Чтобы выполнить указ президента и перейти на односменное обучение регион должен ввести более 26 тысяч мест до 2025 года.
Одним из актуальных вопросов развития Новосибирской области, с которыми столкнулся регион в последние 5 лет, была проблема нехватки мест в детских дошкольных учреждениях. Очередь в детские сады растягивалась на несколько лет не только в полуторамиллионном Новосибирске, но и в небольших сельских поселениях. Области пришлось активно строить новые и реконструировать старые детсады. Сегодня в 33 муниципальных образованиях региона этот вопрос решен, до конца года будет введено еще 5 540 мест. Но теперь перед областными властями в полный рост встает проблема нехватки мест в школах — бывшие детсадовцы идут в первый класс. Похожие проблемы наблюдаются во всех регионах России — таковы последствия демографического подъема.
В следующем году в стране начнется реализация федеральной программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2016—2025 годы». Планируется, что на первом этапе на односменное обучение будет переведена «началка», а также 10—11-е классы. На втором — до 2025 года — одна смена будет введена в средней школе. Задача Новосибирской области — войти в эту программу, подготовив необходимый пакет документов. Об этом на недавнем заседании комитета по образованию Законодательного собрания региона говорили депутаты и представители исполнительной власти.
— Насколько мы готовы к этой федеральной программе? Проанализирована ли ситуация в нашей области, и готовы ли предложения к правительству Российской Федерации, чтобы участвовать в этой программе? На какие объемы федеральных субсидий мы можем рассчитывать? И как она будет решена — построим новые школы или пристройки? — сформулировал волнующие всех вопросы парламентарий Артем Скатов.
По словам министра образования, науки и инновационной политики области Сергея Нелюбова в регионе уже прошло несколько совещаний с представителями муниципалитетов и ведется мониторинг ситуации: сегодня в новосибирских школах во вторую смену обучается 2 254 класса — около 17 % от всего числа школьников.
— Чтобы полностью решить проблему и перейти на односменное обучение, в ближайшие годы нам надо построить, как минимум, 46 новых школ с общей вместимостью более 26 тысяч мест и провести реконструкцию 60 существующих объектов. Наибольшая нехватка мест наблюдается в Новосибирске, Бердске и Оби. В Новосибирске наиболее проблемные микрорайоны Чистая слобода, на Ключ-Камышенском плато переполнена школа № 155, – рассказал Сергей Нелюбов.
По планам, в 2016—2017 годах в каждом субъекте страны будет построена хотя бы одна школа от 1000 до 1500 мест за счет федерального бюджета по типовому проекту. Остальные объекты будут строиться по программе софинансирования.
— Пока не понятно, каким будет финансовое соотношение, есть ощущение, что будет 1 к 3. Мы сейчас будем вести переговоры на тему — можно ли в 2016 году начать строить по нашим проектам, не дожидаясь типовых, чтобы год не потерять. Потому что типовые проекты будут готовы не раньше 2016. Пока мы в начале переговоров, — говорит заместитель губернатора Новосибирской области Виктор Шевченко.
Парламентарии обратили внимание на проблемы, которые важно учесть при создании региональной программы, отражающей потребность области в новых школах.
— В софинансировании строительства школ будут участвовать не только федеральный и областной, но и муниципальные бюджеты — подвод коммуникаций к объекту оплачивает местный бюджет. Значит нужно посмотреть, какой из муниципалитетов будет готов в это вкладываться, — отметила депутат и директор лицея №6 города Бердска Зоя Родина. — Кроме того, проблемные города — Новосибирск, Бердск, Обь — являются лидерами по вводу жилья. Приобретают его в основном молодые семьи с детьми. К тому же к нам многие едут из других регионов. Очень сложно будет предусмотреть все это, чтобы быстро уйти от второй смены. Но все же хочу попросить вас обратить на это внимание.
Депутат Татьяна Есипова попросила учесть при выделении средств на реконструкцию школьных зданий две коррекционные школы Новосибирска — № 53 и № 148 для детей с нарушениями умственного развития, находящиеся в аварийном состоянии. Законодателей также интересовал вопрос, как будут выделяться деньги на строительство пристроек к существующим школам.
— Тема пристроек к школам гораздо сложнее, чем кажется. Мы зачастую не понимаем масштабов реконструкции. Я проехал по районам, увидел, например, школа планирует пристройку, которая предполагает увеличение количества помещений для размещения классов. А когда задаешь вопрос — какая вместимость пищеблока, выясняется, что для того, чтобы пищеблок смог кормить всех детей в одну смену, нужно в два раза увеличить его мощность. Смотрим на имеющийся спортзал и понимаем, что нужен будет еще один, чтобы всех вместить. Поэтому, в первую очередь, мы будем делать ставку на строительство новых объектов — там, где есть острая нехватка мест и там, где аварийная ситуация, – ответил на это вопрос Виктор Шевченко.
Парламентарии также рекомендовали провести оценку состояния и целевого использования всех учреждений образования, в том числе училищ, коррекционных школ и детских домов, которые были оптимизированы в последние годы.
Фото: Alexey Ivanov
Татьяна Бабушкина
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется