Музыка как предмет музейного показа — материя весьма сложная. Она, пожалуй, не совсем даже и материя. Тем не менее иногда музыку удается именно показать. В визуальных проявлениях — в форме, в цвете, в текстуре, в движении. Именно такой подход к предмету воплощает выставка Сергея Филатова «Сад ускользающих соноров» — первый совместный проект Новосибирского художественного музея и столичной галереи «Триумф».

У названия выставки есть развертка имени — «звуковая архитектура». Потому что это, по сути, именно архитектура и есть. Объекты, которые создает петербуржский художник Сергей Филатов, можно сказать, жилища для звуков. Где они обитают вполне по-свойски и одушевленно примерно как птицы в скворечнике. Архитектурная интеграция этих объектов вполне представима — в холле какого-нибудь технопарка или офисного здания. Фонтаны в этой роли используются давно, а композиции Филатова — фактически те же фонтаны, только с другой субстанцией любования — со звуком.

Экспозиционный ряд выставки многолик: это и чисто визуальные творения — графические листы в технике монотипии и мультипринта, и холсты с абстрактной живописью акрилом, и то, что фактически «сделало имя» Сергею Филатову — дизайнерские объекты, проявляющие себя звучанием. Да, определение «дизайнерские» тут вполне уместно: объекты Сергея Филатова отличаются именно ладной тщательностью исполнения. Не секрет, что у слова «арт-объект» давно есть ассоциация-клише. Дескать, арт-объект — это что-то нарочито самопальное, зыбкое, шаткое, в занозах и потеках клея. Так сказать, из дендро-фекальных материалов (В Рунете эта формулировка звучит иначе, но давайте останемся в рамках литературной речи).

Эта корявость нередко даже почитается за должное. Зато объекты Сергея Филатова от стереотипа ни рожек, ни ножек не оставляют — они выглядят не корявыми поделками, а именно справно сложенными, красиво детализированными механизмами из некой альтернативной реальности. Из мира, где живут машины, производящие звук. Ну, это их биопроявление. Как для растений выработка кислорода. Машины Сергея Филатова живут токами электричества, пробуждаются под взглядом зрителя и выдыхают в мир музыку.

Органы порождения звука у всех композиций разные. Например, семена различных растений, заключенные в прозрачные плексигласовые шары. Когда оптический датчик композиции замечает вошедшего в зал зрителя, внутри шаров оживают маховики-эксцентрики, заставляющие их вращаться на тросах, нежно шурша запаянными внутрь семенами и орехами. И отбрасывать полупрозрачные пузыристые тени на стены. Чередование вращающих маховиков прописано в специальном алгоритме — у инсталляции есть цифровой мозг и сердце. А шорох семян в капсулах — то ли речь, то ли мелодия — акустическая картина, апеллирующая к фантазии зрителя. Зрелище странное и простое одновременно. И очень «залипательное» подобное пламени или течению воды.

Центральная работа, давшая имя выставке — «Сад ускользающих соноров» — стянутые тросами светлые металлические листы, отвечающие на магнитные импульсы. Датчики на листах — электромагниты, дающие импульс и заставляющие напряженный металл звучать. К слову, листы эти и выглядят именно как стилизованные листья растения — геометрически правильные, но вполне узнаваемые. Вполне себе сад, пусть и очень метафорический.

Композиция «Тонкое взаимодействие» — звук, управляющий материей. Основа — частотный диапазон, не воспринимающийся человеком. Зато его воспринимает система из четырех вибрирующих чаш, баюкающих в себе тонкие, шелестящие комки фольги. «Китовые» звуки упорядочены в партитуру — если перевести ее в слышимый звуковой смысл, получится вполне осмысленная мелодия.

Композиция «Восходящий поток» — акустическая игра с пузырьками, проходящими сквозь цилиндрические водные колбы. Каждая колба увенчана шаровидным динамиком — он «выдыхает» звук мерцающих пузырьков. Темная, окрашенная в графитово-серый цвет комната — ноль-пространство, помогающее концентрироваться на игре воздуха в воде.

Инсталляция «Параллельное касание» — танец металлических шариков на матовых дисках из поляризованного кварца. Изначально эти диски — детали несостоявшегося телескопа. А теперь — элемент звуковой скульптуры.

Композиция «Электро-Лира» — система из пяти маховиков с магнитами. Они закреплены на вал мотора постоянного тока, который получает напряжение в определенном алгоритме. Потому активность каждого колеса вариативна. И переменным магнитным полем мы воздействуем на каждую отдельную пару вертикально натянутых струн. Магнитный датчик снимает колебание этой струны и, пропуская через усилитель, выводит на акустическую систему — колонки, расставленные в кругу. Так формируется звуковое полотно, обволакивающее со всех сторон.

— Есть струнные инструменты смычковые, есть щипковые, — поясняет Сергей Филатов. — А это альтернативный способ воздействия на струны. Можно сказать, электро-лира сама на себе играет, а я выступаю в роли композитора, создавшего партитуру и переложившего ее на контроллер.

Как подчеркивает Сергей Филатов, ни одна работа не является фонограммой — весь звук формируется здесь и сейчас. Машины буквально дышат звуками.

Первое образование у Сергея Филатова именно инженерное — он учился в Высшем морском военно-инженерном институте, на факультете дизельно-электрических установок.

— Был этап увлечения восточной культурой, и я довольно много времени посвятил созданию мандал, — вспоминает Сергей. К саунд-арту я пришел в 2012 году, поработав перед этим и в живописи, и в графике. Кстати, он сейчас и в чисто визуальных работах чаще использует не кисть или мастихин, а естественную физику материалов.

Пожалуй, Сергей Филатов это физик, ставший лириком. В самом чарующем понимании этой роли почти магическом. Ибо филатовские композиции в каждом пробуждают внутреннего ребенка, готового восторженно «залипать» на зрелище электромеханической «почти жизни».

Впрочем, детям не внутренним, а самым обычно-настоящим все это тоже очень нравится. У детей ведь до определенного возраста нет утилитарно-функционального восприятия техники, оно у них именно эмоционально-эстетическое. Ребенка может завораживать рубиновым сиянием спираль накаливания в калорифере, зеленый огонек на панели радиоприемника или очертания утюга, напоминающие корабль, — не важно, насколько хорошо он гладит одежду, он похож на кораблик и именно этим прекрасен. В этом смысле довольно толково выглядит идея вписать в график выставки и каникулярный январь.

Фото Игоря Шадрина

tkrasnova

Recent Posts