«Мой уровень в бизнесе — «песочница»

В Таиланде навеяло

— Ксения, сколько лет назад вы начали свой бизнес? Почему решили заняться производством и именно конфет?

— Это было шесть лет назад. В 2012 году мы с будущим партнером (Александр Чохар. — ред.) поехали в отпуск в Таиланд и в одном из ТЦ — банкогской МЕГЕ — увидели, что народ толпится вокруг стеклянного островка. Долго не могли понять, что происходит. Ребята на глазах у изумленной публики собирали из цветной карамели какую-то объемную мозаику, а в конце концов на срезе маленькой конфетки, которая получилась в итоге, мы увидели обезьянку. Весь процесс занял около 2 часов, и конфеты тут же пошли в продажу. Нам эта идея показалась очень необычной и свежей, и, вернувшись в Россию, мы нашли этих ребят через Facebook, предложили открыть в Новосибирске филиал. Тогда оказалось, что они сами недавно создали компанию и всего боятся. Но они свели нас с тренером-австралийцем, который разработал эту технологию и ставил бизнес-процессы подобным компаниях по всему миру.

Около года мы вели с ним переговоры, подыскивали помещение, закупали оборудование. И уже в 2013 году он приземлился в аэропорту Новосибирска. У нас было три недели жесткого персонального тренинга по 8-10 часов в день. Он был ужасно требователен и строг как по отношению к нам, так и к себе. Но спустя три недели мы абсолютно прокачали свои навыки, и у нас сразу появились заказчики.

С точки зрения маркетолога, я объясняю это тем, что сейчас на рынке нечасто появляются новые интересные продукты, а если появляются, то он (рынок) быстро и с удовольствием их «съедает». Так случилось с нашими конфетами.

— Аналоги вашего бизнеса в России сейчас есть?

— Их немного, но есть. Однако, эти компании делают более простые вещи, чем то, что предлагаем мы.

У наших конфет есть всего два параметра — вкус и цвет. Если что-то из них будет плохим, то потребитель проголосует рублем, и мы быстро потеряем рынок. К примеру, большинство людей думают, что сахар одинаков, а он совершенно разный. Даже у одной партии могут быть очень серьезные отличия по параметрам. Все наши конфеты производятся вручную — горячий стол позволяет сохранить пластичность карамели для того, чтобы работать с ней, вытягивая трубочки диаметром в 1 см. При этом мы очень строго следим за гигиеничностью производства. У нашей продукции и производства есть декларация соответствия, мы используем только качественные ингредиенты.

Производство карамели — это сложная дизайнерская и конструкторская задача, требующая, чтобы у мастера было хорошо развито пространственное мышление, чтобы он мог быстро реагировать на нестандартные задачи. Это не механическая работа, на которую можно нанять человека с улицы.

— Как придумали бренд?

— Ну, тут нужно мне отдать должное, как маркетологу. «Конфетку?» — очень хорошее название с точки зрения маркетинга. Дурацкое, но оно отлично работает, запоминается с первого раза. Я принципиально хотела русское название, так как почувствовала, что мода на англоязычный нейминг отходит.

«В работе с карамелью, как и с тестом, очень важно настроение»

— Что произошло с вашим проектом за минувшие пять лет?

— В бизнесе, подобному нашему, многое зависит от человека, который его развивает. К моей печали, прошедшие годы были не такими активными, как хотелось изначально. У нас несколько раз были сложности с помещением, когда арендодатель просил освободить его в недельные сроки. Подобрать новое было непросто, так как для нашего производства требуются специфические условия. До сих пор мы находимся на задворках Академгородка. Но мы работаем в «белую» и честно платим все налоги!

Мы стараемся диверсифицировать бизнес. Например, открыли направление мастер-классов. Производство конфет — это, прежде всего, ручной труд. Когда к нам приходят гости, они очень удивляются, не увидев производство и кучу оборудования, как в фильме «Чарли и шоколадная фабрика». Многие, особенно мужчины, очень скептически относятся, когда видят перед собой несколько кастрюль, сахар, патоку и воду. Но скепсис проходит через пару часов. Ценник на мастер-классы у нас достаточно высокий — 3 тысячи рублей, поэтому наши участники — это люди с достатком средним и выше среднего. Как правило, это представители интеллектуальных профессий и мало что делающие руками. У нас они получают возможность сразу увидеть результат своей работы и поделиться им в соцсетях с друзьями, выложить фото в Инстаграмм. Получается «вау-эффект»! Кстати, всю продукцию, которую наши участники делают на мастер-классах, они уносят с собой.

К сожалению, сейчас мы приостановили их проведение: ищем помещение в городе.

— Сколько сотрудников сейчас занято в вашем производстве?

— На производстве карамели всегда должна работать как минимум двое человек. Юриста и бухгалтера мы привлекаем на аутсорсинге. У нас нет мегаоборотов, самое главное — выдавать хороший продукт, поэтому мы не видим смысла раздувать штат.

— Как разделились ваши обязанности в бизнесе?

— Компания оформлена как ООО, где 51% принадлежит мне и 49% — партнеру. Мой партнер Александр отвечает за производственную и технологическую часть бизнеса, IT-решения и очень трепетно относится к этому процессу. Я — за развитие и PR.

— На какие объемы производства удалось выйти?

— Сработавшаяся пара за восьмичасовую смену может произвести около 25 кг конфет. Но сразу скажу, что ситуации бывают разные. Иногда включается человеческий фактор, когда человек собирает карамель и буквы ставит вверх ногами… Такой продукт заказчику отдавать нельзя, и он идет в брак. Я заметила, что в работе с карамелью, как и с тестом, очень важно настроение. Нельзя подходить к столу с плохими мыслями, разозленной — можно назвать это эзотерикой, но карамель все чувствует, с ней постоянно что-то происходит: она начинает быстро застывать, кристаллизоваться и т. д. То есть получается брак.

Объемы производства у нас зависят от сезона. Например, летом наша карамель хорошо востребована на свадьбах. В среднем у нас уходит около 200-300 кг за месяц. Много заказов перед Новым годом. В это время мы работаем только по договорам с партнерами. В розницу уходит около 110-150 кг в месяц.

При пиковой нагрузке можем производить 500-600 кг в месяц, а при работе в несколько смен — и того больше.

— Кто конструирует дизайн конфет?

— Это отдельная и самая интересная история. В наших конфетах рисунок не наносится на карамель — технология выкладывает его внутри конфеты, чтобы на срезе получалось заданное изображение. Простые и отработанные рисунки можно делать каждый день практически не глядя. С заказными проектами все намного сложнее: каждый заказ — это новый рисунок, который нужно оформить на бумаге, согласовать макет с заказчиком, вручную перенести и собрать его на продукте. Тут очень велика вероятность ошибки. Не всегда удается соблюдать пропорции, но логотип будет узнаваем, а все слова читаются.

— Как выбираете вкусы?

— С этим мы стараемся не экспериментировать, закупая ароматику у проверенных компаний-поставщиков. Сейчас они предлагают довольно большой выбор качественных вкусов. Кстати, в карамель добавляется очень небольшое количество красителей и ароматизаторов, так что на здоровье они не влияют. Но сама карамель на 100% состоит из сахара, поэтому любителям ЗОЖ нужно отслеживать не состав, а количество съеденного продукта.

— Какие каналы продвижения используете?

— Это «сарафанное радио, интернет-продвижение ВКонтакте, Facebook. Прямой рекламы почти нет, за исключением сбора лидов через директ-рекламу.

Что касается розницы… Хочу отметить, что наша карамель дорогая — 1 кг в рознице стоит 1200 рублей, расфасованная баночка по 200 гр. — 240 рублей. На заказ еще дороже — 1 кг стоит 1700 рублей. Мы никогда не будем конкурировать с барбарисками в «Ленте», мы не сможем стоять с ними на одной полке. «Конфетку?» — это комплементарный продукт, который человек приобретает на эмоциях в дополнение к основной покупке. Обычно мы продаемся в прикассовой зоне книжных магазинов, в цветочных салонах, в кофейнях, где ребята-продавцы дают посетителям попробовать карамель. Это эмоциональная, импульсивная покупка.

— Как выходите на эти каналы?

— У меня беспорядочные социальные связи (смеется. — ред.), поэтому «зайти» в эти точки мне было несложно. Это мои личные контакты или максимум одно-два рукопожатия. Однако в какие-то интересные нам точки «зайти» так и не получилось. Например, мы долго вели переговоры с сетью магазинов «Сорока», но они ни к чему не привели.

— Каков размер вложений в бизнес? Окупились ли они?

— На старте вложения составили около 1 млн рублей. Потом, конечно, были новые инвестиции. На окупаемость мы вышли к 3-4 году развития проекта.

Два посыла Космосу

— Можете рассказать о планах вашего развития?

