Малая урбанизация поранилась о грани кадастровых проблем

Превращение дачных пригородов в полновесную субурбию, в «одноэтажную Россию» (аналог воспетой Ильфом и Петровым одноэтажной Америки) в Новосибирской области идет весьма динамично. По этой части наш регион — уверенный соперник Московской и Ленинградской областей. Срабатывает естественная для агломераций динамика. И пригородный пояс постоянного проживания — это для Новосибирска уже наблюдаемая реальность. Примечательно, например, что поселки, оформившиеся изначально как садово-дачные общества, со временем превратились в ТСН — товарищества собственников недвижимости. Этот формат позволяет оформлять постройки не просто как дачные домики, а уже как дома постоянного проживания. Впрочем, у этого превращения дачного пояса в жилой пригород есть и подводные камни — процесс спотыкается о кадастровые неровности родом из эпохи начальной приватизации. И усугубляется эта проблема растерянностью нынешних районных администраций. Показательна здесь проблема ТСН «Шафран», созданного в 1998 году как дачное общество. Этот поселок, плавно переживший превращение из дачного в территорию постоянного проживания, в ходе этой эволюции оказался в изоляции от «большого мира» — без подъездных дорог. И, соответственно, без машин экстренных служб и коммунальной техники.

Впрочем, изначально дорогу «Шафран» имел — пусть гравийную, но вполне функциональную.

— Со времени создания поселка, с самого 1998-го мы поддерживали в рабочем состоянии подъездную дорогу, идущую вдоль ЛЭП, — вспоминает Ирина Горевая, представитель ТСН «Шафран». — Подсыпали гравий, выравнивали. В 2012 году администрация Морского сельсовета организовала по соседству новое дачное общество. Соответственно, часть нашей подъездной дороги попала в собственность этого нового общества под названием «Тихие зори». В 2015 году (в ту пору у «Тихих зорь» был другой председатель) между нашими обществами был заключен договор о совместной деятельности. Согласно этому договору дальнейшую достройку дороги мы должны были вести совместно. И совместно финансировать этот процесс. Часть денег от себя мы уже внесли, другую часть должны были внести после того, как «Тихие зори» достроят дорогу. Нами были заплачены 312 тысяч рублей, а 299 тысяч остались им должны. Договор этот был подписан в 2015-м, в 2016-м дорогу все еще не доделали. Осенью 2016-го мы подписали соглашение о том, что платим оставшуюся часть после подписания трехстороннего акта. Потом в «Тихих зорях» сменился председатель, а в 2019-м у нас начались проблемы. «Тихие зори» эту проблему оглашают так: «У «Шафрана» долг, а мы-то дорогу уже давно достроили».

Как подчеркнула Ирина Горевая, такая расстановка акцентов практически «забетонировала» ситуацию в форме необсуждаемого конфликта.

— Никаких актов, никаких документов от них не поступало, — вспоминает Горевая. — Но в чисто бытовых разговорах, так сказать, не под запись, проскакивали оговорки. Мол, да, мы дорогу-то не достроили, надо как-нибудь доделать… То есть на уровне нефиксированного диалога они все признают. А вот в документальную плоскость невозможно вывести ни ту, ни другую трактовку. Мы говорим: «Тогда дайте документы, подтверждающие либо завершенность, либо незавершенность». Но нет ни того, ни другого. Ситуация будто зависла в состоянии намеренной неразрешимости. Так что наш единственный выездной путь сейчас — это 270 метров гравийной дороги, идущей по землям нераспределенной госсобственности и упирающейся в частные земли. В итоге органы власти нас отталкивают: «Это проблема ваших отношений, сами ищите компромиссы». А новый председатель «Тихих зорь» всегда конфигурировал эту ситуацию в формы конфликта. Мол, люди из «Шафрана» недобросовестны, потому мы и свою часть достраивать не будем, и платить не будем, и ездить не будем, раз уж на то пошло». Мы, в свою очередь, просим показать документ, где обозначался бы наш отказ (раз уж мы, по их словам, отказались от сотрудничества). Но никаких документов нет. «Окей, — говорим мы, — дорогу вы доделали, давайте акт, мы в пять дней переведем деньги». В ответ «агрессивное молчание» — одностороннее расторжение договора. Мы уже согласились и на двойную стоимость — нужно же как-то из этого конфликта выходить — теперь цену подняли с 299 тысяч до 575. «Ладно, — говорим мы, — пусть 575 тысяч!». В «Тихих зорях» эту сумму выносят на голосование, и все опять кончается ничем — все равно проезд нам закрывают. В итоге на текущий момент мы закрыты со всех сторон. Между тем у граждан есть конституционное право на свободное перемещение и право на проезд к своей собственности.

