяет общий образовательный стандарт. Да, мы несколько ограничиваем школу в правах, определяя в рамках российского законодательства, что меньше установленного объема школа не может дать материал по какому-либо предмету. Но есть вариативная часть образовательной программы — это дополнительные возможности получения образования для каждого ученика, и она определяется и учеником, и школой.

Вариативная часть образования отражена в классах с углубленным изучением предметов, в дополнительных уроках, и, действительно, классы с базовым объемом преподаваемого материала и классы с углубленным будут отличаться. Но это выбор ученика и школы. Однако базовое содержание образовательных программ будет само по себе качественным, и это не стоит забывать.

tkrasnova

Recent Posts

В Новосибирске компания «РЖД» задолжала подрядчикам 83 млн рублей

Расчет за выполненные работы заказчик произвел только после вмешательства транспортной прокуратуры

3 минуты ago

Спрос на съедобные букеты в Новосибирске вырос на 35% за год

Новосибирцы также стали чаще дарить прекрасным дамам композиции из клубники

43 минуты ago

Флорист объяснил новосибирцам, как правильно выбрать букет офлайн и онлайн

Специалист рекомендовал обращать внимание на срезы и раскрытие бутона

15 часов ago

Акционер ЗАО «Труд» не получит почти 380 млн рублей по дивидендам

Кассация посчитала, что бизнесмен пропустил срок исковой давности для защиты своих прав

16 часов ago

Депутат Госдумы предложил создать зоны для такси во дворах

По его мнению, регулировать этот вопрос необходимо на городском уровне

16 часов ago

Банк управленческих вакансий создадут для участников проекта «Герои НовоСибири»

Кроме образовательных модулей, предусмотрена насыщенная внеакадемическая образовательно-социализирующая программа

16 часов ago