ИЯФ разрабатывает аппарат для лечения рака

Экспериментальное лечение планируют провести через 3-4 года.

Аппаратная установка новосибирских ученых, в основе которой лежит метод захвата борнейтронной терапии, должна претерпеть еще множество испытаний и доработок, чтобы полноценно лечить людей, однако первые успехи у его создателей уже есть.

— Мы плотно работаем с ИЦИГ (Институт цитологии и генетики СО РАН), и наш первый крупный успех заключается в том, что мы вылечили от рака партию мышей. Таким образом, мы выяснили, что этот метод работает в соответствии с предсказаниями, — рассказал в интервью в эфире «Радио  КП» Александр Иванов,  заместитель директора ИЯФ СО РАН по научной работе, доктор физико-математических наук.

Через 3-4 года, по прогнозу Иванова, ученые смогут приступить к лечению людей в Новосибирске в ИЯФ в специальном помещении в рамках экспериментального лечения.

— Мы пока в процессе получения разрешения, и близки к этому. Массовое внедрение нашего аппарата в клиниках страны произойдет через 10-15 лет, — предполагает ученый.

Излечение мышей является довольно большим шагом в процессе внедрения установки, учитывая тот факт, что институт не проводит эксперименты на людях. Однако до массового распространения ускорителя ученые должны решить множество проблем, связанных напрямую с инфраструктурой вокруг него. Несмотря на это, зарубежные инвесторы уже проявляют интерес к аппарату.

— Если говорить об ускорителе заряженных частиц, то это установка площадью 20 на 20 метров в квадрате вместе с комнатами для облучения. Это комбинация трубы и шара, компактная установка, которая состоит из турбопроводов и разных баков. Некоторая проблема размещения ускорителя в госпитале есть, помещение должно иметь специальную защиту. За рубежом они построены, у них нет с этим проблем. А нам нужно делать постройки, строить специальные здания, — поясняет Александр Иванов. — Самое главное состоит в том, что ускоритель должен лечить людей, он должен быть безопасен для пациента, работать непрерывно, чтобы не менялась экономика, и не было проблем с больными. Основные проблемы — это обеспечение безопасности и надежности.  Вклад физики в постройку ускорителя, конечно, большой, но не определяющий. Важны совершенны другие вещи, например производство нужных препаратов, а это очень дорого. Также сложна диагностика, мы должны знать, применим ли препарат к лечению этого вида рака.  

В ближайший год ученые планируют добиться нужных параметров надежности ускорителя, чтобы приступить к лечению людей. Также учитывается время на создание нужных лекарств с концентратом бора.

Еще одна проблема внедрения ускорителя в госпиталях состоит в том, что это вне компетенции института, и сотрудники надеются на помощь специализированных медицинских учреждений и организаций.

Как рассказал, выступая на открытии инновационного кокоркинга «Точка кипения», Павел Логачев, директор Института ядерной физики СО РАН, прототип данной установки, идеально подходящий по своим параметрам для лечения онкологических заболеваний, был создан в ИЯФе 2 года назад.

Смысл аппарата заключается в том, что в кровь человека вводится борсодержащий раствор, и бор накапливается в раковых клетках. Затем опухоль облучают потоком эпитепловых нейтронов, ядра бора поглощают нейтроны, происходят ядерные реакции с большим энерговыделением, в результате чего больные клетки погибают. Стоимость подобного ускорителя нейтронов — около $5-7 млн.   

Фото автора

Дарья Савельева

tkrasnova

Recent Posts