Categories: Uncategorized

«Люди «голосуют» за ухудшение экологической ситуации ногами»

— Новосибирск всегда отличался своей перспективностью и видением, в каком направлении нужно развиваться. Одним из первых проводников устойчивого развития в Сибири был академик Валентин Афанасьевич Коптюг. Он об этом говорил еще в середине 90-х годов прошлого века. Когда мы в 1999 году разрабатывали первую стратегию развития Новосибирска до 2020 года, она звучала как «Стратегия устойчивого развития». Сейчас можно посмотреть, какие параметры в нее закладывались, чего удалось достичь, а чего не получилось, и проанализировать — почему.

Если говорить о ESG сегодня, то можно увидеть, что многие сводят часть Environmental к углеродному следу. Да, он имеет значение, но понятие «environmental» гораздо шире, и для Сибири это имеет огромное значение.

Посмотрим данные Росстата по выбросам загрязняющих веществ только от стационарных источников в атмосферу с 2005 по 2020 годы. В целом по России и большинству регионов мы наблюдаем снижение, причем существенное. Но по ряду субъектов федерации выбросы увеличились. Напомню, мы не учитываем загрязнение атмосферы от автомобильного транспорта. В Уральском федеральном округе выбросы с 2005 года сократились в два раза, и сейчас на первом месте в России находится Сибирь. Наша доля в общем объеме выбросов увеличилась с 26 до 33%. В Сибирском федеральном округе лидируют Красноярский край и Кемеровская область, но если в Красноярском крае выбросы хоть немного, но сократились, то на Кузбассе они выросли. Для сравнения: на Москву приходится менее 1% от общего объема загрязнения атмосферы по стране.

А теперь посмотрим на расходы на охрану окружающей среды. В целом по России объемы финансирования в большинстве регионов существенно увеличились, в том числе благодаря нацпроектам. Они дают регионам дополнительные возможности для решения задач по охране окружающей среды. Но распределение средств в полной мере не учитывает ситуацию, и внимание регионам Сибири оказывается не в той мере, которая необходима. В итоге удельный вес финансирования природоохранных мероприятий в Сибири, Красноярском крае, Кузбассе уменьшился на фоне роста выбросов. Эту ситуацию нужно внимательно отслеживать на региональном уровне: и власти, и общественности, и бизнесу. К сожалению, далеко не все собственники проживают в тех регионах, где работает их компания, поэтому им не так важна эта тематика, но для нас, жителей регионов, этот вопрос должен быть актуальным. Для сравнения: на Москву приходятся 5,7% от всего финансирования природоохранных проектов по России, то есть столица вкладывает в улучшение экологической ситуации бешеные деньги.

Что мы получаем в итоге? Если раньше режим «черного неба» в том же Новосибирске объявлялся крайне редко, то сейчас все чаще и чаще. Режим «черного неба» или неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) — это период, когда загрязняющие вещества в воздухе городов накапливаются активнее всего. Люди видят ухудшение экологической ситуации и «голосуют» самым простым образом — ногами. Именно поэтому ситуация с состоянием окружающей среды должна находиться на постоянном контроле у региональной и федеральной власти.

Мы видим, что с 2005 по 2020 годы постоянно идет уменьшение численности населения в Приволжском и Дальневосточном федеральных округах. В Сибири естественный прирост сохраняется только в Республиках Алтай и Тыва за счет большого количества многодетных, но в этих регионах уровень жизни ниже среднего, так как в семье чаще всего работает только отец. Остроту проблемы частично помогает решать программа маткапитала, меры поддержки многодетных семей — и их нужно сохранять.

Если посмотреть на смертность населения в трудоспособном возрасте, то, по сравнению с 2005-м, снижение к 2020 году произошло очень серьезное. В том числе за счет увеличения объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи, создания сети региональных сосудистых центров, позволяющих уменьшить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Что касается регионов Сибири, то снижение смертности населения у нас хорошее, но она по-прежнему существенно выше, чем в целом по России.

Также стоит посмотреть на коэффициенты миграционного прироста. Регионы Сибири традиционно привлекали много мигрантов за счет диверсификации экономики. Но если посмотреть в разрезе на тех, кто уезжает и приезжает, то тенденция более печальная. Из Новосибирской области за рубеж уезжает много состоявшихся людей, которые уверены в своих силах, но не видят возможности для своей реализации на территории. Нужно принимать кардинальные меры, чтобы этот процесс остановить. За счет строительства одного «СКИФа» это сделать невозможно. При этом в Новосибирской области фиксируется хороший приток мигрантов, больше чем в среднем по России, но если посмотреть кто к нам приезжает… Это приносит много проблем и государству, и бизнесу, и обществу. На мой взгляд, государство должно более жестко прописывать, какие мигранты ему нужны, какой квалификацией и образованием они должны обладать. Только это будет способствовать быстрому росту экономики

Наконец, что касается средней номинальной зарплаты. Это один из стимулов для того, чтобы остаться в регионе, в стране. В целом, по данным Росстата, мы наблюдаем благоприятную тенденцию. С 2005 года в среднем по России зарплата выросла в 6 раз. В регионах Сибири темпы ниже, хотя условия жизни хуже, чем в Москве. По отдельным категориям работников можно наблюдать еще большую несправедливость. Например, разница в зарплатах врачей в регионах и столице — в несколько раз. Во время пандемии это приводило к тому, что врачи из Новосибирска, Алтая, Омска ехали в Москву и прямо говорили, что в столице за ту же опасность будут получать зарплату в разы больше. На уровне государства такого расслоения допускать категорически нельзя. Нужно пересматривать существующую систему оплаты труда в социальной сфере. Не должно быть такой дифференциации. Для государства это смертельно опасно, так как приводит к тому, что на маленькой территории сосредотачивается большое количество населения. Чем больше будет проходить опустынивание других территорий РФ, тем больше будет желание сопредельных государств зайти на них.

Марина Санькова

Share
Published by
Марина Санькова

Recent Posts

В твороге «Алтайской буренки» обнаружили «мясной клей»

Этот фермент также выявили в сосисках, которые ранее продавались в магазинах Новосибирска

13 часов ago

Новосибирцы отправили около 600 жалоб на мошенников в Банк России

Это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года

14 часов ago