По информации контрольно-счетной палаты Новосибирска, в ближайшие 3 года предполагается рост муниципального долга на 9,9% (+2,3 млрд) к уровню текущего года, а расходов на его обеспечение на 9,4%, с 1,6 млрд в 2020-м до 1,8 млрд в 2021-2023 годах. Пиковое значение муниципального долга в расчетном периоде (в 2023 году) составит 25,6 млрд рублей. Такие данные привел аудитор городской КСП Сергей Ерохин в рамках заседания постоянной комиссии горсовета по бюджету и налоговой политике.

Несмотря на увеличение расходов на обслуживание муниципального долга, их доля в общих расходах (за исключением объема расходов, который исчисляется за счет субвенций) не превышает нормативного значения в 15%, сообщает аудитор. Долговая политика направлена на обеспечение сохранения объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне, стабильность обслуживания и погашение налоговых обязательств. Анализировали бюджеты в других муниципалитетах. Динамика налоговых и неналоговых доходов отрицательная. Соответственно, долг рос.

Не менее оптимистично настроена и мэрия Новосибирска.

В 2019 году дефицит бюджета и привлечение на внутренний долг было 1,8 млрд, в этом 1,2 млрд, говорит начальник департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска Александр Веселков. Наша стратегия снижать. Это пятилетняя стратегия снижения внутреннего долга.

Тем не менее депутаты горсовета отметили, что расходы по обслуживанию муниципального долга в настоящее время составляют значительную часть бюджетных расходов. При этом депутат Наталья Пинус напомнила и о резком скачке этих расходов за последние несколько лет.

Наш муниципальный долг составляет 87% от доходов, говорит депутат. Я изучала аналитику бюджетов и увидела, что Новосибирск по показателю долга на порядок выше всех остальных городов. Конечно, грустно это наблюдать при том, что мы знаем, что за последние пять лет у нас долг поднялся с 54 до 87%. Мы дальше, вообще, как думаем жить? Есть у нас какое-то понимание?

В мэрии факт скачка признают, объясняя рост долговых расходов событиями 5-летней давности, связанными с переначислением НДФЛ в пользу региона.

Вы знаете причину «прыжка» за один год с 55 до 74% — это пресловутые 10% НДФЛ, оппонирует Веселков депутату. Все расходы 2015-2016 годов были рассчитаны из другого уровня доходов, в них входили эти 10%. Мы не могли, начиная с 2015 года, делать даже такой дефицит, как сейчас планируем. Какой-то период был нужен, чтобы «закрыть» те расходы, которые были. Более того. У нас есть уверенность, определенная надежда, что в этом году мы сделаем дефицит меньше. То есть фактически он будет меньше, чем планируемый — 1,2 млрд.

На комиссии также прозвучало, что при росте долга и расходов на его обслуживание продолжает снижаться доля собственных средств, в том числе направляемых на реализацию на территории города масштабных проектов. Депутат Степан Сафонкин отметил, что отсутствует синхронизация предусматривающих такие объекты генплана и плана экономического развития с бюджетными возможностями Новосибирска.

Доля собственных средств в бюджете Новосибирска все ниже, говорит Сафонкин. Считаю, что нужно видеть картину немного шире. План социально-экономического развития города не отражает обеспеченность средствами на развитие, а генплан предусматривает рост числа школ, культурных учреждений и так далее. Те цифры, которые я сейчас вижу, ведут явно не туда, куда бы хотелось прийти. В советские годы план-пятилетка был обычной практикой. Люди, если видели, что идут не туда, меняли подходы, какие-то инструменты. Даже с региональным правительством выстраивать диалог будет гораздо эффективнее. Нужен документ, который бы накладывал наши финансовые показатели на планы развития города.

По мнению его коллеги по депкорпусу и избирательному объединению «Лига эффективности» Игоря Украинцева, ситуация складывается настолько, мягко говоря, непростая, что приходится наращивать долг просто на банальное «поддержание штанов», не говоря уже о каких-то глобальных проектах.

Если раньше Новосибирск брал в долг на какие-то глобальные проекты, на развитие, то сейчас мы берем в долг на то, чтобы выполнить какие-то свои социальные обязательства, рассуждает Украинцев. Когда семья берет ипотеку для расширения своей жилплощади, это нормально. А когда семья берет в долг на продукты питания, это уже совершенно отвратительная история.

Рассмотрение бюджета Новосибирска на 2021 и плановый период 2022-2023 годов в первом чтении запланировано на 3 сессии горсовета 4 декабря.

Фото: pixabay.com,  автор- Free-Photos

tkrasnova

Recent Posts

Из магазинов «Читай города» за год украли 300 тысяч книг

Самой большой популярностью у воров пользовались книги для айтишников

4 минуты ago