В конце октября в Госдуме РФ прошел круглый стол, посвященный вопросам формирования содержания общего образования для школ на территории страны. О разработке единого содержания по ключевым предметам, изменениях в рабочих программах для учителей и других новшествах Infopro54 рассказала Ирина Мануйлова, депутат нижней палаты российского парламента от Новосибирской области.
— Ирина Викторовна, 23 октября в Госдуме состоялся круглый стол, на котором обсуждались вопросы по формированию содержания общего образования, в том числе, выполнение поручений президента о внесении в новые образовательные стандарты базового содержания. Что уже сделано? Как это отразиться на работе конкретных учителей?
— Эта работа стартовала еще в 2013 году, и межфракционная рабочая группа, созданная в начале 2015 года, продолжила эту работу, чтобы исполнить поручения президента о внесении базового содержания в новые образовательные стандарты. По новому закону, образовательные организации сами разрабатывают и утверждают образовательные программы, опираясь на стандарт.
Раньше в стандарте содержания не было, и это конечно создавало определенные риски для единого образовательного пространства на территории РФ. В связи с этой проблемой рабочая группа предложила следующую модель: в сами стандарты мы возвращаем содержание в форме результатов обучения, при этом разделяя результаты на обязательные и возможные. По каждому предмету в образовательных стандартах есть содержание, диктующее, чему мы должны научить каждого ученика в обязательном порядке, а также прописаны потенциальные достижения учащегося.
Помимо этого, содержание будет представлено не только в самих стандартах, но и в примерных образовательных программах в обязательной части. Единое содержание в образовательных программах будет выражаться в виде конкретных дидактических единиц, как это было в образовательных стандартах 2004 года.
Еще одним важным компонентом для создания единого образовательного пространства являются учебники и учебные пособия, которые должны соответствовать и единому стандарту, и обязательной части образовательных программ. Над этим тоже ведется работа.
Понятно, что контрольно-измер
— Какие еще вопросы обсудила рабочая группа?
— Помимо этих решений, на круглом столе в Госдуме был принят ряд предложений, которые найдут свое отражение в новых законопроектах, внесенных на рассмотрение парламента. Речь идет о том, чтобы дать принципиальное право каждой школе использовать примерные образовательные программы без всяких доработок, а также дать право учителю использовать примерную рабочую программу по предмету без каких-либо доработок, на свое усмотрение.
Помимо круглого стола в Государственной Думе 28 октября состоялось очередное заседание федерального учебно-методичес
Например, совершенно точно возвращается содержание в стандарты преподавания русского языка и математики, и до начала декабря 2015 года это решение вступит в силу. По остальным предметам эта работа будет выполнена в течение 2016—2017 годов.
Еще одно принципиальное решение — это изменение требований к структуре рабочих программ. Напомню, что каждый учитель, независимо от того, какой предмет он ведет и в каких классах, перед началом учебного года составляет рабочую программу по предмету, которая, по сути, является главным рабочим документом любого педагога.
К сожалению, на протяжении последних пяти лет, требования к этим программам были безмерно раздуты. Если вы откроете федеральный закон об образовании, то увидите, что программы отдельных предметов должны были содержать и пояснительную записку, и общую характеристику учебного предмета, и место этого предмета в учебном плане, а также общую характеристику курса и многое другое.
УМО решило внести изменения в Федеральные государственные стандарты, и рабочие программы по предметам будут включать в себя только три составляющие: планируемые результаты обучения, тематическое планирование и само содержание курса. По сути, мы вернулись к формату рабочих программ, которые многие десятилетия использовали учителя. И, самое главное, эта реформа избавить учителей от избыточной бумажной работы и позволит больше времени уделять работе с учениками и их родителями. Это колоссальный шаг вперед, поскольку рабочие программы некоторых учителей могли достигать 500—600 страниц содержания.
— Для учителей действительно сократится количество бумажной работы, а на учениках как это отразится?
— Когда мы говорим, что необходимо обеспечить единое образовательное пространство, то имеем в виду крупную задачу в масштабах РФ, призванную облегчить учебный процесс. Ведь независимо от школы ученик будет получать обязательный объем знаний, который будет отражен в контрольно-измер
— А кто будет определять объем этого необходимого материала?
— Объемы по русскому языку и математике определялись серьезным профессиональным сообществом: федеральным учебно-методичес
Еще раз подчеркну: образование в школах не ограничится минимальным объемом по каждому предмету, всегда будет место для дополнительных занятий и вариативного обучения. И после школы дети по-прежнему смогут поступить и в высшее учебное заведение, и получить средне-специальн
— То, что школьники могут изучать, определяет школа?
— Нет. Это определяет общий образовательный стандарт. Да, мы несколько ограничиваем школу в правах, определяя в рамках российского законодательства
Вариативная часть образования отражена в классах с углубленным изучением предметов, в дополнительных уроках, и, действительно, классы с базовым объемом преподаваемого материала и классы с углубленным будут отличаться. Но это выбор ученика и школы. Однако базовое содержание образовательных программ будет само по себе качественным, и это не стоит забывать.
При этом, количество выданных новых кредиток сократилось на 20%
Налоговики подали иск о банкротстве компании
Уже несколько лет общественники безуспешно обивают пороги местных властей
Его обвиняют в получении взяток на общую сумму более 69 миллионов рублей
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан