Как эмоции могут работать во благо компании

— Задумывались ли вы о том, нужны эмоции эффективному руководителю или он не должен проявлять их?

Наша способности думать и проявление эмоций неразрывно связаны между собой. 

Давайте представим ситуацию, когда вы хотели один результат, а по факту получается другой. И первой в голове появляется мысль — наша оценка того, что произошло. И эта оценка может быть как положительная, так и отрицательная, именно она запускает нашу эмоциональную реакцию. А чем сильнее эмоция, тем меньше мы начинаем собой управлять, то есть думать. Многие наверняка замечали — когда эмоции «захватывают», логически рассуждать становится сложно. В этот момент мы принимаем очень странные решения, совершаем не те действия или вообще бездействуем.

Замечу, что положительные или отрицательные эмоции на способность думать действуют одинаково. Мышление замедляется и в состоянии сильного гнева, и в состоянии большой радости.

Когда возникает эмоция, мы действительно начинаем ее переживать — всей душой и телом. Представим, что сотрудник допустил серьезную ошибку в своей работе, чем вывел руководителя из себя. Руководитель агрессивно отчитывает подчиненного, после этого час приходит в себя, возможно, пьет успокоительное и временами хватается за сердце.

И в этот момент не руководитель управляет своими эмоциями и с помощью них своими подчиненными. Эмоции управляют руководителем, а заодно и его подчиненными, и всей компанией в итоге.

Что делать? Возможно, руководителю будет полезнее оставаться спокойным в любых ситуациях и действовать рассудительно и разумно? Да, иногда нужно уметь находиться в таком состоянии. Но если вы останетесь в нем слишком долго, окружающим будет холодно и некомфортно рядом с вами. Все-таки важно уметь «включать» эмоции, которые будут работать на вас, под вашу задачу. А для этого необходимо развивать эмоциональный интеллект.

В книге «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман приводит данные о том, что только 15% успеха руководителя объясняются его умственным развитием (IQ), а 85% приходятся на долю эмоционального интеллекта (EQ). Эмоциональный интеллект — способность понимать эмоции и управлять ими на основе интеллектуальных процессов. А это означает умение анализировать то, что происходит в эмоциональной сфере, и руководить им.

Сегодня эмоциональная компетентность руководителя становится необходимым навыком и включает в себя:

— осознание своих эмоций;

— осознание эмоций других людей;

— управление своими эмоциями;

— управление эмоциями других людей.

Главным в создании эмоционального состояния в компании является руководитель. Сотрудники смотрят на него и ориентируются на его настроение. Руководитель увлекает людей своей идеей, создает атмосферу и заряжает всех теми эмоциями, которые помогают работать эффективно и продуктивно.

Это не означает, что эффективный руководитель создает только атмосферу бесконечной радости и воодушевления. Когда необходимо, он может злиться и пугать последствиями, стучать кулаком, то есть использовать эмоциональный репертуар осознанно. Осознанно — это четко понимая, что он сейчас делает и зачем.

В реальности мы часто встречаем руководителей, которые привыкают и неосознанно используют только один стиль управления: кто-то больше кричит, а кто-то больше улыбается. И в том, и в другом стиле много неприятностей для сотрудников.

С чего начинается эмоциональная компетентность? С осознания собственных эмоций. Это непросто, с детства нас всех учили эмоции подавлять, контролировать, скрывать. Помните — «мальчики не плачут»? Многие знают, что подавленные эмоции накапливаются и влияют на наше здоровье.

Сильные эмоции мы осознаем и определяем. Но в течение рабочего дня мы проживаем великое множество очень кратковременных эмоциональных состояний: раздражение, испуг, злость, гнев, досада, вина… К концу дня они складываются в один большой негативный ком. А управлять такой большой эмоцией крайне сложно.

Поэтому начинать необходимо с осознания кратковременных базовых эмоций: страх, злость, радость, печаль. И обращать внимание, что является триггером — спусковым крючком, запускающим эту эмоцию.

Как только вы почувствуете, что какая-то эмоция появляется в вас, задавайте себе вопросы:

— «Что сейчас я чувствую?» — и назовите эмоцию;

— «С чего это началось? Когда это началось?» — прокрутите ситуацию назад, словно в фильме. Бывает, что этого понимания достаточно, чтобы проще относиться к происходящему.

Руководитель, который становится чутким к себе, к своим эмоциям, начинает замечать и различать эмоции своих сотрудников — по поведению, выражению лица, интонациям. Он помнит о том, что человек, испытывающий сильную эмоцию, не может в этот момент продуктивно думать и эффективно действовать. И принимает это во внимание.

Разобравшись в собственных эмоциях и состоянии окружающих людей, можно переходить на следующую ступень — управление эмоциями. Именно управление, а не подавление, не контроль. Только управление позволяет выпустить эмоции, а не загонять их внутрь, в тело.

Существует множество упражнений по тренировке дыхания и работе с телом. Но иногда бывает достаточно спросить себя: «Какая мысль предшествовала этой эмоции? О чем, о ком я думал? Это факт или мой домысел?».

Управлять эмоциями и включать эмоции также можно через вопросы:

— Как я хочу на это реагировать? Что я хочу испытывать в этой ситуации?

— Как это будет влиять на меня, на мой результат?..

Управление эмоциями других — это сложно, но этому можно научиться. Важно осознавать, что эмоция человека — это ресурс, которым можно эффективно управлять, и умело подбирать ключик к каждому сотруднику.

Есть несколько путей развития эмоционального интеллекта — это тренинги, коучинг, самостоятельное обучение и развитие. Выбирать вам.

Пусть ваши эмоции станут вашими союзниками!

tkrasnova

Share
Published by
tkrasnova

Recent Posts

«Новосибирскхлебопродукт» выплатит дивиденды за 2023 год

На эти цели компания направит 111 млн рублей из чистой прибыли.

16 часов ago

Квартирные предпочтения новосибирцев оценили в группе «Самолет»

В топ приоритетов вошли минималистический дизайн, умный дом и большое количество мест для хранения.

17 часов ago