Новосибирский онлайн-шопинг: типичный и… самобытный

На дистанционной пресс-конференции компании «Яндекс.Маркет» оглашены предварительные итоги развития интернет-торговли в 2020 году. Выборка была сделана ООО «Яндекс.Маркет» вместе с исследовательским агентством GfK Rus по итогам 9 месяцев. Как подчеркнул руководитель отдела маркетинговых исследований «Яндекс.Маркета» Кирилл Шпара, 3 месяца, оставшихся вне поля анализа, могут изменить итоговые цифры уже несущественно.

По словам Кирилла Шпары, Россия вполне интегрирована в глобальный онлайн-ритейл и весьма весомо влияет на мировую статистику. 3,9 трлн долларов в год — объем мирового е-com. Это сопоставимо с ВВП Германии и с мировым авторынком. E-com России — это 2,5 трлн в год, по данным Data Inside.

Очень большой рынок

Россия — один из самых динамичных рынков, даже в долларовом измерении. Средний россиянин тратит примерно 250 долларов в онлайне (включая детей). Даже дети теперь субъекты этого рынка.

— Некоторые аналитики, впрочем, считают, что итоговая цифра 2020-го будет больше — и 2,9, и 3 трлн, — уточняет Кирилл Шпара. — 2,5 — цифра, которая была посчитана в середине года. От первой волны самоизоляции до второй. Доля продаж онлайна выросла с 6 до 9%. Фактически каждый десятый рубль, потраченный россиянином в течение года, тратился в онлайне. Да, 9% — это меньше, чем 16% общемировых, но достаточно много для национального рынка, для отдельно взятой страны. В США цифра тоже 16%, в Китае — 25%. Нам есть к чему стремиться. Думаю, с Китаем мы сравняемся к 2024 году. Прирост к показателям 2019-го составляет 44%. Практически рынок удвоился. Думаю, его ускорила самоизоляция. За 9 месяцев 2020 мы видим такой прирост к 9 месяцам прошлого года. Вероятно, что по итогам полного года прирост будет еще больше.

Два события очень повлияли на российский рынок онлайн-ритейла. Во-первых, весной в России разрешили дистанционную торговлю безрецептурными препаратами, это было простимулировано пандемией. Раньше под онлайн-покупкой лекарств люди понимали бронирование лекарств с последующим очным выкупом в ближайшей аптеке. Сейчас же они и доставкой пользуются, что стало возможно именно в 2020-м. Во-вторых, все больше продавцов начинают принимать карты. Государство их обязывает.

— Речь в соответствующем законе, прежде всего, идет о картах «Мир», — поясняет Екатерина Короткова, руководитель пресс-службы «Яндекс.Маркета». —  Но если раньше тематические магазины и маркетплейсы с годовым оборотом до 40 млн рублей могли вообще никакие карты не принимать, то сейчас они карты принимать обязаны. Мы видим рост количества оплат картами. Эти два тренда с долгосрочным эффектом — их действие мы будем наблюдать в прогрессии в ближайшие годы.

Как подчеркнули специалисты «Яндекс.Маркета», онлайн — это не только покупка, но и изучение товара для покупки в офлайне. 146 млн человек покупают или смотрят что-то в интернете.

— Онлайновых покупателей в России сейчас 50 млн, —  констатирует Кирилл Шпара. — Это больше трети всех, кто вообще выходил в онлайн. За прошлый год прирост — 8 млн. Это те, кто обратился к онлайну впервые. Именно в 2020-м. За 6 лет наблюдаем утроение для возрастной группы 16-55 лет. Каждый второй в этой возрастной группе что-то покупает в онлайне.

Проникновение в онлайн в Сибирском федеральном округе по статистике своей уступает только Уральскому и Центральному округам. Все другие округа позади Сибири. Новосибирск — окружной лидер. Что для самого большого и самого «оцифрованного» города, в общем-то, неудивительно.

— В Сибири хорошо развита логистическая инфраструктура, большое количество крупных городов, — рассуждает Кирилл Шпара. — За 9 месяц рынок онлайн-розницы в Новосибирской области вырос ниже, чем в среднем по России, но это треть к продажам 2019-го. По Новосибирску — 55% онлайн-шоперов. Больше, чем в среднем по России, на уровне столичных городов.

Оцифровка повседневности

Как отметил эксперт, в 2020-м снизилась трансграничная торговля — люди меньше хотели ходить на почту за посылками. Но в целом ее уровень в Новосибирской области выше, нежели в среднем по России.

— Одни и те же люди активно покупают и в российских, и в китайских магазинах, — констатирует Кирилл Шпара. — Таких в покупательском сообществе более половины. Треть покупателей покупает только в российских интернет-магазинах. Уровень лояльности к китайским магазинам в Новосибирске выше, чем в среднем по России. В городах ЦФО доля покупателей российских маркетплейсов выше. При этом каждый третий новосибирец — лояльный пользователь интернет-магазинов своего региона и соседних. Мотивация — недолго ждать товар, легко вернуть, удобные пункты самовывоза. Но две трети уже не видят разницы между локальным и федеральным.

Новосибирцы в большей степени, чем россияне в целом, готовы к онлайновым покупкам алкоголя, лекарств и продуктов. Правда, онлайн-покупка алкоголя с доставкой в России запрещена. Только онлайн-бронирование с локализацией выкупа в ближайшей винотеке. Когда легализуют полноформатную онлайн-покупку алкоголя, она будет встроена в общую статистику менее зыбко. Впрочем, когда такая легализация случится — непонятно.

Кирилл Шпара особо отметил не только макрорегиональное лидерство Новосибирска, но и его самобытность. Он живет как бы «перпендикулярно» некоторым  общероссийским трендам. Так, в прежние годы лидером онлайн-спроса по России была техника, смартфоны и аксессуары к ним. Одежда была на втором месте. В 2020-м одежда вышла на первое место.

— А в Новосибирске одежда и в прошлые годы была категориальным лидером, телефоны и смартфоны — топ-категория №2, — подчеркивает Кирилл. — То есть Новосибирск отличался от прежней общероссийской картины рынка. Сейчас можно сказать, что он тогда был ее прогнозной моделью.

В 2020-м новосибирцы чаще стали покупать в сети фрукты и прочую еду, средства личной гигиены, повседневную косметику (взрослую и детскую). 40%  новосибирцев уже покупали более частотные товары.  По сравнению с 2019-м, самая динамичная категория — продукты питания. Впрочем, средства личной гигиены тоже прирастают.

— Очевиден рост более частотных товарных категорий, которые раньше покупались офлайн, — констатирует эксперт. — Наблюдаем некоторое снижение среднего чека, ибо «частотки» — это ведь не покупка холодильника. К тому же, онлайн дает более рассудочный выбор, без ситуативной модели «просто зашла купить хлеба, увлеклась и  купила пылесос» (Этот феномен общеизвестен по офлайновым гипермаркетам и даже зовется «Ашан-эффектом». — Прим. автора).

Половина онлайн-активных новосибирцев делает покупки не реже 2-3 раз месяц. Это достаточно частотные покупатели, которые уже и продукты покупают, и предметы гигиены, и другую «повседневку».

Любопытство и осторожность

По словам Кирилла Шпары, новосибирский онлайн-рынок становится менее сфокусированным в демографическом смысле:

— Прежде ядро составляла возрастная группа 25-35 лет. Сейчас же мы наблюдаем прирост и в младших возрастных группах, и в старших. Это тоже один из эффектов самоизоляции. Рожденные после 2000-го прибавляют и в числе взрослых онлайн-покупателей, и детей младше 16 лет. По данным нашего исследования, каждый пятый онлайн-покупатель, имеющий детей, разрешает им самостоятельно покупать в интернете различные товары. Молодежь активно покупает через социальные сети и весьма оживленно обсуждает покупательский опыт.

Да, соцсети тоже стали средой онлайн-шопинга. Особенно легко это далось поколению, нативно владеющему такой коммуникацией. 20% — это каждый пятый онлайн-покупатель Новосибирска — уже покупают что-либо в соцсетях — во «ВКонтакте» или в «Инстаграме». Референтные параметры — статус проверенного поставщика, наличие информации из сообщества или собственный опыт.

Люди все чаще делают покупку со смартфонов — без использования стацинарного компьютера. В больших интернет-магазинах доля таких покупателей наибольшая – 50%.

— Наиболее популярное средство предоплаты и постоплаты — карта, — отмечает Кирилл Шпара. — Постоплата — преобладающий способ первой онлайн-покупки. Предоплата сильно выросла, но оплата в момент доставки лидирует. В некоторых регионах предоплата уже лидирует, но новосибирцы предпочитают расплачиваться при получении. Постаматы — уже треть способов получения. Растет самовывоз и обычная «курьерка». Самовывоз — предпочтительный способ при покупке одежды. Курьерская доставка активно прирастала в дни самоизоляции. Пик популярности курьерской доставки был в апреле-мае. На нее приходились две трети покупок. Сейчас курьерка сравнялась с самовывозом. Но люди этот сервис уже распробовали, и у него большое будущее вне зависимости от нюансов карантинного режима.

Срок приемлемого ожидания доставки — на день меньше, чем в 2019 году. В среднем люди готовы ожидать покупку не более 4 дней. Доставка дольше 11 дней — нежеланный вариант даже при крупных покупках.

У новосибирцев больше, чем у обобщенных россиян, развита потребительская любознательность — она парадоксальным образом сочетается с развитым чувством лояльности. Треть новосибирцев делают покупку в новом для себя онлайн-магазине. При этом они, конечно, проверяют магазин через сообщество состоявшихся покупателей.

— В Новосибирске для людей важен репутационный уровень, — поясняет Кирилл Шпара. — Большой магазин, дорожащий своим реноме, предпочтительнее, даже если конкретный новосибирец сам его посещает впервые. Просто он не ленится посмотреть отзывы или вбросить запрос в сообщество — дескать, кто там уже покупал, каковы впечатления?

В 2020-м темпы прироста онлайн-рынка ускорились существенно. Год назад прирост был 8-10%. Сейчас же уже треть покупателей — это те, кто в онлайн-шопинг пришли в последние 3-4 года.

Новосибирцы охарактеризованы специалистами «Яндекс.Маркета» как опытная онлайн-аудитория, быстро схватывающая покупательские тренды, сочетающая острожную вдумчивость и пассионарность. При этом у новосибирского онлайн-ритейла весьма просторный периметр роста. Во-первых, рельефно выделенного лидера в онлайн-ритейле нет (ни по всей стране, ни в регионах), во-вторых, большой город с растущей демографией – сам по себе лакомое поле для амбициозных операторов.

— Да, 55% покупают в онлайне, но еще 45% новосибирцев в интернете не покупают, так что рынку есть куда расти, — резюмирует Екатерина Короткова. — Тут еще много места для разных игроков. К тому же онлайн-розница — это отрасль с большой долей коллективного преобразующего воздействия. То есть, развивая свой онлайн-магазин, ты фактически развиваешь и онлайн-рынок в целом.

Фото: pixabay.com, автор- geralt

tkrasnova

Recent Posts

Аудиторы выявили нарушения при создании инфраструктуры в ПЛП

Кроме того, оказалось, что до сих пор не готова документация для начала строительства инфраструктуры в…

14 минут ago

Новосибирские управляющие компании не спешат благоустраивать площадки под мусор

За субсидией на благоустройство контейнерной площадки обратилась лишь одна УК

28 минут ago

Поставщик спецтехники обманул аграриев на 3 миллиона рублей в Новосибирске

Он подделал паспорта на часть приобретённого оборудования для получения госсубсидий

1 час ago

Олег Поскачин назначен замминистра строительства Новосибирской области

Он будет курировать восстановление прав дольщиков и работы на новых территориях

2 часа ago