В организационно-правовой форме АО и ГУП они не могут конкурировать с коммерческими компаниями, работающими в лесной отрасли.
— В 2015 году акционерные общества, собственниками которых является регион, перечислили в бюджет области 2,5 млн рублей в качестве дивидендов. Низкий объем поступлений объясняется тем, что основной набор АО, которые принадлежат области — это лесхозы, — констатировал руководитель департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области Роман Шилохвостов, выступая на комитете по бюджету регионального парламента.
Он напомнил, что в 2000-х годах, после изменения законодательства, большинство аукционов на лесопользование в регионе выигрывают коммерческие структуры, в результате по области прокатилась волна банкротств лесхозов, которая продолжается до сих пор.
— Порядка 10 АО и ГУПов было ликвидировано. На сегодняшний момент вопрос передачи ценного леса так же стоит на аукционе. Выиграть в этих торгах лесхозу практически нереально, что подтвердили последние аукционы проведенные департаментом лесного хозяйства области в этом году, — добавил Шилохвостов.
По словам депутата Заксобрания Сергея Гайдука (Каргатский район), в четыре района области на аукционы приехали «мальчик и девочка с чемоданом из Омска».
— Они выиграли аукцион и говорят, а мы лес в субаренду Варданяну (по данным сбис Арсен Варданян является директором ООО Варданян. Предприятие занимается распиловкой и строганием древесины — ред) передадим, который в том году выиграл тендер по Каргатскому району. Платите деньги. Сегодня там леса горят, никто их не тушит — денег нет. Вот ситуация, — добавил он.
Шилохвостов подтвердил, что сегодня законодательство не позволяет передавать лес напрямую лесхозам. В тоже время на лесхозы ложится работа по проведению лесовосстановительных функций и пожаротушения, а финансовой подпитки для ее выполнения нет. Кроме того, лесхозы обязаны заниматься химической защитой лесов, содержанием вышек, тушить сельхозпалы. Те госконтракты, которые спускаются с уровня федерации, практически ничего не покрывают.
— Мы недавно поднимали эту информацию и как вариант сейчас прорабатываем следующее предложение: если мы ставим функции по лесовосстановлению и пожаротушению в разряд государственных, как это обозначал президент, то на эту тему нужно делать соответствующую программу. Возникает вообще вопрос: нужно ли содержать лесхозы в том организационно-правовом виде в котором они существуют сейчас — ОАО и ГУП. Я уже неоднократно предлагал департаменту лесного хозяйства рассмотреть возможность их перевода в разряд госучреждений, чтобы можно было до них доводить госзадание и освободить от несвойственных им функций, — говорит Роман Шилохвостов
Чиновник отметил, что пока основной заработок лесхозы могут получать от некондиционного леса. Но тут возникает еще одна проблема, связанная с обеспечением населения дровами.
— Граждане имеют льготу на определенный надел лесного участка под свои нужды на заготовку дров. В итоге получается следующее: мало кто идет в лес с топором сам, население передает эту льготу предпринимателям за копейку или физический объем, предприниматель получает лес даром и сбивает цены — и лесхоз, который платит налоги, несет затраты, не может с ним конкурировать со своей продукцией. Таким образом, эту возможность выровнять баланс лесхозы также не могут использовать, — констатировал он.
Роман Шилохвостов так же отметил, что нужно решить вопрос с руководством лесхозов — в отдаленных районах сегодня очень трудно найти грамотный менеджмент, который мог бы эффективно управлять предприятиями отрасли.
Сергей Гайдук предложил также внести изменения в законодательство, чтобы победитель торгов получал участок леса в аренду на 3—5 лет. Тогда он будет заинтересован заниматься выпилом, восстановлением, тушением пожаров, чтобы на участке был порядок.
— Сегодня как получается: победил на аукционе — пришел на год. Что там будет дальше — не знаю, выжал с участка леса все, что можно и исчез. Мы сегодня ничего не сделаем, пока не изменится законодательство, — добавил он.
По словам депутата Валентина Сичкарева, не важно, какая у лесхозов форма собственности — главное, чтобы у них были участки лесного фонда для осуществления хозяйственной деятельности.
— На конкурс нередко заявляются непонятные люди. Выигрывают, получают лес в аренду и не несут никакой ответственности за участок. Пока вырисовывается такая картина. В моем понимании, все должно быть упорядочено: за арендаторами необходимо закрепить функции лесоохраны и контроля, бюджет должен получать за сдачу леса в аренду реальную цену, должны создаваться условия для формирования и развития лесоперерабатывающих предприятий. Пока ситуация в отрасли не очень понятная, — констатировал он.
В Заксобрании Новосибирской области создана рабочая группа, которая проанализирует ситуацию в лесной отрасли региона. От правительства в нее вошли Роман Шилохвостов и глава департамента лесного хозяйства Сергей Швец.
Лесохозяйственный комплекс Новосибирской области сегодня насчитывает более 50 организаций различных форм собственности. На территории региона работает 26 лесхозов, подведомственных департаменту. Еще около двух десятков — арендаторы (занимаются заготовкой и переработкой древесины). По итогам 2015 года лесхозы произвели порядка 70 % от товарной продукции ЛПК региона, 30 % пришлось на долю остальных арендаторов, уточнял Сергей Швец корреспонденту Infopro54.
Фото: Daniela
Юлия Данилова
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
За 10 месяцев она выросла почти на 15%
А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…
Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра
Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края