Categories: Общество

Либо затопит, либо не затопит

В Новосибирской области объявлен режим чрезвычайной ситуации из-за паводка. Затоплено 3 843 дачных участков в Советском и Первомайском районах Новосибирска и Колыванском районе области.

Сегодня состоялась пресс-конференция, на которой специалисты рассказали о причинах затопления, его масштабах, оценили действия служб, ответственных за ситуацию. Зал был битком набит журналистами, были среди присутствующих и пострадавшие.

Со слезами на глазах они рассказывали о том, как в ночь на 11 мая уровень воды стал подниматься буквально на глазах, в течение нескольких часов достигнув метрового уровня — ледяной воды, в которой оказывались дома, машины, огороды… А ведь накануне обещали, что она не поднимется выше 30 сантиметров. Люди звонили в МЧС, спасателям, но спасать себя и своё имущество пришлось самим.

Пресс-конференция оставила тягостное впечатление. Спикеры, а это руководство регионального МЧС, Верхне-обского управления, Новосибирской ГЭС, гидрометеорологи и муниципальные чиновники, по сути, пытались донести до СМИ одну единственную мысль: против природы мы бессильны.

Предугадать интенсивность паводка — не можем, точно спрогнозировать характер наполнения крупных водных артерий, таких как Обь, — не в состоянии, заставить людей заранее эвакуироваться из опасных зон — не имеем права, экстренно вывезти пострадавших и спасти их имущество — не хватает ресурсов.

И. о. начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области Андрей Деменёв утверждает, что 10 мая были проведены все необходимые оперативные мероприятия, и люди, находящиеся в зоне возможного подтопления, оповещены. Если до кого-то эта информация не дошла, будут разбираться индивидуально:

— Река ведёт себя по-разному. Мы думали, что будет приход в 30—40 сантиметров, а пришло 60. Мы не можем полагаться на точность прогноза. Каждый должен все-таки рассчитывать не только на власть, но и быть ответственным за себя.

И вообще, по мнению спикеров, работа всех служб, отвечающих за ситуацию, «была поставлена на достаточно хорошем, удовлетворительном уровне».

Ещё месяц назад никто не предполагал, что паводок будет таким сильным, ведь объемы выпавшего в Алтайском крае снега были не рекордно большими. Однако в этом году притоки Оби — а особенно Щумыш и Иня — аномально рано и аномально сильно начали наполнять нашу водную артерию. Высокие температуры — на праздники в Алтайском крае стояла 30-ти градусная жара — усилили эти процессы.

Специалисты были вынуждены признать, что косвенно на ситуацию повлияла и технологическая дамба в районе Бугринского моста, которую должны снести в июле этого года. Из-за неё, процентов на 10, вода не уходила с зоны подтопления. Хотя более полно оценить влияние нового моста на поведение реки можно будет только года через три.

ГЭС, по словам руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления Василия Борисенко, попыталась наладить режим сброса воды, чтобы и людей не подтопить, и водохранилище не переполнить. Но 9 мая стало ясно, что компромисс найти не удастся. Пожертвовали дачниками.

— Мы должны решать целый комплекс вопросов: учитывать нужды водопользователей, навигации, сельского и рыбного хозяйства. Наша задача гораздо шире, а не только в том, как не подтопить садовые участки. Нам необходимо выстраивать работу таким образом, чтобы минимизировать негативные последствия, но в строгом соответствии с правилами. Сказать, что впредь такого не будет, думаю, никто из здесь присутствующих, не может. Это вода, это природа.

Таким образом, риск повторения ситуации этого года сохраняется. Ведь и методик расчёта выхода воды в пойме Оби и боковых её притоков не существует. Да и гарантировать, что следующая волна паводка, которая ожидается в конце мая, не приведёт к таким же последствиям, специалисты не берутся:

— Мы работаем на основании прогноза, прогноз может не оправдаться. Исключать, что будут подтопления, я не могу, — прокомментировал Василий Борисенко.

Более того, оказывается, даже невозможно назвать дату, когда вода уйдёт с дачных участков:

— Точно сказать, когда вода будет уходить, не могу, — ответил начальник управления мэрии города Новосибирска по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Александр Ерохин. — Пока вода не испариться. Много зависит от уровня увлажнения почвы.

Сейчас ведётся эвакуация пострадавших, сотрудники МЧС помогают спасать имущество пострадавших.

Хорошо, если затопленная собственность была застрахована, тогда есть достаточно большие шансы получить выплаты. Надо только обратиться в районную администрацию за справкой. В противном случае свое право на компенсацию придётся отстаивать в суде. Дополнительную информацию можно узнать на сайте ГУ МЧС, по телефону 23-999-99 или просто позвонить «01».

О массовых компенсациях пострадавшим со стороны мэрии или государства речь даже не идёт. В ближайшее время будет оцениваться ущерб и делаться оргвыводы.

— Проанализируем ситуацию стопроцентно, — пообещал руководитель Верхне-Обского БВУ Василий Борисенко, который на этой встрече принял основной информационный удар от журналистов на себя. — Надеюсь, последуют какие-то практические решения в части совершенствования сети гидрологических постов, качества прогнозирования.

Конечно, разобраться пообещали, но, судя по ответу, какой-то конкретной программы действий пока нет. Все решают оперативные проблемы по мере их поступления, оправдывая свои просчеты отсутствием точных прогнозов.

И как тут не вспомнить старую шутку:

— Какова вероятность встретить динозавра на улице?

— 50 на 50. Либо встретишь, либо не встретишь.

Так и у нас. Либо будут затопления, либо нет.

Фото: Ростислав Нетисов

 

tkrasnova

Recent Posts

Застройщики Новосибирска обязались вложить в школы и детсады 14 млрд рублей

За 2024 год в регионе выдано 191 разрешение на строительство многоквартирных домов

49 минут ago

Из магазинов «Читай города» за год украли 300 тысяч книг

Самой большой популярностью у воров пользовались книги для айтишников

3 часа ago