По словам Ирины Горевой, администрация Морского сельсовета в этом вопросе заняла позицию созерцательного неучастия:

— Нынешнее равнодушие администрации нам совершенно непонятно. Земли выделялись с пометкой о возможном изъятии под нужды развития инфраструктуры. А теперь администрация говорит: «А какие у нас основания изъять эти земли?». То есть 102 запертых участка — это уже как бы и не основание? К нам ни пожарная машина не проедет, ни скорая помощь. У нас общество круглогодичного проживания, многие постройки зарегистрированы уже не как дачи, а как жилые дома. У нас есть семьи, для которых это жилье единственное. И потому сервисная связка с городом принципиально важна. Но случись что, эти люди окажутся в полной беспомощности — никакие экстренные службы до них попросту не доберутся.  Тут очень много зарегистрировано жилых домов для постоянного проживания. Потому проблема транспортно-сервисной связи с «большой землей» для нас насущна. Поддержку инфраструктуры мы выполняем личным порядком, на уровне своего сообщества. Большую подъездную дорогу, идущую до развилки на наш «Шафран» и «Тихие зори», мы чистим вместе со всеми — в числе пяти обществ. Поэтому обвинять нас в эгоцентризме по меньшей мере нелогично. Все это пространство — дорога, линия электропередач вдоль нее — было оформлено как земля под дачное строительство. Кстати, соседнее с нами общество «Ясная поляна», где 500 с лишним участков, имеет подъездную дорогу, которая тоже попала в собственность «Тихих зорь» как земли под дачное строительство.

Противоположная сторона, по определению Ирины Горевой, не то чтобы несговорчива — она теперь вообще ускользает из коммуникативного поля. Конфликт вошел в удивительную фазу — он как бы инкапсулировался, окуклился.

— И теперь он вообще нерешаем без администрации, — восклицает Ирина Горевая. — Но там нам отвечают: «У вас с другой стороны общество «Родина», договаривайтесь тогда с ними». Но в «Родине» такие узкие улочки-проходы, что ни один автомобиль экстренных служб в них попросту не втиснется. Зимой там даже толком снег не почистить — его некуда выталкивать. Кромочную часть под снегоотвалы там не сделаешь — тогда туда не протиснутся даже микролитражки. Снегоуборочная техника въехать туда не может. Только скорая помощь легкового формата, а пожарные машины и мусоровозы — не проходят по габаритам. И «Родина» тоже не хочет, что бы мы через их улочки ездили — их доводы тоже можно понять, мы не в обиде.

У жителей «Шафрана» остается надежда на суд в качестве последней инстанции. Кроме того, они подали запрос в администрацию на установление публичного сервитута.

— Но администрация считает, что у нас спор двух хозяйствующих субъектов, —недоумевает Ирина Горевая. — И потому, мол, сервитут не полагается. Мне же известно, что прецеденты были — публичный сервитут был наложен для решения аналогичной проблемы. Но нам в публичном сервитуте почему-то отказывают. Отвечают: «Проблема не нуждается в таком решении, поскольку у вас есть альтернативный проезд». Но где он — никто не в силах показать.

Описанную проблему сама Ирина Горевая называет системно обусловленной, бессрочным проявлением системных огрехов.

— Это последствие кадастровой поспешности, — резюмирует Горевая. Ошибки, допущенной изначально. Ошибки, которую сейчас никто не хочет исправлять при всей ее очевидности. Администрация в свое время так лихо нараздавала земли, что не оставила пространств для создания подъездных путей. В наших краях идут четыре подобных крупных конфликта, наш — не единственный. И при этом еще правового поля для типизированного решения таких конфликтов не осталось. Думаю, с такой проблемой могут столкнуться и другие жители развивающейся пригородной зоны. Потому для них разрешение этой проблемы (а за решение мы боремся) могло бы, так сказать, стать коллегиальным опытом.

Фото автора

tkrasnova

Recent Posts

Дополнительный общественный транспорт на Радоницу запустят в Новосибирске

Уехать на городские кладбища можно будет от площади Калинина и «Золотой Нивы».

18 часов ago