— Очень надеюсь, что когда-нибудь подступлюсь к упаковке и продаже франшиз нашего бренда «Конфетку?». Пока отношусь к этому с опаской, так как понимаю — есть вероятность передачи технологии человеку, который может встать и уйти, стать моим конкурентом. Мы поднимали этот вопрос еще на старте, задавая его тренеру-австралийцу. Он рекомендовал не бояться, заявив, что такие риски есть в любом бизнесе. Здесь все решает сеть сформированных контактов с поставщиками, узнаваемость торговой марки, отлаженная внутренняя работа.

Мы выясняли, что получить патент на производство наших конфет невозможно, так как достаточно малейшего изменения в рецептуре — и продукт выпадает из-под закона о защите авторских прав. Кроме того, тренер сказал нам еще одну вещь: да, любой бизнес можно дуплицировать, но не все люди хотят это делать. Очень многих устраивает позиция наемных сотрудников, так как бизнес — это ответственность, и не все хотят на себя ее брать.

Очень хорошей, на мой взгляд, была история с мастер-классами. Но Академгородок — не очень удачное место для их дислокации: наша основная аудитория проживает в центре города и ленится ехать в Советский район, хотя в выходные дорога занимает не более 30 минут. Сейчас я подыскиваю проходимое место в центре Новосибирска с хорошей вытяжкой. Рассматриваю вероятность с кем-то скооперироваться. Возможно, Космос меня услышит, и эта мега-идея реализуется. Думаю, что количество участников мастер-классов будет очень большим. Когда мы приостановили их проведение, нас завалили письмами с вопросами «когда они возобновятся?»

Очень интересные перспективы по развитию розничного направления бизнеса, корпоративных проектов.

— Судя по вашей активности в соцсетях, вы ведете несколько проектов…

— Да, это как раз одна из причин, почему сейчас, спустя 5 лет после запуска бизнеса, мы не пришли к тем результатам, которые для себя определяли. Сейчас у меня три совершенно не связанных между собой проекта, плюс я преподаю в вузе. Конечно, это мешает развивать «Конфетку?». Но моя неуемная энергия требует выхода. Мне хочется многого и разного, чтобы не скучать. Возможно, я так просто оправдываюсь и боюсь погрузится в собственный производственный проект, так как другие дают мне «финансовую подушку» для обеспечения моей жизни. А в производстве — сколько потопаешь, столько и полопаешь! У меня внутри достаточно ресурсов, но я не супер-мега-бизнесвумен. Мне было бы странно услышать про себя такое. Мой уровень в бизнесе — «песочница». В Новосибирске есть масса людей, деятельностью которых, как предпринимателей, я искренне восхищаюсь. Они за меньший, чем у меня срок, поставили на поток еще более конкурентный бизнес. Например, Кристина Афонина с ее проектом NABS (федеральная сеть красоты. — ред.). Для меня это все еще начальная, «игрушечная» стадия — больше для души, чем для денег. Возможно потому, что не хватает опыта, решимости… У меня есть масса знакомых, в основном мужчины, которые создавали уже не один бизнес, прогорали и снова начинали заново, не особо переживая. Я так не могу — у меня нет психологии бизнесмена. Для меня любые вложения — это долгое обдумывание, анализ. А качественного скачка не будет без новых решений.

Конечно, мне хочется, чтобы «Конфетку?» развивался как нормальный самодостаточный проект, а не по остаточному принципу, а я и Александр были бы наблюдателями, включенными в процесс. Чтобы это был настоящий бизнес, а сейчас это больше хобби, которое приносит деньги.

Наверное, мы уже созрели для того, чтобы привлечь к проекту управляющего директора, который сможет на него смотреть со стороны и принимать четкие взвешенные решения, а не относиться к нему как к ребенку: «ой, коленочкой ударился», «ой, головку напечет», «помой ягодку»… Вот в этой ситуации, наверное, может быть конструктив. Это мой второй посыл Космосу.

Подготовила Юлия Данилова

Фото конфет Елены Симаковой

 

tkrasnova

Share
Published by
tkrasnova

Recent Posts

Новосибирские спортсмены заняли первое место на всероссийском турнире по ММА

В юбилейном Кубке имени Святого князя Александра Невского приняли участие около 100 участников из 23…

22 минуты ago

Рекомендации по выбору ёлки дал Роспотребнадзор новосибирцам

При выборе натуральной и искусственной ели есть свои особенности

19 часов ago