Новые попытки скорректировать российский сегмент глобальной сети обсуждаются сегодня политиками, учёными и культурными деятелями. Обновлённый рунет должен содержать фильмы, книги, видеоигры, радио и ТВ, способные воспитать настоящего гражданина. Остальное предлагается ограничить.
Авторами идеи «патриотического интернета» стало Российское военно-историческое общество, члены которого после сделанного немецким журналистам заявление Арсения Яценюка о вторжении СССР в Германию и на Украину, объявили «новую беспощадную войну» за умы молодёжи.
Идея пока не обрела чётких форм, но её уже поддержали вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр культуры Владимир Мединский, актёры Сергей Михалков и Михаил Пореченков, а также ряд учёных и деятелей искусств.
Критерии оценки чётко сформулировать будет сложно. Ведь сегодня в виртуальном пространстве есть славянские, военные, советские, националистические, коммунистические, левые и правые, антипутинские и просто оппозиционные сайты — и все они называют себя патриотическими.
Поставить фильтры на определённый контент технически осуществимо. Можно закрыть конкретные сайты, как это сделано в Северной Корее, Ираке, Пакистане. Там весь интернет модерируется, доступа к общемировым социальным сетям вообще нет. Однако не все согласны с такими перспективами.
— Не хочется, чтобы в нашей стране до такого доходило,— говорит Данил Иванов, депутат Законодательно Собрания Новосибирской области. — Говорить о том, чтобы проводить полную модерацию интернета и оставлять только патриотический контент, считаю, неоправданно. В этом есть противоречие самой функции интернета как базы данных. Все мы жили в советское время и понимаем, что цензура, пропаганда и однобокое преподнесение информации ни к чему хорошему не приводит. Конечно, должны быть ограничения сайтов, пропагандирующих терроризм, самоубийство, распространение наркотиков, педофилию. И такая система уже внедрена, и она, на мой взгляд, эффективно работает. Граждане или общественные организации направляют жалобу в Роскомнадзор, те очень оперативно реагируют — сразу же блокируют ресурс, потом разбираются. Если замечания устранены или претензии не подтвердились, сайт подключают обратно.
А патриотизм лучше воспитывать, создавая новые ресурсы и активно их продвигая. Запретительные меры по отношению к альтернативной информации вызовут только отторжение у молодёжи.
О том, что запреты вызовут обратную реакцию уверен и доктор философских наук, член Союза журналистов России Дмитрий Винник:
— Я большой патриот, «крымнаш» и всё такое. Но мне затея «зачистки» российского интернета, активизация всяких общественных организаций, интернет-дружинников, которые бы кляузы строчили в Роскомнадзор, банили и троллили сайты пятой колонны кажется ретроградной и бессмысленной.
Блокирование сайтов, а тем более блокирование ссылок на ссылки, ведёт к нарушению глобальной связности российского сегмента интернета, что очень плохо сказывается на трафике, оптимизации и его отказоустойчивости. Чтобы рунет был суверенным и патриотическим, нужно заниматься не фильтрацией контента. Надо, чтобы Сеть была независимой на уровне технической реализации. Желательно, чтобы у нас развивалась своя элементная база, были отечественные технические узлы, кабели, операционные системы, совместимые с Сетью, но которые невозможно было бы блокировать удалённо, скажем, из офиса Майкрософта. Такая система в случае эскалации обстановки и отключения нас от глобального интернета позволит сохранить наши коммуникационные системы, устойчиво общаться внутри страны и, например, с Китаем. Хотя идея параллельного интернета, например, для промышленного или научного сообщества мне нравится. Да и техническое решение есть. Интернет сегодня сильно замусорен, и такая автономная, освобождённая от сорной информации Сеть была бы полезна. Это не значит, что она никак не должна быть соединена с интернетом, но попадание в неё информации из глобальной сети должно надёжно фильтроваться.
Закон о вредоносных сайтах, приравнивание популярных блогеров к СМИ, идея суверенного интернета, а теперь вот и патриотического — тенденции очевидны. Удивительно: ещё каких-то 15 лет назад «интернет» везде писали с большой буквы, казалось, что Сеть — это пространство безграничной свободы, повлиять или ограничить которую ни технически, ни законодательно не возможно. Как быстро меняется время!
Фото: личный архив экспертов, © Depositphotos.com
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег