По экспертным расчетам, ежегодно для этой сферы в регионе закупается продуктов на 3,9 млрд руб.
— Население Новосибирской области сегодня составляет 2,7 млн человек, из них 983 тысячи — получатели социального или коллективного питания. Это не бедные люди, а те граждане питание которых организовывает государство исходя из различных потребностей. Для системы социального питания в регионе ежегодно закупается продуктов на 3,9 млрд руб. Для сравнения, адресная продовольственная помощь в области ежегодно предоставляется 12 тыс человек на сумму 5 млн руб, — заявил на стратегической сессии «Выработка консолидированного видения концепции развития социального питания и внутренней продовольственной помощи» в рамках Агрофорума -2017 вице-президент Союза профсоюзов России Андрей Плышевский.
В сферу социального питания, по его словам, включены армия, тюрьмы, детские сады, школы, вузы, техникумы, учреждения здравоохранения и социальные объекты, производственные предприятия, где необходимо организовывать питание больших коллективов в строго определенные периоды времени.
— Мы проанализировали ситуацию в Новосибирской области и оказалось, что только 1.4 млрд средств или 37% в расходах на социальное питание — это бюджетные деньги. Остальное — внебюджетное финансирование. Почему? В больницах — это деньги ФОМСа, в детсадах более 1 млрд руб платят родители, в школах бюджет компенсирует питание только 15-20% детей (683 млн руб), 583 млн также родительские деньги. Уверен, если бы родители понимали, что деньги не идут неизвестно куда и для их детей будет организовано качественное питание, то только по школам можно было бы увеличить поступление внебюджетных средств в систему до 2 млрд руб, — говорит Плышевский.
Эксперт рекомендовал новосибирцам обратить внимание на опыт регионов, где уже разработана и внедрена система социального питания.
— Если взять продовольствие, которое у вас закупается в натуральном виде, и предложить контракты местным сельхозпроизводителям, причем не завтра, а заранее, в декабре под будущий урожай, как это делает Томская область, с распределением поставок от сорта и хранения продукции, то вместо 3,9 млрд руб на тот же объем продуктов можно потратить 2.2 млрд. На логистику и хранение уйдет около 600 млн руб, вот и получается, что сегодня около 1 млрд руб растворяется в коррупционных схемах и карманах перекупщиков, — констатировал Плышевский.
Для настройки системы он предлагает создать в регионе проектный офис для комплексного решения вопроса, консолидации средств различных бюджетов (здравоохранение, соцразвитие, образование), а также выстраивания взаимосвязей между потребителями и местными производителями.
— Сейчас много говорят о недофинансировании сельского хозяйства, о недостаточном объеме господдержки, но при правильном построении системы 3,9 млрд руб можно через гарантированный госзаказ дополнительно направлять на поддержку местных агропредприятий, — говорит он. — На сэкономленные средства можно закупать дополнительные продукты для школ или больниц, их можно дать фермерам на развитие, либо в виде субсидий предложить инвесторам, чтобы они вкладывались в новые объекты инфраструктуры, которых не хватает региону.
По этому принципу, по его словам, уже выстроена работа проектного офиса в Вологодской области. В августе 2016 года, созданный в регионе проектный офис взял на обслуживание 10 больниц, обязался завезти продуктов на 400 млн руб, и при этом сэкономить 30% средств.
— Как сегодня проходят торги? На них выставляются объединенные лоты — бананы, яблоко, молоко, куры, колбаса и т.д., что сразу отсеивает местных производителей. В Вологодской области мы проводим закупки через уполномоченный склад куда производители привозят свою продукцию. В его задачи входит проведение лабораторных исследований, проверка соответствия товара контрактным обязательствам по качеству, количеству и времени доставки, претензионная работа с поставщиками. После этого склад развозит комплекты продуктов в учреждения по конкретному количеству пациентов. В результате мы потратили 305 млн руб, то есть 95 млн раньше просто куда-то исчезали. Кроме того, нам удалось сегментировать поставки, с нами начали работать местные фермеры, за счет прямых закупок мы скинули цены на 14% и выгадали еще 40 млн руб, то есть для государства мы сэкономили 135 млн. Конечно, на обеспечение работы уполномоченного склада тоже потребовались средства — около 40 млн руб в год, но экономия все равно получилась приличная. Надеюсь, в следующем году нам удастся расширить эксперимент и подключить к системе другие больницы и школы. Не исключаю, что этот опыт может быть использован и в вашей области, с учетом изменения в руководстве региона (врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников — экс-мэр Вологды), — заметил Андрей Плышевский.
Судя по сообщениям вологодских СМИ и регионального отделения ОНФ, на начальном этапе удлинение логистической цепочки в виде уполномоченного склада, приводило к задержкам в поставке продуктов, несвоевременному подписанию актов и накладных, задержке оплаты поставленного товара. В мае 2017 на социальный склад завозились продукты для 84 социальных учреждений области. Как отметил в интервью телеканалу «Россия-Вологда» замгубернатора области Андрей Кожевников, как бизнес проект, склад себя уже окупил. Его оборот на тот момент составлял 15-18 тонн в день.
По словам Андрея Плышевского, «шикарная» система социального питания создана в Ульяновской области, где 85% продукции для организации коллективного питания уже закупается у местных производителей.
— Говядину они на 100% закупают у своих фермеров. Если раньше шлейф нетелей мешал молочным фермам, то сейчас они понимают, что за год у них заберут точное количество голов скота. Как результат, цена мяса в убойном весе для социального питания составляет 190 руб за кг, — рассказывает эксперт. — В регионе разработан областной закон о социальном питании, создана ассоциация операторов и поставщиков, которая жестко контролируется, эффективно работает общественность. Можно брать их опыт и работать.
Директор «Сибирского Федерального центра оздоровительного питания» (НП «СФЦОП»), эксперт по организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз Яков Новоселов отметил, что при политической воли региональной власти создание такого проектного офиса и системы социального питания в области вполне возможно. Формирование сети оптово-распределительных или производственно-логистических центров в законодательстве РФ прописано еще в 2016 году, как элемент возрождения потребкооперации в современных условиях.
— Это один из единственных способов развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, защита производителей от произвола торговых сетей, реальный контроль за качеством продукции, которая поставляется в госучреждения, а также исключение звена перекупщиков, — перечисляет он.
По мнению Новоселова, проектный офис нужно создавать в рамках региона, но опыт других субъектов федерации также необходимо изучить.
— Что касается обеспечения условий его работы, складских площадей, которые необходимы для централизации закупок, то любой проект, как правило, реализуется в рамках сотрудничества власти, общества и бизнеса, заинтересованного в его развитии. В регионе складов сегодня достаточно, — уверен Яков Новоселов.
Председатель совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Новосибирской области, глава КФХ ОЛИМП Юрий Шелудяков отметил, что на местных фермеров еще никто не выходил с предложением принять участие в системе социального питания.
— Здесь есть определенные сложности, так как требования по поставке продукции в школы и детские сады достаточно сложные. На мой взгляд, это очередное «заявление с трибун», которое не будет реализовано. Система требует очень серьезной работы, а у нас не могут решить актуальную для селян проблему с зерном, — заявил Шелудяков. — Мы просили объявить чрезвычайную ситуацию, так как у многих фермеров катастрофическое положение, но нас не слышат. Очень высока вероятность, что большинство местных сельхозпредприятий уйдут на банкротство. Кого в систему социального питания встраивать будут?
Об интересе к системе социального питания новосибирские производители говорят уже несколько лет, но пробиться на торгах в школы и детсады, по их словам, практически невозможно.
— Если взять продовольствие, которое у вас закупается в натуральном виде, и предложить контракты местным сельхозпроизводителям, причем не завтра, а заранее, в декабре под будущий урожай, как это делает Томская область, с распределением поставок от сорта и хранения продукции, то вместо 3,9 млрд руб на тот же объем продуктов можно потратить 2.2 млрд. На логистику и хранение уйдет около 600 млн руб, вот и получается, что сегодня около 1 млрд руб растворяется в коррупционных схемах и карманах перекупщиков, — констатировал Плышевский.
Для настройки системы он предлагает создать в регионе проектный офис для комплексного решения вопроса, консолидации средств различных бюджетов (здравоохранение, соцразвитие, образование), а также выстраивания взаимосвязей между потребителями и местными производителями.
— Сейчас много говорят о недофинансировании сельского хозяйства, о недостаточном объеме господдержки, но при правильном построении системы 3,9 млрд руб можно через гарантированный госзаказ дополнительно направлять на поддержку местных агропредприятий, — говорит он. — На сэкономленные средства можно закупать дополнительные продукты для школ или больниц, их можно дать фермерам на развитие, либо в виде субсидий предложить инвесторам, чтобы они вкладывались в новые объекты инфраструктуры, которых не хватает региону.
Фото: баз- с сайта правительства Вологодской области, др- это из личного аккаунта Андрей Плышевский в Фэйсбуке
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег