Региональное представительство Национального совета по корпоративному волонтерству (НСКВ) начало работу в Новосибирской области в 2018 году. В его состав вошли компании, реализующие благотворительные, волонтерские социальные и экологические проекты в регионе: ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», АО «ДХЛ Интернешнл», ООО «Марс», Coca-Cola HBC Россия, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ЗАО «Энергопром – НовЭЗ».
Пандемия сильно скорректировала планы компаний. В условиях самоизоляции многие активности оказались недоступны. Однако «вирус» добровольчества пробил себе дорогу и в таких условиях. На онлайн-конференции «Волонтерские и благотворительные проекты: сотрудничество бизнеса, власти и некоммерческого сектора в новых реалиях», организованной порталом «Infopro54» и НСКВ, участники рассказали о том, как поддерживали программы волонтерства в условиях ограничений, и о том, как полученный опыт можно использовать в будущем.
— Несомненно, «pro bono», как вид волонерства, имеет больший потенциал, чем традиционные формы. Важно правильно донести до сотрудников то, как они могут, используя свои профессиональные возможности, помочь некоммерческим организациям. Здесь речь идет о тех компетенциях, которые высококвалифицированные сотрудники используют в рамках бизнеса, но могут задействовать их и вне этих рамок, помогая на добровольческой основе некоммерческому сектору для решениях важных для него стратегических задач. Для этого, в частности, мы в ФМИ начали проводить вебинары для сотрудников и рассказывать о том, что такое «pro bono» и какую помощь можно оказать, используя, к примеру, платформы todogood или ProCharity. У нас уже есть первый успешный опыт, мы собрали две команды из профессионалов различных департаментов ФМИ и в режиме мозгового штурма начали работу над проектами двух фондов — наших партнеров: Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и некоммерческого фонда «Без рек как без рук», — поделился Шарков
По его словам, «pro bono» может быть как командной, так и индивидуальной добровольческой деятельностью, а объединение для таких целей людей из разных компаний может дать еще больший синергетический эффект. «Pro bono» — это зона роста для волонтерства, уверен глава регионального НСКВ.
В дополнение, по его словам, до тех пор, пока не будут сняты ограничения на совместные массовые волонтерские акции, компании могли бы проводить собственные акции в сфере экологии при условии соблюдения всех установленных государством ограничительных мер, а также мер предосторожности, например распределяя участки по посадке или уборке, а также устанавливая временные сроки проведения акций таким образом, чтобы не допускать массового скопления волонтеров на одном участке в одно время. Такие самостоятельные акции компаний можно проводить под зонтиком НСКВ или приурочивать их к определенному всероссийскому или международному дню. Подобный вариант тоже может стать решением для поддержания культуры корпоративного волонтерства в компаниях.
— С марта «Балтика» развернула по всей стране кампанию «Несмотря на расстояние, остаемся вместе». Помощь также направляли точечно: пожилым людям и волонтерам, доставляющим им продукты, помогали медикам во всех регионах присутствия компании. На наш взгляд, такая помощь обществу — это часть социальных инвестиций, они возвратятся к нам благополучием местных сообществ, частью которых является мы сами, наши пивоварни, сотрудники, клиенты, потребители. Игнорировать такие запросы и риски нельзя, это может сказаться на бизнесе. Пандемия это наглядно продемонстрировала, — подчеркнула Малетина.
В самом Новосибирске «Балтика» совместно с АНО «Центр развития социальных технологий» помогала с приобретением масок и дезинфекторов для волонтеров. Их было куплено свыше 12 тысяч штук. Обеспечивала бутилированной водой туристов на карантине в обсерваторах — 2200 бутылок. 24 тысячи бутылок воды и кваса были переданы медикам и пациентам в ГКБ №11 и инфекционную больницу №1 в Новосибирске, а также больницу №20 и на станцию скорой помощи в Красноярске.
Традиционные акции — рейды, когда сотрудники выходят на точки продаж и убеждают продавцов не отпускать алкогольную продукцию несовершеннолетним, в этом году заменили на челлендж. Люди в соцсетях делятся своими историями о том, как они говорят с детьми об алкоголе.
Сидельникова с сожалением заметила, что в период пандемии компания столкнулась несколькими важными вызовами: заметно сократилось финансирование программ корпоративной социальной ответственности и в то же время наметился рост запроса от благополучателей.
Чтобы работать в этих условиях компания поменяла фокус: целью ее поддержки стала новая аудитория — медики и волонтеры. Именно в больницы в пик пандемии шли гуманитарные отгрузки. Прежнюю аудиторию — а это в большей степени дети с ограниченными возможностями и ментальными особенностями — поддерживали через фонды. В Новосибирске напитки передавали через фонд «Солнечный город» для пенсионеров и незащищенных групп населения, в больницу №11.
— В пандемию мы сделали акцент на гуманитарной помощи: так, наше производство в Москве перепрограммировало 3D-принтер на печатание лицевых щитков — и для наших сотрудников, и в качестве гумпомощи. Мы передали на эти гуманитарные нужды 500 тысяч литров напитков. Их получили 250 тысяч человек в 25 регионах страны. Также были закуплены 32 аппарата ИВЛ и переданы в Красный Крест, — рассказала Татьяна Сидельникова.
От любимых оффлайн экологических акций в Coca-Cola временно отказались, как и от непосредственных выездов добровольцев в социальные учреждения. «Pro bono» волонтерство, которое пытаются продвигать в компании, пока находит не много сторонников, но просветительские шаги в этом направлении, по оценкам Сидельниковой, возможно изменят отношение со стороны сотрудников к таким инициативам.
В целом, пандемия дала возможность компании посмотреть на все свои программы и проекты с другой стороны. И такое видение принесло плоды. К примеру, экскурсии, которые проводили на заводах для ребят, перешли в виртуальный формат. Это позволило вовлекать в активность людей, живущих далеко от предприятий. Выросла значимость гуманитарной помощи. Появились новые форматы социального партнерства и волонтерства.
— Это значит, что онлайн-инструменты, внедренные сегодня, однозначно останутся навсегда, — делает вывод Сидельникова.
— В новых условиях волонтеры не могли, как раньше, кормить и гулять с животными из приютов, поэтому мы сфокусировали свою помощь именно на таких организациях. В Новосибирской области ее получали два приюта для домашних питомцев. За 5 месяцев им были переданы 7 тонн кормов. Мы продолжили реализацию программы по «усыновлению» питомцев из приютов. Компания помогает приютам с размещением и продвижением информации о таких животных, кормами для их питания на первоначальном этапе и консультациями специалистов, которые рассказывают об особенностях содержания в семье приютских животных, — поделилась Позднякова.
В рамках социальной политики «Ростелеком» давно сотрудничает с ПФР и поддерживает программу «Азбука интернета», которая разработана для обучения навыкам работы в интернете и за компьютером граждан старшего возраста и людей с ограниченными возможностями.
— Раньше это были обычные очные курсы длительностью полтора-два часа несколько раз в неделю в специально оборудованных классах, индивидуально с каждым слушателем. Люди получали базовые навыки, но не знали, как их применить для улучшения своей жизни. Родилась идея записать вебинары для тех, кто владеет базовыми навыками и хочет расти дальше, — поясняет Дегина.
И до пандемии у НКО, с которыми сотрудничает компания — Криводановская модельная сельская библиотека им. А. Кухно и НП «Человек», были проблемы с поиском помещений, а пандемийные ограничения и вовсе свели эту работу на нет. Вебинары оказались удачным ходом и помогли увеличить аудиторию курсов: к ним подключались от 17 до 50 человек. Всего в этом году курсы прошли 150 человек. Темы соответствовали интересам аудитории, плюс каждый вебинар дополнялся блоком кибербезопасности.
— Из Новосибирска инициатива стала расходиться по всей Сибири, это значит, что мы сможем охватить больше людей нашим просветительским проектом. Что касается оффлайн-обучения, мы рассчитываем вернуться к нему, когда не будет ограничений, — подытожила Дарья Дегина.
Именно это предлагает бизнесу региональная и городская власть, а также некоммерческие организации. Совместная работа, координация усилий в проектах позволят увеличить и число добровольцев, и число тех, кто получит помощь.
Ирина Дончева поддержала развитие «pro bono» волонтерства и предложила усилить информационную поддержку этого направления. Больше про него рассказывать молодежи, в том числе на тех информационных ресурсах, которыми располагает регион.
Она считает, что области будет полезен опыт других субъектов федерации в сфере волонтерства и добровольчества.
— Для этого стоило бы создать площадку для общения и обмена опытом. Кроме того, в условиях пандемии имеет смысл развивать виртуальный аналог проекта «каникулы в семье» или «выходные в семье», когда дети из детских домов гостят у новосибирцев. Можно наладить виртуальное общение между такими детьми и теми, кто готов это делать на постоянной основе. Такой опыт тоже будет обогащать ребят, — уверена Серова. — И самое главное: необходимо шире вовлекать и информировать студентов и школьников области о различных корпоративных благотворительных инициативах. Это поможет сделать многие проекты более массовыми, а значит, о них узнает больше людей и больше людей получат помощь добровольцев.
— Город позаботился о том, чтобы создать информационную систему, где есть база данных об организациях, оказывающих социальные услуги и об их получателях, разработан социальный паспорт гражданина. Здесь есть поле для развития и создания разных проектов помощи совместно с коммерческими и некоммерческими благотворителями, — считает эксперт.
Юлия Гусева также поблагодарила компании, которые предоставляли благотворительную помощь в виде продуктов питания, питьевой воды, средств индивидуальной защиты маломобильным и пожилым горожанам в период пандемии.
Общественница считает, что благотворителям необходима межрегиональная площадка для обмена опытом и координации совместных проектов. Также важно вовлекать в сферу добровольчества и благотворительности малый и средний бизнес.
— Пандемия показала, какие высокие стандарты помощи есть у крупных и международных компаний. А средние и малые компании почти не включены в эту сферу. Возможно, НСКВ нужно помочь среднему бизнесу выработать и внедрить практики корпоративного добровольчества, — предложила Малицкая. — Пандемия выявила и огромный запрос на адресную помощь. Бизнес, особенно столичный, не знает, к кому обратиться в регионах, кто там с какими целевыми группами нуждающихся в поддержке работает, а значит, нужна лучшая координация и информированность. И еще один тренд, несколько печальный для нас, — наши огромные административные расходы на доставку той же бесплатной помощи никто не компенсирует. Плюс на 40% сократились планируемые целевые поступления на системные проекты. Хотелось бы, чтобы оказание адресной помощи не вытесняло и помощь системным социальным проектам.
Эксперт отметила, что за последние годы изменился формат взаимоотношений между бизнесом и НКО. Если раньше это был вариант проситель–благодетель, то теперь это все более вариант взаимовыгодного сотрудничества.
— Наша работа — поддержка детей. И тем, кто хотел бы сотрудничать с нами в такой помощи, мы всегда готовы предложить комфортные условия для взаимодействия. Можно традиционно помогать подарками на различные праздники или приобретением канцелярии к новому учебному году. Можно провести мастер-класс, тренинг, поучаствовать в какой-то активности. Можно просто разместить листовки о нашей деятельности на своих информационных ресурсах. Можно сделать что-то лично для наших детей: помочь с мебелью, строительными материалами, перевезти что-то тяжелое по их просьбе, купить средства гигиены, помочь любыми товарами и услугами, в которых нуждаются наши подопечные. Выбрать можно любой способ помощи, мы открыты для любого сотрудничества, — объяснила Полина Петрова.
По мнению специалиста, это именно то направление волонтерства, которое сейчас нужно всячески поддерживать. Дело в том, что некоммерческий сектор при взаимодействии сектором коммерческим не всегда видит и понимает, как с ним работать, к кому именно нужно обращаться. Нередко в коммерческих структурах НКО видят тех, кто может им помочь средствами для их проектов, но не видят людей, которые и сами могут стать волонтерами на акциях НКО или помочь как-то иначе. Здесь, считает Анна, может помочь «Волонтерский корпус» — как организация, которая может стать аналитиком для выявления потребностей тех или иных участников движения, а также координатором совместных действий на благо организаций и деятельности добровольцев.
— Кто-то хочет помогать детям, кто-то — животным, кого-то волнуют вопросы экологии. Это разные запросы и разные группы людей. Выявив запрос, мы уже сможем найти механизмы для его покрытия, спланировать действия и направить потенциальных добровольцев на удовлетворение их потребности в помощи, — поясняет руководитель волонтеров.
— Для тех, кто проходит курс длительной терапии, мы запустили удаленную форму поддержки. Команда наших специалистов все необходимые манипуляции могла выполнить непосредственно выезжая с визитами к участникам исследований, — поделилась Нина Орешкина.
Второй важный проект, который начал работать в пандемию в «ИНВИТРО» — это информ-страница, где публиковались материалы и статистика по ковиду. Ресурс оказался популярен и у врачей, и у пациентов.
Третий проект — виртуальный госпиталь, который пока действует только в Москве и Московской области для пациентов с раком молочной железы.
— И, конечно, нужно сказать о нашем системном проекте — сотрудничестве с «Русфондом» по созданию отечественной базы доноров костного мозга. Мы не можем помочь всем, поэтому делаем то, что можем. И нам уже удалось привлечь более 20 тысяч доноров. В международный День донора, который отмечался в середине сентября, в нашу базу вступили 250 человек, в Новосибирске к нам присоединились более 30 человек. Каждый донор — это чья-то надежда на жизнь, на здоровье, на выздоровление, — подытожила Орешкина.
— За все время работы мы получили 1900 заявок. Примерно 260 участников дошли до полуфинала — этапа, на котором предприниматель уже может получить поддержку в виде обучения в акселерационной программе. Финалисты, сейчас их 65, стали участниками программы «Инкубатор», 40 из них выиграли грант в размере 1,2 млн рублей на развитие идеи в течение года. Помощь нашего партнера Теле2 — это как раз отбор проектов. Именно с ними мы начинали этот наш проект, — пояснила София Шагинян.
Она также отметила, что среди тех специалистов и топ-менеджеров, кто принимал участие в проекте в качестве кураторов или консультантов начинающих предпринимателей, очень высока удовлетворенность от такой помощи. Большая часть участников и победителей также уверены в том, что участие в конкурсе помогло им как увеличить устойчивость своего бизнеса, так и число благополучателей.
Эту программу корпоративные волонтеры KFC ведут вместе с фондом «Открывая горизонты». Участвовать в ней могут подростки 12-17 лет. Цель программы — обогатить взгляд ребят на темы профориентации и усилить их навыки. Программа охватывает больше 40 регионов России — от Калининграда до Владивостока.
— В рамках программы мы проводим образовательные игры и тренинги по навыкам 21 века, организуем встречи с представителями профессий, экскурсии-квесты на разные предприятия. В Новосибирске ребята побывали в аэропорту «Толмачево», компании 2ГИС, отеле «Абникум», и, конечно, у нас в KFC. В Новосибирске мы работаем с детьми из «Барышевского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей», МКУ «Жемчужина» и МКУ «Созвездие», — рассказывает Алена.
Ведут программу тренеры-кураторы и волонтеры-игротехники. Нередко это молодые специалисты, только недавно вступившие на профессиональный путь. Встречи проходят раз в 2 недели, с октября по май. Продолжительность участия в программе — 3 года.
— Участие в этой программе очень важно и для ребят, и для наших волонтеров. Их навыки улучшаются, появляются возможности для карьерного роста или вообще смены профессии. Растет уважение внутри компании. И сами они уже не ограничивают себя в добровольческих инициативах, начинают активно участвовать и в экологических, и в донорских, и во многих других акциях, — считает Халецкая.
В целом, сделали вывод участники конференции, пандемия заставила компании задуматься над обновлением «меню» волонтерских возможностей и приспособить свою деятельность к новой онлайн-реальности. Такой опыт будет полезен для дальнейшего развития добровольчества в стране.
Объем инвестиций в проект составил 2,3 млн рублей
Её строительство планировалось начать в 2024 году
На суде выяснилось, что мужчина часто садился за руль пьяным
Этот фермент также выявили в сосисках, которые ранее продавались в магазинах Новосибирска
Это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года
Всего под ярмарки мэрия отвела семь площадок