В среднем жителям России на сотовые телефоны всех операторов поступают около 8,2 млн звонков от мошенников в сутки. По данным одного из крупнейших банков страны России, за 2023 год мобильные мошенники похитили со счетов граждан более 250 млрд рублей, что сопоставимо с доходной частью бюджета Новосибирской области на 2024 год. В целом, если говорить о похищенных у граждан деньгах, 90% таких операций приходятся на долю телефонного мошенничества.
— На территории Новосибирска, Барнаула и Кемерова за 6 месяцев 2024 года в сети билайн мошенники сделали более 2,7 млн звонков. Для сравнения: на этой территории у нас находятся около 2 млн клиентов, то есть хотя бы один звонок получил каждый абонент, — констатировал директор Восточного региона билайн Максим Шарков. — Самая продолжительная телефонная атака на абонента в Новосибирске в первом полугодии длилась 3 минуты. За это время наша система «Купол безопасности» отразила 130 звонков. Проблема телефонного мошенничества действительно очень серьезная.
Во многом развитию теневого рынка способствовали сами телеком-операторы, когда одним из KPI их работы было количество проданных sim-карт.
— Еще несколько лет назад за год через разные каналы выдавались около 100 млн новых sim-карт. При том что население страны ― около 150 млн человек, за год переподключались 2/3 жителей. По оценкам экспертов, реальная потребность в дополнительных sim-картах составляет около 20 млн в год (с учетом дополнительных гаджетов, приезжих и т.д.). Получается, что все остальное уходит на теневой рынок и используется мошенниками, — констатировал Максим Шарков.
Именно поэтому телеком-операторы стали пересматривать свои условия работы. В частности, билайн одним из первых отказался от необдуманной гонки за числом абонентов и поднял вопрос о качестве абонентской базы, об ужесточении требований при продаже sim-карт, а также начал активно внедрять сервисы безопасности для клиентов, позволяющие создать зонтичный принцип защиты абонентов.
— Для защиты от мошеннических атак мы разработали продукт, помогающий выявить жертву, на которую началась атака. Мы блокируем вызов, присылаем абоненту смс о том, что на него началась атака и нужно быть внимательным к звонкам. На некоторое время можем блокировать трафик, — комментирует директор по управлению фродом билайн Петр Алферов. — Если купол не сработал и звонок пробивается, то к защите подключается «Группа быстрого реагирования», которая помогает клиентам разобраться в сложных ситуациях. Команда ГБР может оперативно связаться с поддержкой банков, а также подскажет, как защитить аккаунты в банках, Госуслугах и мессенджерах.
Максим Шарков добавил, что компания внимательно анализирует потребности и боли клиентов и настраивает на них свои бизнес-решения. В частности, после анализа жалоб клиентов на списание средств были отключены токсичные неосознанные подписки от партнёров, которые клиент мог подключить случайно.
— Мы на все свои проекты прежде всего смотрим с точки зрения безопасности клиентов. По данным исследования ComNews Research, по комплексной защите телефонных номеров от мошеннических действий билайн признан одним из самых безопасных, — добавил Шарков.
В начале апреля билайн расширил покрытие 4G LTE в метрополитене, обеспечив непрерывный сервис не только на станциях и в переходах, но и в тоннелях, на всем пути следования поездов по красной и зеленой веткам.
Среди новых вызовов эксперты компании называют постепенное распространение практики дипфейков, в том числе с голосовыми и даже видеофайлами. Еще один актуальный вызов ― активное включение в мошеннические схемы мессенджеров.
Стоит отметить, что, по оценке экспертов, решить проблемы с мошенниками одному телеком-оператору или даже всем участникам этого рынка невозможно. К процессу должны подключиться государство, банки, правоохранительные структуры и т.д.
— Сейчас мы максимально концентрируемся на межотраслевом взаимодействии и призываем к партнерству телеком-операторов, банкиров, государство. Без взаимодействия, в одиночку никто из нас с этой историей не справится, — говорит Петр Алферов. — Наш абонент контактирует с цифровой экономикой через огромное количество каналов: соцсети, мессенджеры, сервисы услуг ― и мы должны объединиться, чтобы его защитить. Думаю, уже в ближайшее время будут новые прорывы в этом взаимодействии.
Одной из самых актуальных мер противодействия мошенникам Пётр Алферов называет необходимость уточнения действующих механизмов идентификации.
— Важно искать компромисс между удобством и решением — чтобы одновременно было удобно и безопасно пользователю и максимально некомфортно мошеннику. И мы понимаем, что борьба с мошенничеством, борьба за безопасность клиентов — это игра вдолгую. Мы к ней готовы, — резюмируют в билайн.
Авария произошла утром 24 ноября
В соревнованиях дебютировали игроки из Южно-Африканской Республики и Мьянмы
Еще три человека доставлены в больницы
Нарушителям выписали штраф
В отношении администрации поселка расследуется уголовное дело по факту перебоев с горячим водоснабжением
Количество кредитов с господдержкой уменьшилось на 30%